Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрытие содержания норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственное и муниципальное управление.
Задачами, выполнение которых необходимо для достижения вышеуказанной цели, являются:
определение места и роли Конституции Российской Федерации в системе государственного и муниципального управления;
анализ конституционно-правового статуса органов государственной власти, осуществляющих государственное управление;
определение конституционно-правового статуса местного самоуправления в системе государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации 6
1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации 10
2. Конституционно-правовой статус местного самоуправления 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления.docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российская академия народного хозяйства

  и государственной службы 

при Президенте Российской Федерации»

Юридический факультет  им. М.М. Сперанского

 

 

 

 

Специальность/направление  подготовки: Юриспруденция

Специализация/профиль/программа: Государственно-правовая

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 

 

«Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студент 5 курса

очной формы обучения

Усмонов А.О.

подпись_________________________

 

Руководитель  работы:

Хутинаев И.Д.

Оценка _________________________

Подпись ________________________

 

«_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2013 г. 

План

Введение 3

1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации 6

1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации 10

2. Конституционно-правовой статус местного самоуправления 16

Заключение 18

Список использованных источников и литературы: 20

 

 

 

Введение

 

Деятельность по обеспечению  государственного и муниципального управления осуществляется на основании  и во исполнении Конституции Российской Федерации, то есть в ходе своей деятельности органы и должностные лица государственной  власти всех ветвей, также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны руководствоваться и действовать в определенных рамках установленных Конституцией Российской Федерации. Данное положение нашло юридическое закрепление в самой Конституции Российской Федерации1: п.1 статьи 15 Конституции устанавливает что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а п.2  предусматривает обязанность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Конституция, занимая высшую ступень в иерархии правовых актов, представляет собой важнейший и  неотъемлемый элемент существования  правового государства. 

Конституция представляет собой главный институт демократического общества и является внешней формой закрепления воли народа. Данная воля определяет главные цели и задачи государства.  В преамбуле Конституции Российской Федерации закреплены шесть основополагающих целей, достижение которых является задачей государства:

  • утверждение прав и свобод гражданина;
  • гражданский мир и согласие в Российской Федерации;
  • сохранение исторически сложившегося государственного единства;
  • возрождение суверенной государственности России;
  • утверждение незыблемости демократических основ российского государства;
  • обеспечение благополучия и процветания России.

Как основной нормативно правовой акт, Конституция является своеобразным учредительным документом всей системы  государственных и муниципальных  органов осуществляющих государственное  и муниципальное управление. Федеральные  конституционные законы и федеральные законы, принятие которых предусмотрено конституцией, дополняют и подробно регламентируют правовой статус органов управления.

Актуальность темы данного  реферата обусловлена тем, что система государственного и муниципального управления строится на принципах, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, и Конституция является самым важным источником данной деятельности.

Объектом исследования в  данной работе являются общественные отношения управленческого характера, возникающие на основании норм Конституции Российской Федерации.

Предметом анализа выступают правовые нормы Конституции Российской Федерации, на основании которых осуществляется управленческая деятельность в государстве и муниципальных образованиях.

Цель данной работы - раскрытие  содержания норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственное и муниципальное управление.

Задачами, выполнение которых  необходимо для достижения вышеуказанной  цели, являются:

  • определение места и роли Конституции Российской Федерации в системе государственного и муниципального управления;
  • анализ конституционно-правового статуса органов государственной власти, осуществляющих государственное управление;
  • определение конституционно-правового статуса местного самоуправления в системе государственного и муниципального управления.

Структура данной работы соответствует  поставленной цели и задачам и  состоит из введения, трех пунктов, заключения, а так же из списка использованных источников и литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации

 

Прежде чем рассмотреть  Конституцию как основу государственного и муниципального управления, нужно  дать определение термину «конституция». Конституция – взятое от латинского «constitutio» означает «установление», «утверждение». В эпоху античности конституцией называли один из видов декретов правителей. В средние века данный термин означал «основной закон». В настоящее время, под Конституцией понимают «основной закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением, также характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности»2.

Конституция Российской Федерации, являясь важнейшим правовым актом, одновременно представляет собой политический документ, закрепляющий первостепенные политические задачи, выполнение которых  связано с формированием правового  государства и становлением гражданского общества. В ней утверждены важнейшие  принципы как идеологический и политический плюрализм, построение отношений с  другими странами на дружественных  и взаимовыгодных условиях.

Кроме целей и задач  государства, закрепленных в преамбуле, Конституция Российской Федерации  провозглашает следующие принципы организации государственных органов и органов местного самоуправления:

  • демократия;
  • республиканская форма правления;
  • принцип разделения власти;
  • принцип местной автономии;
  • принцип федерализма и разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и др.

Более подробное описание каждого из этих принципов является необходимым, они создают основу, на которой строится система государственного и муниципального управления.

Демократия. Взятое от объединения  двух греческих слов «demos» - «народ» и «cratos» - «власть» означает «власть народа». В Конституции имеется в виду демократический политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Кроме этого, демократический режим правления включает в себя наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение государственного механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представительных органов и др.

Республиканская форма правления  – это форма государственного правления, которая подразумевает, что высшая власть в государстве  принадлежит выборным органам, то есть парламенту или президенту. Однако, кроме данных институтов существует независимое правосудие в лице судебной власти и муниципальное самоуправление. Существование и полномочного парламента и президента, а также отдельной исполнительной системы, дает утвердить, что Российская Федерация является республикой смешанного характера.

Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны»3. Данная статья закрепляет один из самых важных принципов организации государственного управления, принцип разделения власти. Согласно этому принципу вся полнота власти не должна сконцентрироваться в руках только одного государственного органа. Каждый государственный орган обязан осуществлять только свою функцию, и не имеет права подменять деятельность другого органа. Предназначение данного принципа состоит в том, что бы ни допустить злоупотребления власти и пересечь возникновения тоталитарного управления.

Принцип местной автономии  – означает организационную самостоятельность органов местного самоуправления и является формой единой власти народа. Это закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации: «…Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Федерализм. «Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (п.3, ст.5 Конституции Российской Федерации). Данный принцип является основой эффективности управленческой деятельности и отвечает исторически сложившимся условиям жизни всего населения страны.

Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина. Закрепленный в статье второй Конституции Российской Федерации, данный принцип занимает особое место  в процессе управленческой деятельности. Государственные органы, осуществляя  функции государства, в первую очередь, не должны нарушать права и свободы  человека и гражданина. Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью и управленческая деятельность должна быть направлена на должное  соблюдение этого права.

Система государственного и  муниципального управления строится на фундаменте, заложенным Конституцией Российской Федерации и должна соответствовать провозглашенным ею принципам.

 

  1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации  согласно принципу разделения властей  устанавливает три ветви государственной  власти – законодательную, исполнительную, судебную. Кроме этого Конституцией учрежден институт Президентства. В совокупности эти органы образуют систему государственного управления.

Президент Российской Федерации  выполняет особую роль в государственном  управлении. Глав 4 Конституции Российской Федерации посвящен статусу Президента Российской Федерации.

Согласно статьи 80 Конституции  Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства»4. Президенту в Российской Федерации выделена ведущая роль в управлении государством. Далее в этой статьи перечисляются главные задачи Президента как главы государства. Это – принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Кроме этого, в данной главе  Конституции Российской Федерации  закреплена компетенция Президента Российской Федерации, в рамках которой  он осуществляет управления.

Президент Российской Федерации  в рамках своих полномочий принимает  нормативные или индивидуальные правовые акты. Полномочия Президента Российской Федерации, по сфере их осуществления, можно разделить на пять групп:

  1. Полномочия в сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте;
  2. Полномочия в сфере организации и деятельности законодательной власти;
  3. Полномочия в сфере судебной власти и прокуратуры;
  4. Полномочия в сфере обороны;
  5. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности (решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища и др.).

Законодательная власть предполагает право, возможность и способность  принимать от имени народа (обычно парламентом) или непосредственно  народом — корпусом избирателей  на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий  характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую  силу имеет основной закон — конституция). Такие правила определяют основы общественно значимого (или полагаемого  общественно значимым) поведения  и деятельности физических и юридических  лиц, органов государства, государственных организаций, общественных и иных объединений.

Информация о работе Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления