Конституция ФРГ 1949 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

После Второй мировой войны в немецком обществе не отдавалось предпочтения ни анархически функционирующему капиталистическому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 году референдума по вопросу о собственности и в советской, и в американской зонах преимущество было отдано общественным формам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на «социализацию» собственности было наложено вето оккупационными властями.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Бундесрат – орган представительства интересов земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих Конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т. д.

Главой государства  является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом – федеральным собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное  руководство исполнительной властью  осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило, является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Он формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Исключительную  роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом.

Судебная  система. Судебная система ФРГ построена на принципе полисистемности и включает конституционные суды, суды общей юрисдикции, административные, финансовые, трудовые суды и суды по социальным вопросам.

Конституционная юстиция ФРГ имеет два уровня: Федеральный Конституционный суд и конституционные суды земель. Согласно Конституции ФРГ каждая земля вправе создавать собственный конституционный суд. Земельный конституционный суд является абсолютно самостоятельным органом. Федеральный конституционный суд не возглавляет систему конституционных судов земель и не контролирует конституционное производство в землях. По вопросам, определенным законодательством, земельные конституционные суды являются первой и последней инстанцией, главным образом в решении вопросов о соответствии земельного законодательства конституции земли и разрешении споров между органами власти земли. Земельные конституционные суды созданы во всех германских землях, за исключением земли Шлезвиг-Гольштейн.

Суды общей  юрисдикции рассматривают уголовные и гражданские дела за исключением тех, что отнесены законом к компетенции других судов. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех инстанций и включает участковые суды, суды земель, Верховные суды земель и Федеральную судебную палату как Верховный суд ФРГ.

Низшей инстанцией являются участковые суды. Их компетенцией является рассмотрение гражданских  дел с суммой иска, не превышающей 10 тысяч марок, а также споры, которые  можно отнести к категории  защиты прав потребителей. К компетенции  участковых судов относится рассмотрение практически всего круга споров, вытекающих из семейных правоотношений, за исключением дел об установлении отцовства. Компетенция участковых судов по уголовным делам ограничена рассмотрением дел, где наказание не превышает четырех лет лишения свободы, при этом дела, где наказание превышает двухлетний срок заключения, рассматриваются с участием судебных заседателей (шеффенов). Основная масса дел рассматривается судьей единолично.

Следующую ступень  составляют Земельные суды. Они рассматривают в качестве судов первой инстанции дела по гражданско-правовым спорам на сумму свыше 10 тысяч марок, дела об установлении отцовства, а также некоторые категории исков, предъявляемых к казне, судьям и государственным служащим в связи с превышением ими своих полномочий. Большинство дел разрешается коллегией из трех судей, лишь некоторые не представляющие большой сложности дела могут решаться судьей единолично. В компетенцию земельных судов входит рассмотрение уголовных дел, где наказание превышает четыре года лишения свободы. Эти дела рассматриваются судебными коллегиями из двух-трех профессиональных судей и двух шеффенов. Кроме того, земельные суды выступают в качестве апелляционной инстанции на решения участковых судов по гражданским и уголовным делам.

Третью ступень  в системе судов общей юрисдикции представляют Высшие суды земель. Высшие суды земель не являются Верховным  судом определенной земли. Территория всех земель ФРГ делится на судебные округа, которые и возглавляют  Высшие суды земель. В каждой земле может быть различное количество округов и соответственно Высших судов земли.

Высший суд  земли является апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам  на решения и приговоры судов  земель. Они также могут рассматривать  жалобы в качестве кассационной инстанции на решения и определения участковых судов, не подлежащие апелляции, а также приговоры, вынесенные судами шеффенов, но в случае, если кассационная жалоба приносится на нарушение законодательства земли, а не федерального законодательства. Кроме того, высшие суды земли могут рассматривать в качестве первой инстанции дела, подсудные нижестоящим судам, но признанные особо сложными или особо значимыми.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный федеральный суд. С 1969 года Верховный федеральный суд не рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Его основная компетенция – рассмотрение кассационных жалоб по уголовным и гражданским делам. Кроме того, возможен пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Административные суды рассматривают жалобы физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споры между органами местного самоуправления, если данные вопросы не относятся к компетенции других судов. Система административных судов включает три инстанции. Низшей ступенью являются Административные суды, которые рассматривают в качестве суда первой инстанции все споры, предполагающие административно-правовой порядок рассмотрения и не отнесенные к компетенции вышестоящих судов. Следующую ступень составляют Высшие административные суды земель. Они рассматривают жалобы на решения административных судов, а также разрешают некоторые категории дел в качестве суда первой инстанции. Возглавляет систему административной юстиции Федеральный административный суд. В качестве суда первой инстанции Федеральный административный суд рассматривает судебно-правовые споры, а также жалобы на решения высших административных судов земель.

Система судов  по трудовым спорам включает три инстанции. Низшей из них являются Трудовые суды. Только они могут выступать в качестве суда первой инстанции. К компетенции трудовых судов относится разрешение гражданско-правовых споров между работниками и работодателями, в том числе споров между сторонами коллективного договора, о разрешении или запрете забастовок и локаутов, о создании союзов и объединений и их праве на осуществление своей деятельности. Судебные споры рассматривает коллегия из трех судей: председателя (профессионального судьи) и двух «почетных судей», один из которых представляет работодателей, а другой – наемных работников. Второй инстанцией являются Земельные трудовые суды. Они рассматривают апелляционные жалобы на решения и судебные приказы трудовых судов. Возглавляет систему судов по трудовым спорам Федеральный трудовой суд, который рассматривает жалобы в порядке кассации на решения нижестоящих судов.

В компетенцию  социальных судов входят дела, связанные  с вопросами социального страхования, в том числе по безработице, по болезни, пострадавших от несчастного случая, оказания бесплатной или льготной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и др. социальные суды имеют три инстанции. Низшей инстанцией являются Социальные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции. Вторую ступень образуют Земельные социальные суды и являются апелляционной инстанцией. Возглавляет систему Федеральный социальный суд, рассматривающий кассационные жалобы на решения нижестоящих судов  некоторые категории дел в качестве суда первой инстанции.

Финансовые  суды рассматривают споры, связанные с уплатой налогов и таможенных сборов. Компетенция финансовых судов не распространяется на уголовное производство и производство о возмещении денежного ущерба. Установлена двухступенчатая система финансовых судов. В каждой из земель образованы судебные округа, где действуют Финансовые суды в качестве судов первой инстанции. Возглавляет систему финансовых судов Федеральный финансовый суд, созданный в 1950 году вместо Имперского финансового суда, учрежденного в 1918 году и прекратившего существование после поражения Германии во Второй мировой войне. Федеральный финансовый суд рассматривает жалобы в кассационном порядке.

В целях осуществления  единства правосудия высшие суды ФРГ  образуют Объединенный сенат, созданный  в 1968 году. Объединенный сенат принимает дело к производству, когда один из федеральных высших судов расходится в своем решении по вопросам права с другим высшим федеральным судом или Объединенным сенатом. Заключение Сената по делу является обязательным.

С образованием Европейского союза и Совета Европы в дополнение к национальной возникает европейская или международная юрисдикция. Были созданы судебные органы, имеющие наднациональный характер, куда могут обращаться граждане ФРГ. Среди них следует выделить прежде всего Суд европейских сообществ и Европейский суд по правам человека. Решения Суда европейских сообществ и Европейского суда по правам человека обязательны для органов власти ФРГ.

В соответствии с требованиями правового государства  Конституция 1949 года отличается жестким и обширным перечнем гарантий основ демократического порядка. Так, на основании статьи 18 Основного закона каждый, кто использует свободу выражения мнений, печати, собраний, образования союзов и обществ и пр. для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав. Решение вопроса, использовались ли те или иные права с целью борьбы против демократического порядка принадлежит только Федеральному конституционному суду, который не может исключить, как показала практика, политических пристрастий своих членов.




Информация о работе Конституция ФРГ 1949 года