Конституция Российской Федерации 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение наиболее важных вопросов связанных с принятием новой Конституции в Российской Федерации (РФ) в 1993 году. Рассмотреть особенности и необходимость её принятия, отличительные черты, которые выделяют её среди многих других Конституций РФ. Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1. История развития Конституций Российской Федерации……..5
3. Глава 2. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года……………………………………………………………………15
2.1 Необходимость смены Конституции…………………………………….15
2.2 Конституционная комиссия………………………………………………19
2.3 Конституционное совещание…………………………………………….21
2.4 Развитие конституционного кризиса…………………………………….23
2.5 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года……………………………26
4. Глава 3. Основные черты и сущность Конституции Рос¬сийской
Федерации 1993 года………………………………………………………28
5. Заключение………………………………………………………………...34
6. Список использованной литературы…………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3курс КПЗС.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи  с появлением субъектов РСФСР  в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них.

В структуре Конституции  была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) и Положений об автономных областях [6, с.65].

 К ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР и автономных областей, утверждение Конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР  также напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих  советских конституций РСФСР являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

Конституции этого этапа, как Союза, так и  РСФСР, а также других союзных республик, отличают следующие черты:

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось,     в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией     эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее,     равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия    граждан, однако, в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции     РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только     «независимо от их национальности и расы»[3].

  1.   В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.
  2.   О сохранении классовой сущности всех Конституций этого  этапа  свидетельствует  закрепление  руководящей   роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП(б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию [6, с. 66]. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [3].

Эта конституционная  норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии по сути дела в государственную структуру.

4. Рассматриваемые  конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как «конституции построенного социализма». Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.

5. Конституции  этого этапа с позиций юридической  формы приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Впервые появились отдельные главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. В Конституции  РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые в  Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза     ССР.

В отдельной  статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

7. Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 г отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах [10, с.67].

  Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г.

На ее основе в РСФСР, как и в других союзных  республиках, была принята Конституция 1978 г.

 На протяжении своего 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем самым радикальным образом.

Поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия.

Первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») всю новую конституционную систему СССР, в том числе и Конституцию РСФСР 1978 г., характеризовали следующие черты:

1. Принятие  всех этих конституций должно  было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций.

В связи с  этим в конституциях, как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря  на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подчеркивалось и тем, что в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

2. Классовый  характер конституций подчеркивался  и тем. что они еще более  откровенно и прямо отражали  роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций»  [10, с.68].

Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР (в прежней она включалась в десятую и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. Сохранилась  в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией»

Однако рамки  ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. д.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы  государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

4. Конституция  Российской Федерации 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

5. Конституция РСФСР, вслед за Конституцией   СССР  весьма значительно изменилась структурно. В отличие от    Конституции 1937 г. в ней появились 11 разделов, делившихся    на 22 главы. Конституция стала в значительной мере более объемной и углубила систематизацию конституционных норм    по предметному признаку. Так в разделе 1 «Основы общественного строя и политики» выделены главы: «Политическая    система», «Экономическая система». «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».  [4]

Все это свидетельствует  о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

6. В отношении положений Конституции РСФСР, отражающих ее федеративное устройство, можно отметить следующие новые моменты: Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР Конституций  АССР; преобразовала национальные округа в автономные, впервые перечислила их поименно в Конституции; повысила уровень актов    об автономных областях и автономных округах, указав, что их  статус определяется Законом РСФСР (ранее предусматривалось Положение).

7. Конституция  1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР. [10, с.69-70]

       Таковы основные характеристики Конституции РСФСР 1978 г., свойственные ей на первом этапе ее действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

 2.1 Необходимость смены Конституции

До 1993 г. в стране действовала  Конституция, принятая в 1978 г. Верховным  Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.

Конституция с таким  содержанием сразу стала входить  в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности государство стало называться Российская Федерация — Россия, был введен пост Президента [7,с.89].

В текст Конституции  была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятая 22 ноября 1991 г. Открылись  возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь, хотя и не привело к появлению крупных влиятельных партий. Однако эти изменения больше напоминали «латание дыр», ибо не привели к созданию единой концепции нового государства. Конституция сохраняла обязанность государственных и общественных организаций, должностных лиц соблюдать... Конституцию СССР и законы СССР, а также старый герб с его девизом   «Пролетарии  всех  стран,  соединяйтесь!».   Форма правления оставалась крайне рыхлой и неопределенной — не президентской и не парламентской. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей — напротив, действовал формально присущий советской власти принцип всевластия Советов с полной подконтрольностью им исполнительной власти. Попытки же трансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказались безуспешными.

Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 года