Антипрезидентские выступления
были подавлены, но трагические события
неизгладимой печатью легли на молодую
российскую государственность, ясно указав,
к каким последствиям могут приводить
амбиции политиков, к тому же действующих
в условиях несовершенной конституционной
системы.
После подавления выступлений
оппозиции президентское правление
осуществлялось безраздельно. Президентом
был издан Указ о правовом регулировании
в период поэтапной конституционной реформы
в Российской Федерации от 7 октября 1993
г., который подтвердил действие на всей
территории России законов и постановлений,
принятых Верховным Советом и Съездом
народных депутатов до 21 сентября 1993 г.
Было установлено, что до начала работы
Федерального Собрания правовое регулирование
по вопросам, отнесенным к компетенции
Съезда и Верховного Совета, осуществляется
указами Президента. Другим Указом констатировалась
невозможность деятельности Конституционного
Суда, в связи с чем приостанавливался
созыв его заседаний до принятия новой
Конституции. Председатель Конституционного
Суда сложил с себя полномочия, а вице-президент,
несмотря на то, что он был избран вместе
с Президентом, был освобожден Президентом
от должности. 10
Президентом был принят ряд
других мер по реформированию государственности.
Указом о реформе представительных
органов власти и органов местного
самоуправления в Российской Федерации
от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекращены
полномочия Советов народных депутатов,
а Указом от 27 октября утверждены
Основные положения о выборах
в представительные органы государственной
власти в регионах. Это означало
юридическую ликвидацию советской
власти в стране. Для решения вопроса
о конституционной реформе на
12 декабря 1993 г. было назначено всенародное
голосование (референдум) по проекту
новой Конституции РФ, вступающей
в силу в случае ее одобрения с
момента опубликования результатов
голосования (10 ноября проект был опубликован).
Конституционный кризис, развивавшийся
на протяжении почти года, так и
не нашел своего конституционного разрешения.
Это был не только конституционный,
но и политический кризис, в котором
отражалась резкая поляризация интересов
различных сил по коренным вопросам
развития России. Он серьезно расшатал
основы российского федерализма
и государственности в целом.
Трагическое завершение кризиса
заставило граждан и власти всех
уровней еще острее осознать невозможность
строительства нового общества в рамках
старой государственности. Принятие новой
Конституции стало не просто желательным,
но остро необходимым. 11
1.4. Референдум и выборы
12 декабря 1993 г.
Возникший в стране конституционный
вакуум (хотя формально старая Конституция
полностью не прекратила своего действия)
и отсутствие высшего представительного
органа могли быть заполнены только
президентской властью. Президент,
"признавая незыблемость народовластия
как основы конституционного строя Российской
Федерации, сознавая, что носителем и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ,
а также в целях реализации права народа
непосредственно решать наиболее важные
вопросы государственной жизни", Указом
от 15 октября 1993 года "О проведении всенародного
голосования по проекту Конституции Российской
Федерации" вынес проект Конституции
на референдум. 12
Особенность референдума, проведенного
12 декабря 1993 г., состояла в том, что
одновременно с принятием новой
Конституции проходили выборы в
Федеральное Собрание, предусмотренное
еще не принятой Конституцией. Однако
возможность того, что проект может
быть не принят избирателями, была учтена
Президентом, который ранее (21 сентября)
издал Положение о федеральных
органах власти на переходный период.
Следовательно, для выборов в
Федеральное Собрание существовала
правовая база. Таким же путем (Указы
об уточнении Положений о выборах
депутатов Государственной Думы
и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено,
что выборы считаются состоявшимися,
если число действительных бюллетеней
составит не менее 25% от числа зарегистрированных
избирателей.
Во всенародном голосовании
по проекту новой Конституции
приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных
избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции
проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей,
или 58,4% избирателей, принявших участие
в голосовании. Это означало, что
Конституция принята.
Одновременно в ходе выборов
в Федеральное Собрание были избраны
почти все депутаты Государственной
Думы и Совета Федерации. Это были
первые демократические выборы в
России, они способствовали установлению
новой структуры конституционной
власти.
1.5. Конституционное развитие
после принятия Конституции
С принятием новой Конституции
и формированием Федерального Собрания
закончился период президентского правления.
Начался сложный процесс создания
нового конституционного права, претворения
в жизнь конституционного механизма
власти.13
Новый конституционный строй
России складывался в трудных
условиях политической нестабильности.
Конституция призвана сделать незыблемыми
права и свободы человека, а
также стать базой создания сильного
правового государства, способствовать
становлению гражданского общества.
Только конституционная законность способна
обеспечить проведение демократических
реформ, решение социальных и экономических
проблем общества.14
Будучи принята в условиях
переходного этапа, Конституция 1993
г. отличается тем, что ее отдельные
положения носят декларативный
характер и фиксируют скорее принципы,
цели, чем существующие реальности.
Речь идет как бы об эффекте опережающего
действия Конституции. Возможно, что
ее создатели не учли сложностей переустройства
общества. Однако есть и другая весьма
важная сторона дела. Авторитет Конституции
используется для того, чтобы ускорить
продвижение страны к намеченным
целям. На государственные органы, общественные
организации, всех граждан возлагается
обязанность действовать в соответствии
с положениями Конституции, реализовывать
ее установления. Конституция призвана
также направлять и стимулировать развитие
всего права в заданном направлении. И
тот факт, что этот процесс начался с самой
Конституции, играет важную роль.15
Глава 2. Основные
тенденции развития российского
права
Прежде чем рассказать
о тенденциях развития права отметим
некоторые кардинальные изменения,
привнесенные Конституцией 1993 в государственное
и общественное устройство.
1) Из Конституции последовательно
были исключены характеристики
общества, государства как советского
и социалистического. Т.е. ярко
выраженная идеологическая "начинка"
была заменена определениями,
которые, конечно, тоже несли
идеологическую нагрузку, но не
имели окраски, свидетельствующей
о приверженности одному общественно-политическому
учению, и более ориентировались
на распространенные в мире
идеологически нейтральные и
"вечные" положения о власти
народа.
Поднятый на конституционный
уровень принцип однопартийности
уступил место также возведенному
в конституционное положение
принципу многопартийности и политического
плюрализма.
Наконец, система власти,
построенная на верховенстве одной
группы органов - Советов - и подотчетности
им всех остальных органов государства,
была заменена принципом разделения
властей, при котором все три
ветви власти - законодательная, исполнительная
и судебная - юридически равноправны
и обладают средствами взаимного
влияния друг на друга.
2) Кардинально изменились
экономические и социальные параметры
системы, закрепленные в конституционных
новеллах. Прежде всего, это разрушение
примата государственной собственности,
выдвижение на первый план
собственности индивида, предоставление
ему права владеть средствами
производства, наконец, закрепление
в Конституции частной собственности.
Это на конституционном уровне
отказ от принципа плановой экономики,
поворот к рынку и провозглашение
свободы экономической деятельности
и добросовестной конкуренции.
Конституция РФ 1993 г., по сравнению
с основными законами советского
типа, исходит из принципиально иной
идеологии при закреплении социально-экономических
прав и свобод.16
В прежнем подходе ярко
проявлялась ориентация на главенствующую
роль государства в предоставлении
социально-экономических благ человеку,
которого оно как бы окружало со
всех сторон опекой. Личность была лишь
пользователем этих благ, пассивным
их созидателем по указаниям государства.17 В связи с этим был взят курс
на отказ от так называемой патерналистской
роли государства, т.е. от возложения на
государство завышенного объема социальных
задач, чуть ли не развращающих простого
человека, превращающих его в потребителя,
о котором обязано заботиться государство,
- вместо того, чтобы самому широко использовать
себе на благо возможности эффективного
труда, создаваемые новой системой.
3) С учетом сказанного
на конституционном уровне закрепляются
новые основы статуса личности.
Они строятся исходя из международно
признанной и распространенной
категории "прав и свобод
человека и гражданина". При
этом на первый план выдвигаются
нормы, обеспечивающие индивидуальную
свободу человека.
4) Еще одна часть конституционных
новелл фиксирует прекращение
существования СССР, превращение
России в самостоятельное государство
- суверенный субъект международного
права.
Конституционно оформляется
новое федеративное устройство РФ,
при котором ее субъектами провозглашаются
как республики в составе РФ (т.е.
государства), так и национально-государственные
(национально-территориальные) образования
- автономные области, автономные округа,
а также территориальные образования
- края, области, города федерального значения.
5) Учреждается принципиально
новая по кругу, принципам формирования
и организации функционирования
система федеральных государственных
органов, что в основных чертах
повторяется и на региональном
уровне.18
В современном российском
праве в общем, и в правотворческой практике
в частности, можно отметить как положительные,
так и отрицательные тенденции развития.
Перечислим первые:
- Расширение круга источников права, на которых строится система норм законодательства. Среди них немаловажную роль стали играть нормативные договоры; Остается дискуссионным вопрос о придании значения источника права судебному прецеденту, в особенности решениям Конституционного Суда РФ;
- всемерная защита прав и свобод человека и гражданина, как ориентир для совершенствования системы законодательства России. Это практически должно подтверждаться не только в законодательном закреплении, но и в создании механизмов реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- осознание необходимости совершенствования законодательства в направлении дальнейшего развития институтов гражданского общества, что неразрывно связано с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие инициативы граждан, общественных организаций, развитие форм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; закрепление процедур ответственности органов власти перед населением;19
- на конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. Вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые, прежде всего в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства;20
- исходя из установленных на конституционном уровне основ правового статуса личности, совершенствуются механизмы гарантирующие незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина. Они строятся исходя из международно признанной и распространенной категории "прав и свобод человека и гражданина". При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека;21
- постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права;
- с другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т.п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации;22
- децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права;
- интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст.15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью;
- формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы;
- становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты); 23
- создаются благоприятные условия для имплементации международного права. Принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Россия приняла как примат признанные мировым сообществом права человека; 24
Основные негативные тенденции,
имеющие место в современном
российском праве, выражаются:
- в наличии «правового вакуума», когда недостаточно только развивать отдельные отрасли законодательства, а необходимо решать проблему комплексно, обеспечивая правовое регулирование в смежных отраслях;
- в отсутствии глубокой научной проработки проектов законов и их связи друг с другом; установленная разноуровневая система законодательства (71-73 статьи Конституции Российской Федерации) характеризуется избыточностью регулирования вопросов на федеральном уровне, в связи с чем субъекты Российской Федерации не могут в полной мере реализовывать свое конституционное право на собственное правовое регулирование по вопросам, относящимся к совместному ведению, что приводит к чрезмерной централизации законодательства в Российской Федерации;
- система конституционного законодательства зачастую не поспевает за потребностями правовой практики. Примером такого несоответствия является отсутствие законов, необходимость принятия которых обусловлена правоприменительной практикой («О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации»; «О Федеральном Собрании Российской Федерации»; «О нормативных правовых актах Российской Федерации» и других); 25
- многие принятые в той или иной сфере законы не реализуются в полном объеме, так как отсутствует подзаконная база для реализации этих актов, что негативно влияет на развитие конституционного законодательства в Российской Федерации. Так, до настоящего времени не приняты некоторые предусмотренные Конституцией Российской Федерации федеральные конституционные законы (например, «О Конституционном Собрании Российской Федерации» (п.2 ст. 135 Конституции РФ); «О Верховном Суде Российской Федерации» (п. 2 ст. 128 Конституции РФ); «Об изменении статуса субъекта Российской Федерации» (п.5 ст. 66 Конституции РФ). В ряде случаев отсутствует подзаконное регулирование норм федеральных законов;
- отсутствие системности текущего законодательного регулирования; затягивание принятия необходимых и своевременных законов; хаотичность принятия нормативных правовых актов с одной стороны, и излишняя поспешность в принятии законов с другой, что приводит к их недостаточной проработанности и неэффективности;
- несогласованность федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации; 26
Заключение