Конституция Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:49, курсовая работа
Краткое описание
Конституция – это фундамент конституционного права, прежде всего
юридический документ, основа государственности, законности и правопо-
рядка. В то же время – это политический документ, так как он оказывает ре-
гулирующее воздействие на политические отношения в обществе.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на
содержание конституции. Но можно сказать, что для конституционной тео-
рии и практики характерна определённая унификация представлений о со-
держании современных конституций на базе утвердившихся взглядов на де-
мократию.
Содержание
Введение ................................................................................................... 3
1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона
государства............................................................................................... 5
2. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства,
принципы. ............................................................................................... 13
3. Отличительные черты Конституции РФ 1978 г. и 1993 г. ........ 20
Заключение............................................................................................. 25
Список используемой литературы .................................................... 26
Список нормативно-правовых актов....................
Вложенные файлы: 1 файл
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории государства и права, конституционного права
Тема:
Конституция Российской Федерации
Курсовая работа
по конституционному праву Россий-
ской Федерации
Студента 2 курса
заочного отделения (высшее)
24 – УП группы
Ганжа Татьяны Геннадьевны
Научный руководитель
ст. преподаватель
Петухов Ю.Ф.
Новосибирск 2003
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
2
Содержание
Введение ................................................................................................... 3
1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона
государства............................................................................................... 5
2. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства,
принципы. ............................................................................................... 13
3. Отличительные черты Конституции РФ 1978 г. и 1993 г. ........ 20
Заключение............................................................................................. 25
Список используемой литературы .................................................... 26
Список нормативно-правовых актов................................................. 27
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
3
Введение
Конституция – это фундамент конституционного права, прежде всего
юридический документ, основа государственности, законности и правопо-
рядка. В то же время – это политический документ, так как он оказывает ре-
гулирующее воздействие на политические отношения в обществе.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на
содержание конституции. Но можно сказать, что для конституционной тео-
рии и практики характерна определённая унификация представлений о со-
держании современных конституций на базе утвердившихся взглядов на де-
мократию.
«Мировое сообщество как бы выработало определённую модель демо-
кратического государства, соответствующего принципам современной циви-
лизации»
1
.
Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в кон-
ституционный текст, а что является предметом внеконституционного законо-
дательного регулирования или вообще лишним.
Демократическое государство – всегда конституционное государство,
но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо кон-
ституционным и демократическим.
В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм
власти – это всегда компромисс, так как в общественной жизни участвуют
или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс
выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на
основе закона и, а не применения силы. Однако стоит заметить, что поиски
компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при опреде-
1
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА–
ИНФРА-М, 1998. с.66.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
4
лении первейшей цели конституции – охраны прав и свобод человека. Это
говорит о надклассовом характере Конституции.
Первейшей целью и задачей Конституции в любой стране должны
стать:
• гарантии прав и свобод человека и гражданина;
• устройство государственной власти может быть демократическим и
эффективным только при соблюдении принципа разделения властей;
• народный суверенитет воплощается через представительную систему,
формируемую на основе всеобщего избирательного права и т. д.
Важная функция конституции – препятствовать территориальному рас-
паду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В связи с отме-
чающимся подъёмом националистических и сепаратистских тенденций в ря-
де стран возрастает значение конституции как инструмента для достижения
единства народов, исторически соединённых в том или ином государстве.
Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она по-
могла сохранить единство таких государств с многонациональным составом
населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания,
Бельгия, Испания.
Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной
страны и в свою очередь на него влияют.
В тоталитарном обществе эта связь выражена непосредственно в самом
тексте конституции, которая закрепляет государственное руководство обще-
ством и все основные идеологические установки правящей партии в отноше-
нии экономической и политических систем. Здесь идеология приобретает си-
лу основного закон, а права человека отвергаются.
Гражданское общество отличается от государственно-организованного
тем, что оно строится на основе свободы и инициативы людей и их объеди-
нений, не нуждающихся в тотальном государственном регулировании. Кон-
ституция обязывает государство охранять гражданское общество.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
5
К числу важнейших функций конституции относится закрепление пре-
емственности в развитии государственности, тем самым конституция под-
черкивает незыблемость государственности, не смотря ни на какие револю-
ции, государственные перевороты или перестройки.
.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
6
1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона
государства.
Под Конституцией (от латинского constitutio – установление) понимают
основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот за-
кон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие право-
вые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и
взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму
правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавли-
вает основы его отношений с человеком и обществом.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям
(табл.1)
Таблица 1.
Классификация конституций
№
Способы
классификации
Конституции
подразделяются
на
Определения
писанные
составленные в виде
единого документа
1
В зависимости от
способа объективи-
рования государст-
венной воли господ-
ствующего класса
или всего общества
не писанные
состоят из законов пар-
ламента, содержащих
нормы конституционно-
го характера, судебных
прецедентов и правовых
обычаев.
2
По способу измене-
ния, внесения попра-
вок и дополнений
конституции
жесткие
конституции, для при-
нятия и изменения кото-
рых установлена более
сложная процедура, чем
для обычных законов
государства
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
7
№
Способы
классификации
Конституции
подразделяются
на
Определения
гибкие
конституциям, которые
принимаются и изменя-
ются в упрощенном по-
рядке, т.е. в порядке, ус-
тановленном для обыч-
ных парламентских за-
конов.
монархические
3
По форме закрепле-
ния политической
власти
республиканские
федеральные
конституция закрепляет
принципиальные устои
образования федератив-
ного государства: цели
объединения субъектов
в единый государствен-
ный союз, государст-
венно-правовой статус
целого и частей (феде-
рации и субъектов), раз-
граничение полномочий
между ними. Федераль-
ными являются консти-
туции США, Германии,
России, Индии
унитарные
унитарными являются
конституции Италии,
Испании, Китая, Фран-
ции, республик в соста-
ве России.
4
По формам закрепле-
ния государственного
устройства конститу-
ции
конфедератив-
ные
5
В зависимости от со-
ответствия или несо-
ответствия тем фак-
тическим обществен-
ным отношениям, ко-
торые сложились и
господствуют в об-
фиктивные
конституции не выра-
жают общественные от-
ношения, которые
функционируют в стра-
не. Они оторваны от
действительности и су-
губо формальны
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
8
№
Способы
классификации
Конституции
подразделяются
на
Определения
ществе
действительные
Действительные же кон-
ституции являются аде-
кватным выражением и
воплощением фактиче-
ских общественных от-
ношений, которые
сложились в обществе.
Именно они служат пра-
вовым критерием соци-
альной природы поли-
тической власти и госу-
дарства, способа их ор-
ганизации и деятельно-
сти на соответствующей
территории, фактиче-
ского статуса человека и
гражданина.
демократиче-
ские,
отражают общечелове-
ческие ценности, дости-
жения в прогрессивном
развитии политической
и юридической мысли
(Италия, Япония, Брази-
лия и др.).
6
По закрепленному
политическому ре-
жиму
авторитарные
конституции нередко
провозглашают господ-
ство и юридические
привилегии определен-
ных классов, социаль-
ных слоев, рас, этниче-
ских групп в обществе,
устанавливают фикси-
рованную партийную
систему (чаще всего од-
нопартийность), прини-
жают роль парламента,
ограничивают основные
права граждан.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
9
№
Способы
классификации
Конституции
подразделяются
на
Определения
тоталитарные
конституции закрепляют
господство одной пар-
тии, слитную партийно-
государственную систе-
му, вождизм, обязатель-
ную идеологию; основ-
ные права человека не
осуществляются
октроированные «дарованные сверху»
народу монархом;
легитимные
с помощью учредитель-
ного собрания и рефе-
рендума;
«харизматиче-
ская конститу-
ция»
конституция, в разра-
ботке и принятии кото-
рой ведущую роль игра-
ет одаренный политиче-
ский лидер, имеющий
большое влияние, или
диктатор той или иной
страны;
7
По порядку принятия
парламентским
путем
с последующим вынесе-
нием на референдум.
Конституция – особое правовое явление. Раскрытие сущности консти-
туции связано с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о
том, чью волю конституция выражает.
Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет со-
бой отражение соотношения политических сил, существующего на момент
принятия основного закона.
Сущность конституции, различные теории раскрывают, исходя из не-
одинаковых взглядов.
Примеры самых распространённых из них представлены в табл. 2
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
10
Таблица 2.
Взгляды на сущность конституции
№
Теории
Взгляд на сущность конституции
1
Трактовка сущности
конституции как
общественного
договора
Предполагается, что все члены общества за-
ключили договор, воплощенный в конституции,
о том, на каких основах учреждается данное
общество, по каким правилам оно живет. Со-
гласно таким концепциям конституция есть вы-
ражение суверенитета народа, проявление его
единой воли.
2
Теологическая теория
Видит сущность конституции в воплощении в
ней божественных предписаний человеческому
обществу о правилах жизни и считают, что в
конституции выражаются идеи высшей спра-
ведливости, разума.
3 Школа естественного
права
Сущность конституции заключается в вопло-
щении в ней многовекового опыта, постепенно
складывающихся традиций данного народа.
4
Теории, отрицающие
народный характер
конституции
Связывают сущность конституции с государст-
венной волей. Конституция при этом рассмат-
ривается как самоограничение государственной
власти: поскольку возможности государствен-
ной власти безбрежны, то, чтобы не допустить
произвола, деспотизма, она сама себя ограничи-
вает и закрепляет пределы этого ограничения в
конституции.
5
Марксистско-
ленинская теория,
являлась теоретической основой советской го-
сударственно-правовой науки, усматривала
сущность конституции в том, что она выражает
волю не всего общества, не всего народа, а
только волю господствующего класса, то есть
является классовой по своей сущности.
В современной науке конституцию рассматривают не только как юри-
дический, но и как политический и идеологический документ.
Её сущность как юридического документа состоит в тех качествах, ко-
торые были отмечены выше в определении конституции: в особом её содер-
жании (предмете регулирования), её высшей юридической силе, роли кон-
ституции как юридической основы текущего законодательства, в повы-
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
11
шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, от-
личающимся от обычного законодательного процесса.
Как политический документ конституция закрепляет соотношение со-
циальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый ком-
промисс, а иногда, напротив, – господство определённых слоёв населения
или военно-политических группировок (это относится к временным консти-
туциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует поли-
тический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия
общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит про-
граммные положения о путях развития общества.
Эти качества, получающие своё выражение в содержании всего основ-
ного закона обусловливают социальную сущность конституции. Конституци-
ей закрепляется соотношение социальных сил в обществе, которые посредст-
вом борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным
конституционным вопросам общественного и государственного строя.
Как идеологический документ конституция в концентрированном виде
отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими си-
лами социально-политическую доктрину, определённое мировоззрение. Ино-
гда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в консти-
туции (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна в китайской конституции
1982 г.)
Конституция как Основной закон имеет социальное и юридическое со-
держание. Социальное содержание конституции – это конкретизация её со-
циальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое
(основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное,
частные национально-специфические особенности отдельной страны). Кон-
ституции Японии и Индии одинаковы по своей социальной сущности – это
конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
12
в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае –
крупная буржуазия, во втором – национальная буржуазия).
Правовое, юридическое содержание конституции – это тот юридически
значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие ос-
новы общественного строя (формы собственности, организацию управления
экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систе-
му и др.), государственного строя (форму правления форму устройства госу-
дарства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд,
на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципи-
альными положениями конституция содержит нормы, в которых эти положе-
ния детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых
полномочиях местного самоуправления).
Конституцию как правовой акт от всех других правовых актов отлича-
ют следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени
которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установле-
ний;
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. та
сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространя-
ет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая
сила, её роль как ядра правовой системы государства и системы права, поря-
док принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны кон-
ституции.
В конституции естественное право получает позитивное закрепление в
следствие того, что она закрепляет народный суверенитет. Эта сущностная
черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной
теории и практике. Этим признается то, что никто, в том числе и государст-
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
13
венная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать
свою судьбу. Поэтому в конституциях почти всегда подчеркивается, что они
принимаются народом или от имени народа.
Тем самым подчеркивается главный источник учредительной консти-
туционной власти – народ, а конституция как бы юридически связывает на-
род и государство, выражает правомерность власти над людьми. Учреди-
тельная природа конституции проявляется и в том, что её предписания вы-
ступают в качестве первоосновы, являются первичными.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый пред-
мет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общест-
венных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характе-
ром, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция
затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, со-
циальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундамен-
тальные основы общественных отношений.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных
структур государства должны соответствовать конституции – их правовой
основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и
нормам, подлежат отмене.
Отличающие Конституцию особые юридические свойства производны
от перечисленных выше её сущностных черт и последовательно отражены в
конституции Российской федерации 1993г., которая будет рассмотрена ниже.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
14
2. Конституция РФ: понятие, сущность,
юридические свойства, принципы.
Новая Конституция Российской Федерации была принята всенародным
голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25
декабря 1993 года.
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юри-
дическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает
основные принципы устройства общества и государства, определяет субъек-
та государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняе-
мые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Во всех советских конституциях была заложена классовая сущность,
отражаемая в каждой из них в большей или меньшей степени открытой и об-
наженной форме. Действующая Конституция Российской Федерации не вос-
приняла постулата о классовой сущности конституции. В её сущности зало-
жены другие начала – не классовые, а общедемократические.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по
своей сущности как конституция демократического правового государства
является выражением воли многонационального народа Российской Федера-
ции, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на
учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают
общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью
человека, его прав и свобод.
Особые юридические свойства Конституции производны от перечис-
ленных сущностных черт. Это означает, что не юридические свойства явля-
ются основой её особого статуса, а наоборот, последний предопределяет
юридическую специфику конституции, которая выражается:
– в верховенстве конституции;
– в её высшей юридической силе;
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
15
– в её роли как ядра правовой системы;
– в особой охране конституции;
– в особом порядке принятия и пересмотра конституции.
Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Фе-
дерации 1993 г.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух
разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из де-
вяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные поло-
жения».
Принцип верховенства Конституции Российской Федерации получил
конституционное закрепление в ст. 4 ч. 2 Конституции РФ. В этом прежде
всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя,
стремление к созданию правового государства.
«Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а
его основы – система принципов, их регламентирующих»
1
.
Основами конституционного строя считаются находящиеся под защи-
той государства сущностные социально – нравственные установки и полити-
ко-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они
1
Румянцев О. Основы конституционного строя России. – М., 1994. с. 28.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
16
обуславливают ключевые черты общественного строя, власти, формы прав-
ления, государственного устройства, политического режима. В них опреде-
ляются общие принципы правовой регламентации отношений в основных
подсистемах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из кон-
ституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельно-
сти отдельных составляющих конституционного строя в целом.
Основы конституционного строя не просто характеризуются особым
порядком изменения, но имеют особую юридическую силу. Это выражается
в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении
или дополнении остального текста конституции.
Основополагающие характеристики закреплены в Конституции РФ
1993 г. исчерпывающим образом и определяют Россию как государство:
1) суверенное (народный суверенитет);
2) правовое (верховенство над государством права и народного сувере-
нитета);
3) демократическое (демократия как основа образа жизни в России и её
политического режима);
4) республиканское;
5) с разделением властей (на законодательную, исполнительную и су-
дебную) ;
6) федеративное (Российская Федерация состоит из республик, краев,
областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов – равноправных субъектов Российской Федерации);
7) социальное (политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
8) светское (никакая религия не может устанавливаться в качестве го-
сударственной или обязательной);
9) идеологическое многообразие и политический плюрализм;
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
17
10) свобода экономической деятельности и многообразие форм собст-
венности.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыб-
лемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражает-
ся в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и за-
щита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»
(ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы
являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируют-
ся права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнан-
ными принципами и нормами международного права (ст. 17).
В ст.16 ч. 2. закреплена юридическая сила основных конституционных
принципов: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут
противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
Идея преемственности новой российской Конституции содержится в её
преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложивше-
гося государственного единства, незыблемости демократического строя,
осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими
поколениями.
Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года – россий-
ский народ, суверенная государственная власть, государственное единство
России.
Преамбула, отражая целеустановки народа не создает норм, властных
полномочий, либо прав и свобод. Однако она выполняет особую философ-
ско-правовую роль.
Вместе с тем, она может быть принята в расчёт при толковании той или
иной нормы в случае необходимости прояснения контекста последней.
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Кон-
ституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории России.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
18
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что за-
коны и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государст-
венной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж-
дане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Феде-
рации.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует
ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в россий-
ской Федерации.
Конституция России является ядром правовой системы государства и
системы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчест-
ва – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их
наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – уста-
навливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их на-
именования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В
самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и
федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации отно-
сится её особая охрана, в которой задействована вся система органов госу-
дарственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федера-
ции является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защи-
щать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их
федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная
Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
19
дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции норматив-
ных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он
рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации за-
конов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и
субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные не-
конституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции
российской Федерации международный договор не подлежит введению в
действие и применению.
Конституцию Российской Федерации отличает и особый, установлен-
ный порядок её пересмотра и внесения в нее поправок.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутст-
вует положение о том, что право принятия Конституции относится к компе-
тенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что
принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет пред-
мет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была при-
нята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а
не обычной, законодательной властью.
Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституцион-
ного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего ко-
личества его членов или вынести на всенародное голосование. При проведе-
нии референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосова-
ло более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при ус-
ловии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Необходимо отметить, что Конституция является фундаментом систе-
мы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и
систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Феде-
рации и конституций республик в её составе осуществляется упорядочение
всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
20
норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой
Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демокра-
тического правового государства, упрочения режима законности и правопо-
рядка.
Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Консти-
туции РФ проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отра-
жают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Кон-
ституции РФ характеризует определенный аспект её содержания как сложно-
го, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и
свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.
Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны
и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляют-
ся в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не
простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и вы-
ражают качественную определенность содержания Конституции.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
21
3. Отличительные черты Конституции РФ 1978 г. и 1993 г.
В отличие от Основных Законов 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция со-
временной России – документ вполне суверенного целостного и неделимого
государства, определяющий его прерогативы обладать высшей властью в от-
ношении своей территории и воздушного пространства над ней, самостоя-
тельно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику, прини-
мать конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей его
территории. Правовой основой государственного суверенитета нынешней
Российской Федерации являются Конституция РФ 1993г. и Декларация о го-
сударственном суверенитете от12 июня 1990г. Принятием этой Декларации
РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., провозгласила себя суве-
ренным и независимым государством, полноправным субъектом междуна-
родного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство
получила членство в таких организациях как Организация Объединенных
Наций, Международный Валютный Фонд и др. кардинально изменился госу-
дарственно-правовой статус Российской Федерации. Таким образом, необхо-
димость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 была объ-
ективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь
принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х
– начала 90-х гг.
На протяжении 15-летнего срока, до принятия современной конститу-
ции, действовала Конституция РСФСР 1978г.Она была принята на основе
принятия Конституции СССР 1977г. и за срок своего действия претерпевала
значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но в са-
мой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики
в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Сою-
за. На последних этапах своего существования эта Конституция была часто
изменяемой самым радикальным образом.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
22
Первые 10 лет (до начала «перестройки») Конституцию РСФСР 1978 г.
характеризовали следующие черты
1) В ней утверждалось, что советское общество вступило на новый этап
– этап «развитого социализма»,что означало превращение его из советского
государства с диктатурой пролетариата в общенародное государство.
2) Впервые введенное в конституцию понятие «народ» отражало его
субъектом, которому принадлежит вся власть.
3) Конституция не утрачивала своего классового характера. В преамбу-
ле прямо говорилось о преемственности идей и принципов прежних консти-
туций. Также ст. 6 откровенно и прямо отражала руководящую и направ-
ляющую роль коммунистической партии.
4) Классовая ориентированность демократии именовалась «социали-
стической демократией».Утверждался принцип равенства граждан перед за-
коном независимо от происхождения, социального и имущественного поло-
жения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и
места жительства.
5) Был закреплен полный перечень прав граждан (впервые введены та-
кие новые права, как право на жилище и охрану здоровья)
6) Закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы выно-
сились на всенародное обсуждение и ставятся на всенародное голосование.
7) Впервые утверждалось в преамбуле, что конституцию принимает и
провозглашает народ РСФСР.
8) Конституция преобразовала национальные округа в автономные и
др.
Таковы неполные характеристики Конституции РСФСР 1978 г.
Начавшийся процесс «перестройки», демократизации всех сторон жиз-
ни общества потребовал дальнейшего реформирования Конституции России.
К моменту распада Союза ССР Конституция РСФСР приобрела иное сущно-
стное свойство. Это была уже не Конституция субъекта федерации, а Кон-
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
23
ституция независимого самостоятельного государства. Однако, назревший в
стране политический кризис привел и к кризису конституционному. В этих
условиях принятие новой Конституции РФ 1993 г. являлось фактором, спо-
собствующим установлению необходимой стабильности в обществе.
Общие особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и от-
личают её от бывших советских конституций, весьма значительны. Они за-
кладывались ещё в последних редакциях постепенно реформируемой Кон-
ституции 1978 г. В Конституции 1993 г. характеристика сущности закреп-
ляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя нашла
строго последовательное правовое оформление Она впервые применила де-
финицию общественного строя как конституционного, и коренное отличие
его принципов от постулатов и устоев социалистического строя являются ос-
новными критериями сравнения предыдущей Конституции РСФСР 1978г. и
современной Конституции Российской Федерации 1993 г. В Конституции
1993 г. более чётко проработаны нормы о разделении властей (ст. 10). В ней
указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществ-
ляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб-
ную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. В го-
ды советской власти в нашей стране принцип разделения властей был от-
вергнут как чуждый и неприемлемый.
В современной Конституции РФ не присутствуют положения о комму-
нистической партии как ядре политической системы. Ст. 13 признает в Рос-
сийской Федерации политическое многообразие и многопартийность.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной
политике государства. Из неё исключен классовый подход к различным сло-
ям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и
других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о
трудовых коллективах как активной части политической системы.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
24
Исключены положения о строительстве коммунизма как цели общест-
ва, а на первое место выдвигается признание приоритета прав человека и
гражданина. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина, – указывается в Конституции РФ 1993г. (ст. 2), – обязанность
государства». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свобо-
ды человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права (статья 17). В целом же вопросы, непосред-
ственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60
статьях Конституции.
Конституция 1993г. внесла значительные изменения в систему органов
государственной власти, установление местного самоуправления (ст. 12).
Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание,
коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения
представительного органа государственной власти.
Правовое положение Правительства РФ определено в Конституции
1993г. в гл.6 .
Правительство – высший исполнительный орган государственной вла-
сти в масштабе всей страны. «Председатель Правительства Российской Фе-
дерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Госу-
дарственной Думы» (статья 111).
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью
пять (гл. 4 – 8) и в значительной мере – две (гл. 1 «Основы конституционного
строя» и гл. 3 «Федеративное устройство»).
Введен институт Президентства. Правовой статус Президента Россий-
ской Федерации определен в ст. 80 Конституции РФ 1993г., в которой указа-
но, что Президент РФ является главой государства. В ранее действовавшей
Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должност-
ным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Хотя
формально, по действующей Конституции 1993 г., Президент не является
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
25
главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятель-
ность исполнительно-распорядительных органов. Эти полномочия определе-
ны в частности в ст.83 Конституции РФ 1993 г.
Действующая Конституция РФ отказалась от характеристики государ-
ства как социалистического и советского, а определила его как суверенное
федеративное. В государственном устройстве РФ, основывающимся на
принципе федерализма, проявляется демократизм Российской Федерации как
государства. Конституция 1993 г. придает статус субъектов Российской Фе-
дерации не только национально-государственным образованиями, но и
обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и
Санкт-Петербург).
Характерной чертой Конституции РФ1993г. является признание част-
ной собственности (ст. 8), защищаемой государством наряду с другими фор-
мами собственности (ст. 35).
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней
основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наибо-
лее важные общественные отношения и служащие правовой основой для те-
кущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно аб-
страктны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в обществен-
ных отношениях.
Также характерной чертой Конституции России является её прямое
действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с
этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом
подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу
и служит гарантом от их искажения.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
26
Заключение
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенны-
ми переменами в жизни общества.
Формирующееся конституционное право российской федерации при-
обретает всё нарастающие масштабы. Началом этого процесса можно считать
разработку новой Конституции РФ 1993 г. Правовое обеспечение подлинного
суверенитета Российской Федерации, а также гуманизация всех институтов
государства и общества обеспечиваются высоким уровнем стабильности
Конституции РФ 1993г., который закреплен в достаточно сложном характере
внесения поправок в неё. А это в свою очередь является гарантом продвиже-
ния в жизнь идеи построения правового государства в нашей стране – свя-
занность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность
его действий, верховенство права, защита граждан от возможного произвола
со стороны государства и его органов.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации»
27
Список используемой литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Изда-
тельская группа НОРМА–ИНФРА-М, 1998.
2. Грачев Н.И. Основы конституции РФ. – Волгоград, 1995.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федера-
ции. – М.: Юрист, 1995.
4. Комментарий к Конституции РФ. – М.,1994.
5. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни.
– М., 1993.
6. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и
право. – 1998, №4.
7. Румянцев О. Основы конституционного строя России. – М., 1994.
8. Хабриева Т.Л. Правовая охрана Конституции. – М.,1995.
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция РСФСР 1978 г.
2. Конституция РФ 1993 г.
Информация о работе Конституция Российской Федерации