Конституция 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественно и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Безусловно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится очевидным, источник права, в том числе и источник конституционного права – это внешнее выражение права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации ………………5
2. Юридические свойства Конституции РФ …………………………………10
3. Конституция РФ: форма, структура ……………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………….18
Список использованных источников ………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Ксюхи.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………3

1. Понятие  и сущность Конституции Российской  Федерации ………………5

2. Юридические  свойства Конституции РФ …………………………………10

3. Конституция  РФ: форма, структура ……………………………………….14

Заключение …………………………………………………………………….18

Список  использованных источников ………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Чтобы стать реальностью и  успешно выполнять свои функции,  право, как и государство, должно  иметь внешнее выражение. В  отечественно и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Безусловно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится очевидным, источник права, в том числе и источник конституционного права – это внешнее выражение права.

     К числу источников конституционного права в науке конституционного права относят, в том числе Конституцию, выделяя главенствующим актом в иерархии источников конституционного права России Конституцию Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

      Именно особый статус Конституции делает её изучение актуальным во все времена, не смотря на то, что достаточно много трудов написано по проблемным вопросам Конституции, встающим как перед теоретиками, так и перед практиками правоприменителями, до настоящего времени не прекращаются дискуссии относительно всевозможных ключевых моментов правовой природы Конституции, проблем её применения.

Целью написания настоящей работы является всестороннее изучение Конституции Российской Федерации, как основополагающего источника Конституционного права России.

      К задачам данного исследования относятся: раскрытие понятия и содержания Конституции РФ, изучение её формы и структуры, определение юридических свойств данного нормативного правового акта.

      При написании работы были использованы труды таких известных исследователей конституционалистов, как Марченко М.Н., Кутафин О.Е., Румянцев О.Г., Толстых В.Л., Козлов А.Е. и др.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации.
 

      Вопрос о сущности конституции всегда занимал внимание общественной мысли и всякий раз приобретал остроту в ту пору, когда общество вставало перед необходимостью принятия или совершенствования конституции1, современный процесс которых в отношении Конституции РФ отражен в настоящей работе. Находит данный вопрос свое отражение и в современной юридической литературе, где мнения правоведов в основном сходятся в том, что конституция есть выражение общей воли и интересов народа, продукт общего согласия всех классов и групп, составляющих общество, создающих свою государственность для достижения общей цели. При этом считается, что ее общедемократическая сущность выражается в том, что полноправными гражданами признаются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней, поскольку, принимаемая и поддерживаемая большинством, она обеспечивает права меньшинства.

      Принято также считать, что конституция является не только правовым документом. Например, по мнению А.Е. Козлова, наряду с юридической конституция выполняет также политическую и идеологическую функцию2. С.А. Авакьян, кроме названных функций, выделяет также учредительную, организаторскую и внешнеполитическую3. А.И. Коваленко в Конституции РФ 1993 г. наряду с правовой и политической усматривает также и гуманистическую функцию, которая выражает целевое назначение Конституции. Состоит она, по его мнению, в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его свобода являются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования4.

Некоторые исследователи выделяют три сущности Конституции в целом, это социальная, политическая и юридическая сущности5.

       Итак, если раскрывать социальную сущность Конституции, то согласно доктрине Макиавелли людьми движет стремление к выгоде, и решения они принимают из соображения пользы, а лояльное отношение людей к власти достижимо при условии, что правитель реально защищает основные интересы своих подданных, «большая часть людей довольна жизнью, пока не задета их честь или имущество».

      Следуя данной доктрине, представляется, что в качестве первой функции Конституции человек назвал бы функцию своей защиты. Именно, следуя своей природе, каждый обычный, свободный от страха, обмана и навязчивых идей человек, прежде всего, подумает о том, как конституция будет способствовать ему в устройстве его жизни, т.е. как ее положения отразятся на его личных интересах, его личных правах и свободах. Далее человек отдал бы предпочтение функции защиты общества, поскольку человек, как коллективное существо, только через институты общества обнаруживает свою значимость и позиционируется среди других людей как личность.     

        Таким образом, в необходимости защиты человека, его прав и свобод, а также защиты общества и тех его интересов, которые совпадают с интересами человека, проявляется социальная природа конституции. В этом же проявляется и социальная ценность конституции для человека, которая, как отмечает В.О. Лучин, «в конечном итоге определяется тем, насколько эффективно она способствует созданию условий для всестороннего и свободного развития человека и гражданина»6.

       Наряду с инстинктом самосохранения природа наградила человека и другими качествами. Среди них можно выделить стремление одних людей управлять другими, в то время как другие, при определенных условиях, согласны быть управляемыми.

       Для того чтобы примирение политических интересов было действительным, люди должны выработать и установить в конституции такие правила приема-передачи власти, которые устраивали бы если не всех людей, то самое максимальное их число. Причем заранее должно быть оговорено, что, если какого-то человека эти правила не устраивают, он должен иметь право на временное или постоянное самоустранение из политической жизни общества и быть оставленным в покое. В таком случае человек живет по правилам, которые устанавливаются текущим законодательством государства, а если лицо не принимает никакого гражданства, то живет только по правилам, регламентирующим частную жизнь того государства, на территории которого он находится. Здесь общество не вправе требовать от человека нести перед ним повинности, поскольку и сам человек не нуждается в таком обществе, конституцию которого он ставит под сомнение.

       Вместе с тем как обязательное условие должно быть установлено и то, что, если число выбывших из политической жизни людей достигает какого-то заранее определенного количества, конституция должна подлежать пересмотру, причем с обязательным учетом мнения всех абсентеистов. Если держатели власти не согласятся на мирный пересмотр конституции или окажутся не в силах по каким-либо причинам его организовать, у людей должно возникать легитимное право на принудительную смену власти, пересмотр старых или установление новых политических правил.

        Заметим, что, например, в Конституции РФ 1993 г. вопросы приема-передачи власти совсем обходятся стороной и не подлежат хоть какой-либо регламентации. На этот счет в ней содержится только памятка о том, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России. Институт же избирательного права выведен за рамки текста Конституции. Порядок наделения конкретных лиц государственной властью устанавливается Федеральным законом Российской Федерации самим органом государственной власти. При таком подходе общенародный вопрос о власти предрешается интересами государства, поскольку порядок его решения Конституция уступила государству. Возможно, с точки зрения мировой практики порядок установления и корректировки избирательной системы самими органами государственной власти соответствует демократическим нормам. Однако очевидно, что сосредоточение реальной власти только в руках государства чревато гиперболизацией государственных интересов в ущерб интересам человека и общества. Только этим может объясняться парадоксальность экономической ситуации, в которой оказалась Россия осенью 2004 г., когда государство за счет неожиданного повышения мировых цен на нефть встало вдруг перед дилеммой расходования незапланированных доходов, это притом, что для населения страны рост цен на энергоресурсы обернулся повсеместным удорожанием жизни7.

   Возможно, что при разработке Конституции РФ 1993 г. никто и не помышлял о том, чтобы каким-либо образом ущемить права человека и общества в угоду интересам государства. Но реальность такова, что недостаточность теоретической проработки, в частности игнорирование политической природы Конституции, ослабляет ее защитный потенциал для человека.

         Вслед за решением вопросов приема-передачи власти перед людьми неминуемо встает проблема установления порядка пользования этой властью, а также охраны этого порядка. Наделяя одних людей властью, другие люди, чтобы не оказаться пораженными ею, обязаны предусмотреть такую систему предупредительных мер, которая смогла бы предотвратить использование власти не по назначению. Российская история изобилует примерами «нецелевого» использования государственной власти. Это было как в случае с Конституцией РСФСР 1918 г., согласно которой государство объявлялось диктатором и, защищая интересы одних людей, подавляло права и свободы других, так и с другими советскими конституциями, когда под флагом широкого декларирования прав и свобод граждан государство, не спрашивая человека, строило планы на будущее, реально попирая его права и свободы.

         Для того чтобы подобное не случалось, между человеком, обществом и государством должны быть установлены такие модельные отношения, развитие которых служило бы прежде всего интересам человека и способствовало бы его продвижению по пути создания общества, состоящего из свободных людей. В установлении реальных гарантий в целях охраны государственной власти от использования ее не по назначению проявляется юридическая природа конституции.

        Конституция - это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации  

     Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

    Рассмотрим, какими свойствами она обладает.

Одним из юридических свойств конституции  является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции  служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым  порядком её принятия и изменения; 

2) приданием  конституционным предписаниям высшей  юридической силы; 3) созданием специального  органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

      За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

     Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

      Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Информация о работе Конституция 1993 года