Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель этой работы - изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на новый этап развития.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Конституции РФ 1993 г. 5
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции РФ 5
1.2 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 года 7
1.3 Структура конституции РФ 10
Глава 2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 14
Глава 3. Общая характеристика Конституции РФ 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного управления в России»
на тему: Конституция России 1993 г. как основной документ государственного управления
Выполнила студентка
группы ДМГ-103
Тарасова Елена Дмитриевна
Научный руководитель
Москва,
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Конституции РФ 1993 г. 5
1.1 Понятие
и социальная сущность
1.2 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 года 7
1.3 Структура конституции РФ 10
Глава 2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 14
Глава 3. Общая характеристика Конституции РФ 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Одним из существенных признаков создания правового государства является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".
Цель этой работы - изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
По моему мнению, ныне
действующая Конституция имеет
большой правовой потенциал,
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.
Конституция закрепляет основы
конституционного строя государства,
его территориальное
Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.
Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.
Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов,
Основной закон государства
Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.
Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Процесс разработки проекта Конституции Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик.
16 июня 1990 года I Съезд
народных депутатов РСФСР
Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.
Но уже к концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы — каждая из противоборствующих сторон — Президент и руководство Верховного Совета РСФСР — предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.
Были подготовлены и альтернативные проекты Конституции РФ:
1. Проект рабочей группы
в составе: С.М. Шахрая (руководитель),
Е.Б. Абросимовой, Н.П.
2. Проект Политсовета
Российского Движения
3. Проекты народных депутатов-
4. Проект Президента РФ.
Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Борис Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ ». 12 мая 1993 года Президент издал распоряжение «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации» — доработка президентского проекта Конституционным совещанием.
Верховный Совет РФ в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству. Это усугубило противостояние между Верховным Советом и Президентом России — некоторые депутаты и большая часть экспертов Конституционной комиссии перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания.
Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года «О порядке работы Конституционного совещания» уточнялись сроки его работы — с 5 по 16 июня 1993 года — однако работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект Конституции был одобрен Президентом РФ.
По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации — утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.
Примерно в те же дни свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными — большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.
21 сентября 1993 года Президент РФ Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента — Федерального Собрания РФ — и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным.
Конституционная комиссия поставила себе новую задачу — разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании.
Официальная дата вступления в силу Конституции России — 25 декабря 1993 года.
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Информация о работе Конституция России 1993 г. как основной документ государственного управления