Конституция США: история формирования и юридический анализ содержания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение исторического процесса создания и принятия Конституции США в 1787 г. и историко-правовой анализ содержания данного документа.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучить историческую обстановку и причины принятия Конституции США;
- рассмотреть исторический процесс создания и принятия Конституции США

Содержание

Введение. 3
Глава 1. История создания и принятия Конституции США 1787 г. 6
1.1. Историческая обстановка в США накануне 1787 года. 6
1.2. Принятие Конституции США в 1787 году. 9
Глава 2. Характеристика содержания Конституции США 1787 г. 15
2.1. Демократические принципы, заложенные в Конституции США.. 15
2.2. Президент и исполнительная власть. 19
2.3. Конгресс США и законодательная власть. 24
2.4. Судебная система США.. 28
Глава 3. Историческая эволюция Конституции США.. 30
3.1. Принятие «Билля о правах». 30
3.2. Принятие других поправок к Конституции США.. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат зарубежка.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)
  1. Конституция США: история формирования и юридический анализ содержания

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. История создания и принятия Конституции США 1787 г. 6

1.1. Историческая обстановка  в США накануне 1787 года. 6

1.2. Принятие Конституции  США в 1787 году. 9

Глава 2. Характеристика содержания Конституции США 1787 г. 15

2.1. Демократические принципы, заложенные в Конституции США.. 15

2.2. Президент и исполнительная  власть. 19

2.3. Конгресс США и законодательная  власть. 24

2.4. Судебная система США.. 28

Глава 3. Историческая эволюция Конституции США.. 30

3.1. Принятие «Билля о  правах». 30

3.2. Принятие других поправок  к Конституции США.. 33

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Соединенные Штаты стали той страной, которая дала миру первый писаный образец Конституции, вобравшей в себя лучшие по тем временам достижения как европейской, так и собственно американской общественной мысли.

Становление конституционных доктрин, их практическая реализация проходила в США быстро и, в отличии от Европы, без особых препятствий, ибо на территории бывших английских колоний буржуазные отношения развивались на почве, практически не засоренной феодальными пережитками.

Бесспорно, это был прогрессивный документ. Он стал своеобразным итогом буржуазной революции, которая в свою очередь дала толчок целой серии европейских и латиноамериканских революций. Долгое время Конституция США оставалась образцом для буржуазии. Вместе с тем нельзя не учитывать того факта, что она была символом или выражением политического компромисса между торгово-финансовой буржуазией Севера и плантаторами Юга. Стремление консолидировать позиции имущих классов на основе компромисса определило всю действительность конвента, а следовательно и характер Конституции.

Конституция США – довольно краткий документ по сравнению с конституциями многих других государств или штатов. Она не является развернутым документом, конкретизирующим структуру власти, а определяет лишь общие рамки. Иногда ее называют ″живой Конституцией″, поскольку она дает возможность государственной власти приспосабливаться в организационном и структурном плане к меняющимся характеристикам, потребностям и нуждам американского народа за последние два столетия.

Такая структура в значительной степени обеспечивает стабильность конституционной системы. Конституция США на сегодняшний день – самый старый демократический документ национального государства, она стала одним из образцов при создании Конституции Российской Федерации в 1993 г., оказав большое влияние на общие принципы нового государственного устройства России.

Объектом исследования в нашей работе является исторический процесс создания и принятия Конституции США 1787 г. и содержание указанного документа.

Предметом исследования - Конституция США 1787 г. и конституционное законодательство Соединенных Штатов Америки.

Целью работы является изучение исторического процесса создания и принятия Конституции США в 1787 г. и историко-правовой анализ содержания данного документа.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

- изучить историческую  обстановку и причины принятия  Конституции США;

- рассмотреть исторический  процесс создания и принятия Конституции США;

- дать общую юридическую характеристику содержания Конституции США образца 1787 г.;

- охарактеризовать демократические  принципы государственного устройства, заложенные в Конституцию США;

- на основании анализа  положений Конституции США изучить  структуру государственных органов  США, проанализировать их полномочия  в системе разделения властей и в реализации принципа сдержек и противовесов;

- рассмотреть дальнейший  исторический процесс эволюции Конституции США.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. История создания и принятия Конституции США 1787 г.

 

1.1. Историческая  обстановка в США накануне 1787 года

 

Весь период государственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можно условно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости и образования конфедеративного союза штатов1. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 года и Статьи конфедерации 1781 года. Второй этап начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией, и продолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом этого периода стала Конституция США 1787 года.

В первой половине XVII века на восточном побережье Североамериканского континента стали возникать английские колонии. По мере их развития сюда стали стекаться выходцы из Европы, в основном люди, бежавшие от преследования европейских монархических режимов за свои демократические взгляды. Таким образом, американский народ с самого начала стал формироваться как синтез многочисленных наций мира.

Английские колонии сразу были поставлены в неравное положение со своей метрополией, которая активно использовала колонии в качестве своего придатка. Постепенно противоречия между метрополией и колониями стали обострятся. Обстановка достигла своего апогея к 1774 году, когда по инициативе Вирджинии 5 сентября в Филадельфии собрался Первый Континентальный Конгресс, в котором приняли участие все штаты, кроме Джорджии. Конгресс принял ряд постановлений, которые привели к еще большему обострению отношений с Британской империей: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Второй Континентальный Конгресс занял еще более жесткую позицию по отношению к метрополии, хотя и предпринял последнюю попытку примирения - послание к королю, которое было отвергнуто. После этого мирные переговоры были уже невозможны. В апреле 1775 года произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало освободительной войне. Война за независимость принесла много горя и разрушений американскому народу и закончилась лишь в 1783 году, когда проигравшая войну Британская империя вынуждена де-факто признать независимость своих бывших колоний.

Огромное значение для всего мира имела провозглашенная 4 июля 1776 года Декларация независимости. Этот исторический документ впервые провозглашал «неотчуждаемые» права человека. Декларация имела огромное историческое значение и оказала большое влияние на ход американской революции2.

Другим важнейшим документом, предшествующим американской Конституции, являются Статьи конфедерации. Принятые в 1777 году Статьи вступили в силу лишь с 1 марта 1781 года. Данный акт подчеркивал, что «каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на Конгресс3». В Статьях конфедерации указывается на цель создания союза – «каждый из перечисленных штатов вступает в прочный дружеский союз с каждым из остальных штатов для общей защиты, обязываясь помогать один другому против всяких насилий или против всяких нападений4». Союз возник, прежде всего, из-за угрозы внешнего нападения, а не из-за внутренних причин. Понадобилась еще несколько лет, прежде чем возникла острая необходимость в создании единого государства. Пока же каждый штат нуждался в своей конституции, которая регулировала бы жизнь данного штата.

Через некоторое время после принятия Статей конфедерации и образования конфедеративного государства высветились недостатки существующей системы управления. Статьи конфедерации нуждались в пересмотре.

Действующее центральное правительство - Континентальный Конгресс - на собственном опыте могло убедиться в бессилии существовавшей верховной власти. Бессилие вело к апатии. Нередко на заседании присутствовало 20-25 человек, хотя штаты должны были посылать в Филадельфию 91 депутата. Иногда отсутствие кворума мешало проводить заседания, и Конгресс вообще не собирался. В казну не поступало и четверти налогов, которые штаты должны были собирать на нужды конфедеративного правительства. Было очевидно, что штаты не принимают всерьез центральное правительство, необходимость в котором для многих из них практически отпала после окончания войны. Однако, несмотря на сопротивление отдельных губернаторов, объединительная тенденция все более и более набирала силу5.

 

1.2. Принятие Конституции  США в 1787 году

 

Недостатки Статей Конфедерации были очевидны, и Конгресс США принял решение созвать Конституционный Конвент, который бы улучшил Статьи Конфедерации.

Конституционный конвент собрался в Филадельфии 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. От 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегата. Некоторые не смогли прибыть, некоторые не пожелали. В результате максимальное число участников заседаний было 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787 года присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты, несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания.

Участники конвента пришли к выводу, что федеральное правительство должно состоять из законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная власть должна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная - в форме единоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о создании коллегиального органа исполнительной власти6. Однако по вопросу принципа представительства в конгрессе, порядка формирования, состава его палат, назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральными органами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулись жаркие дебаты.

Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого «вирджинского плана», который был внесен на обсуждение конвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральное правительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект, получивший название «плана Нью-Джерси». В нем предлагалась ограничить расширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов и торговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняются в пользу «вирджинского плана», который был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции.

Согласившись с двухпалатным устройством конгресса, делегаты вступили в острую полемику по вопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранение народа от формирования национальной легислатуры. Представитель Пенсильвании Б. Франклин считал необоснованным ограничивать избирательные права имущественным цензом. Он напомнил, что народ сыграл огромную роль во время войны, внес основной вклад в дело победы. Эту точку зрения разделял и Мэдисон. Он выступал за то, чтобы США оставались демократической республикой и считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержки народа. Поэтому он возражал против реставрации основанных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либо отмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам мог подорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечном итоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользу всеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе7.

По поводу формирования сената также выдвигалось множество предложений. Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что число представителей в сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат имел равное количество представителей в сенате. В итоге сторонники северных штатов одержали верх, и было принято предложение о том, чтобы каждый штат был представлен в сенате США двумя представителями, избираемыми на шесть лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен был обладать одним голосом8.

Большая полемика развернулась по поводу способа назначения главы исполнительной власти. Делегат от Пенсильвании Дж. Уилсон выступил за избрание главы исполнительной власти народом, предложив непрямые выборы, при которых население избирало бы коллегию выборщиков. Именно это предложение и было принято. Жаркие дебаты вызвало определение срока полномочий президента и вопрос о возможности его переизбрания на новый срок. В ходе этой полемики и родилась идея избрания президента на четырехлетний срок без запрета переизбрания на новый срок9.

Остро встал вопрос о рабстве. Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда, противоречащего их экономическим интересам. Но представители южных штатов заняли ультимативную позицию и пригрозили отказом подписать конституцию и выходом из союза в случае запрещения ввоза рабов. Осознавая опасность раскола, делегат Пенсильвании Р. Моррис выступил с призывом прийти к соглашению. В итоге и в данном вопросе был найден компромисс: конституция разрешала ввоз рабов, ограничивая это разрешение двадцатилетним сроком до 1808 года и обложив работорговлю пошлиной10.

Одно из ярких свидетельств антидемократических действий участников Конвента 1787 года отказ включить в Федеральную Конституцию Билль о правах, входивший составной частью в конституции штатов. Сами авторы Федеральной Конституции, пытаясь отвести многочисленные обвинения в антидемократизме, объясняли свое решение тем, что билль о правах присутствует во всех конституциях штатов и воспроизведение его в основном законе страны излишне.

Отсутствие билля о правах в проекте Федеральной Конституции было ее слабым местом. Три участника Конвента, отказавшиеся скрепить его подписями (Э. Джерри, Э. Рендольф, Дж. Мейсон) мотивировали свое решение прежде всего несогласием с отсутствием в документе билля о правах. С ними были солидарны такие политические деятели как У. Грейсон, Адамс, Дж. Уайт. Широкая поддержка их позиции ратификационными конвентами штатов обнаружила, что идея гарантий буржуазных свобод слова, печати за годы революции прочно овладела сознанием патриотического лагеря и что игнорировать его волю в этом вопросе небезопасно для судеб федерального государства. В 1789 году Дж. Медисон внес на рассмотрение конгресса США проект дополнения Федеральной Конституции Биллем о правах. Интуиция и расчет политического стратега подсказали ему, что подобное дополнение основного закона страны должно стать еще одной уступкой демократии, без которой невозможно обеспечить достаточную прочность детищу Конвента11.

Информация о работе Конституция США: история формирования и юридический анализ содержания