Конституция в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли права, оно базируется на знаниях о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.

Содержание

Введение.......................................................................................................3 стр.
Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах........................4 стр.
Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах..........................................................................................7 стр.
Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран..........11 стр.
Глава 4. Формы правления в зарубежных странах............................................16 стр.
Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран....................22 стр.
Список использованной литературы..................................................................26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция ЗС контрольная 2.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

     г) монарх может являться главой судебной и религиозной власти.

     Сейчас  абсолютная монархия сохраняется в  Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Брунее, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти  страны имеют маленькую территорию, небольшое количество населения  и огромные запасы природных ресурсов (в основном нефти). В силу этого там очень высокий уровень экономического развития, чрезмерный годовой доход на душу населения, развитая система социальной помощи. Жители этих стран аполитичны и в большинстве своем согласны с существующей формой правления;

     дуалистической, для которой характерно следующее:

     а) существует парламент (частично выборный, частично назначенный);

     б) полномочия такого парламента весьма ограничены. Чаще всего - это совещательный  орган при монархе;

     в) правительство образуется исключительно  монархом и ему целиком подконтрольно;

     г) парламент создает видимость  участия народа в делах государства, служит средством снятия напряжения в обществе.

     В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Непале, Кувейте, Марокко, Таиланде.

     Дуалистическая монархия - промежуточный вариант между абсолютной монархией и конституционной. Обычно они - вчерашние абсолютные монархии, где монархи пошли на создание парламентов и частично поделились с ними властью либо под нажимом революции (Непал) и массовых беспорядков (Кувейт), либо добровольно, с целью избежать общественных потрясений в будущем (Иордания);

     конституционной (ограниченной), где сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту.

     Основные  признаки конституционной монархии:

     а) наличие парламента, обладающего  широкими полномочиями, в том числе  важнейшими государственными решениями;

     б) право парламента формировать правительство;

     в) ответственность правительства  только перед парламентом;

     г) монарх символизирует государство, олицетворяет единство нации, иногда выступает в роли арбитра между высшими органами государственной власти.

     Конституционными  монархиями в настоящее время  являются Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, Испания, Канада, Австралия, Япония. Политическая стабильность указанных стран во многом связана с наличием выборных демократических институтов и одновременно - авторитетного государственного деятеля, способного повлиять на ситуацию в стране;

     выборными монархиями - особыми формами правления, где монарх избирается специфическими коллегиями: В ОАЭ - советом эмиров (руководителей семи входящих в федерацию эмиратов);

     в Малайзии - султанами девяти султанатов - субъектов федерации.

     3. Республика (от лат. res publicum - общее  дело) - форма правления, при которой глава государства и другие государственные органы прямо или косвенно избираются народом.

     Основными видами данной формы правления являются:

     а) президентская;

     б) парламентарная;

     в) смешанная республики.

     Президентская республика характеризуется тем, что ведущую роль в ней играет глава государства - президент. Это выражается в том, что:

     президент обычно избирается всем народом и  вследствие этого получает очень  большие полномочия;

     он  не зависит от других государственных  органов (например, от парламента);

     президент и парламент действуют на основе принципа разделения властей;

     президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в стране, самостоятельно формирует  правительство, которое ему подотчетно;

     парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству.

     Классическим  примером президентской республики являются США. Президентская республика получила широкое распространение  прежде всего на американском континенте и в ряде стран Африки и Азии. Примерами президентских республик могут считаться: Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Колумбия, ЮАР и т.д.

     Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика, где  вся жизнь страны во многом зависит  от личности президента.

     Примерами суперпрезидентских республик были Замбия при президенте К. Каунде (1964-1991), Конго (Заир) при С. Мобуту (1965-1997), Сомали при С. Барре (1969-1991), Парагвай при А. Стресснере (1954-1989), Филиппины при Ф. Маркосе (1965-1986), Индонезия при Сухарто (1967-1998) и др. В настоящее время к суперпрезидентским республикам можно отнести Сирию, Ирак, Египет и др.

     Парламентская республика строится на принципах, противоположных  принципам президентской республики. Центральную роль в жизни республик  данного типа играет парламент. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

     президент, как правило, избирается парламентом;

     президент не играет самостоятельной роли; он выполняет волю парламента и правительства, несет ответственность перед  парламентом;

     парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни;

     правительство формируется парламентом и подотчетно парламенту, оно может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия.

     Примерами парламентских республик являются: Германия, Италия, Венгрия, Чехия, Индия.

     Смешанная республика занимает промежуточное  положение между президентской  и парламентской республиками. Характерными чертами смешанной республики являются следующие:

     власть  примерно поровну поделена между  президентом и парламентом;

     президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент - свои;

     президент и парламент совместно участвуют  в формировании правительства (президент  предлагает кандидатуры министров, а парламент утверждает их);

     правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом (президент может самостоятельно уволить правительство, а парламент может выразить правительству вотум недоверия).

     Примерами смешанных республик являются: Франция, Польша, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия.

Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран

 

     Под государственным устройством принято  понимать характеристику государственного строя, определяющего политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

     К числу таких характеристик, отраженных в нормах конституций зарубежных стран, относятся:

     состав  территории государства;

     правовой  статус государства в целом и  его составных частей;

     право сецессии, т.е. выхода из состава государства;

     статус  территориальных органов (какие  у них являются высшими, а какие - региональными органами государственной  власти);

     статус  корпоративных актов, издаваемых указанными органами власти;

     юридическое определение взаимоотношений личности с государством и его территориями;

     система распределения полномочий между  государством и его составными частями;

     система привлечения финансовых средств  в бюджет государства.

     В зависимости от содержания указанных  характеристик различают следующие формы государственного устройства зарубежных стран:

     унитарные государства;

     унитарные государства с автономными образованиями  в своем составе;

     федеративные  государства;

     Унитарное государство представляет собой  наиболее простую форму государственного устройства. Она характерна для небольших, как правило, по территории стран с однородным по национальности населением (Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Армения, Эстония и др.).

     Основные  признаки унитарного государства:

     государственным суверенитетом обладает только само государство в целом;

     территории, входящие в состав государства, не обладают политической самостоятельностью;

     за  этими территориями не признается право  сецессии (выхода, отделения);

     существует  единая система высших органов государственной власти;

     единая  система законодательства;

     единое  гражданство;

     единая  судебная система.

     Таким образом, унитаризм предполагает централизацию  государственного аппарата, прямой контроль над территориальными органами власти. Однако наряду с централизованными унитарными государствами существуют и децентрализованные, имеющие в своем составе автономные образования. Их отличает то, что ряд территориальных единиц является автономиями, т.е. имеет внутреннее самоуправление и правовой статус, отличный от других территорий.

     Права автономий обычно фиксируются в  конституциях. При этом автономии  принимают участие в решении  общегосударственных вопросов, имея своих представителей в парламенте страны. Однако, не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, не издает законов, действующие в них органы власти относятся к разряду органов местного управления.

     Автономии в зарубежных странах могут быть:

     административными, для осуществления территориального управления исключительно силами местного населения (районы и волости в КНР);

     политическими, предназначенными не только для решения  сугубо местных вопросов, но и участия  в устранении межэтнических разногласий  и конфликтов (Палестинская автономия  в Израиле).

     Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Канада, Австралия.

     Федеративным  государствам присущи следующие типичные признаки:

     это, как правило, крупные по территории, обычно многонациональные государства;

     территория  федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, кантонов, земель);

     государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова и не обладают суверенитетом; вместе с тем субъекты федерации  обладают правом иметь собственное  законодательство, органы государственной  власти, гражданство;

     союзные парламенты обычно двухпалатные. При  этом нижние палаты (Палата представителей в США, Бундестаг в ФРГ, Палата депутатов в Бразилии, Мексике) представляют интересы населения всей страны, а  верхние (Сенат в США, Мексике, Бразилии, Бундесрат в ФРГ) - интересы субъектов федерации;

     полномочия  между федерацией и ее субъектами четко распределены. Во многих федерациях весь объем государственных полномочий делится на те, которые являются: а) исключительной компетенцией федерации, их реализуют высшие органы власти страны (вопросы внешней политики, обороны, таможенные отношения, кредитно-денежная система); б) исключительной компетенцией субъектов федерации (местные налоги, организация здравоохранения, деятельность пенитенциарных учреждений и т.п.); в) остаточной компетенцией, обычно закрепляемой за субъектами тех федераций, которые образованы соглашением ранее независимых государств. Типичным примером являются США, где, образуя союз, штаты передали в исключительное ведение федерации решение вопросов, имеющих общенациональное значение, а за собой оставили права, которые и образовали остаточную компетенцию. В числе таких прав, например, принятие законодательных актов уголовно-процессуального характера; г) конкурирующей компетенцией, под которой понимают те полномочия, которые могут быть реализованы как органами власти федерации, так и ее субъектов. При этом в ряде государств (Бразилия, ФРГ) установлено правило, что сами субъекты принимают решения по вопросам правового регулирования пенсий, условий труда, земельных, лесных, водных и других отношений только в том случае, если органы федерации не сделают этого.

Информация о работе Конституция в зарубежных странах