Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:04, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности Конституции Республики Беларусь, как Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия Конституции.
2. Раскрытие основных черт и характеристика юридические свойств Конституции Республики Беларусь.
3. Анализ этапов развития и становления Основного закона государства.
4. Рассмотрение основ и структуры Конституции Республики Беларусь.
принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Республики Беларусь.
Основная часть Конституции Республики Беларусь включает разделы, главы:
Раздел I. Основы конституционного строя.
Раздел II. Личность, общество, государство.
Раздел III. Избирательная система. Референдум.
Глава 1. Избирательная система.
Глава 2. Референдум (народное голосование).
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд.
Глава 3. Президент Республики Беларусь.
Глава 4. Парламент - Национальное собрание.
Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.
Глава 6. Суд.
Раздел V. Местное управление и самоуправление.
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения.
Преамбула предваряет основную часть Конституции. В сжатой, концентрированной форме в ней закрепляются основные идеи (принципы), которыми должно руководствоваться государство в процессе государственного строительства (неотъемлемость права народа на самоопределение: утверждение прав и свобод граждан; обеспечение гражданского согласия; незыблемость устоев народовластия; правовое государство и др.). Преамбула Конституции Республики Беларусь не может рассматриваться как декларация. Исходя из ее содержания, тех фундаментальных принципов, которые в ней содержатся, в целом верховенства всего текста Конституции (см. ст. 137 и др.) можно утверждать об обязанности государственных органов, должностных лиц, граждан руководствоваться ими при осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.
В первом разделе раскрываются основы конституционного строя, который включает политическую систему, экономическую систему, социальную систему, духовно-культурную систему общества. Статья 1 Конституции определяет Республику Беларусь как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство, содержанием которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Закрепляется взаимную самостоятельность и независимость человека, гражданина и государства, объединенные в понятии суверенитета, который проявляется в трех формах:
Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, при этом каждый имеет право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения, на отдых, на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье, постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Гражданами Республики Беларусь на основании ст. 8Закона о гражданстве являются лица:
В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в Конституциях других стран эти положения отсутствуют. Избирательная система - это установленный законодательством механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает:
Принципы избирательной системы Республики Беларусь: всеобщность выборов; свободное участие в выборах; равное воздействие избирателей на результаты избирательной процедуры; тайное голосование; гласность при подготовке и проведении выборов; сочетание прямых и косвенных выборов.
Стадии избирательного процесса, т.е. необходимые этапы, по которым организуются и проводятся выборы:
Референдум - это народное голосование в целях принятия решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, который носит обязательный и консультативный характер. Субъектами права инициирования проведения республиканского субботника являются: Президент Республики Беларусь, Палата представителей и Совет Республики, граждане Республики Беларусь.
Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа и гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Являясь Главой государства, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент определяет структуру и формирует Правительство, образует Администрацию, Президентский Совет, Совет руководителей местных органов исполнительно власти при Президенте, Правовой консультативный Совет при Президенте, Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте и другие органы. Законодательные органы - это такие органы го государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Исполнительные органы - это органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Исполнительными органами государственного управления на местах являются исполнительные комитеты: областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения), городские (городов районного подчинения), администрации района в городах, поселковые, сельские исполкомы. Исполнительные комитеты всех уровней входят в систему органов исполнительной власти являются исполнительными и распорядительными органами на местах. Судебные органы, суды, осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной от государственной власти. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными судами и Конституционным Судом.
Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской Хартии о местном с самоуправлении (1985). В соответствии со ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом от 20 февраля 1991 г. № 617-XII в редакции от 10 января 2000 г. № 362-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», с и доп. и другим законодательством с учетом особенностей развития административно территориальных единиц. В соответствии со ст. 3 данного Закона система местного самоуправления включает: местные советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые уличные, поселковые сельские комитеты и другие органы, в том числе и единоличные).
В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля.
Статья 125 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров». Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь» устанавливает, что прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.