Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.
Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления их особенностей и более глубокого познания.

Содержание

Классификация юридических факторов. Различие юридического акта от юридического поступка……………………………………………………3

Понятие объекта правоотношения. Различие объекта имущественных правоотношений от других правоотношений……………………………9

Аппарат государственной власти…………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по ТГП.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Правоотношения могут быть разделены на имущественные и неимущественные.

Имущественные - правоотношения, возникающие всегда по поводу материальных благ (имущества) и связаны либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности и т.п.), или с переходом имущества от одного лица к другому (по договору, в порядке наследования). Для защиты имущественных прав могут применяться только меры имущественного характера (неустойка, возмещение вреда и т.п.).

Неимущественные - правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация право авторства на произведение, опытный образец и т.п. для защиты таких прав наряду с имущественными санкциями (компенсация морального вреда) применяются и меры неимущественного характера (признание авторства, публичное опровержение и т.п.).

Такая классификация основана на том, что имущественные отношения имеют некоторое экономическое содержание и всегда связаны с обладанием имуществом (например, правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и связанные с другими вещными правами) либо с его передачей одним лицом другому (например, по договорам купли-продажи, мены и т.д.).

Неимущественные отношения не имеют экономического содержания и возникают по поводу нематериальных благ.

1) по распределению прав и обязанностей;

Простые - одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу - только одна обязанность. Например, в договоре займа у заимодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика - только обязанность их возвратить.

Сложные - у каждого субъекта правоотношения одновременно имеются права и обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи ему проданной вещи, но, в свою очередь, обязан оплатить стоимость проданной вещи, а продавец обязан передать вещь, но вправе требовать уплаты ее цены. Каждое из сложных правоотношений представляет собой совокупность четко определенных взаимных прав и обязанностей. Определив эти права и обязанности, можно сделать вывод о том, какие именно нормы гражданского законодательства применимы в данном случае.

2) по предмету регулирования (способу удовлетворения интересов управомоченного лица):

Вещные - опосредуют статику имущественных отношений и осуществляются действиями самого управомоченного лица (владение, пользование, распоряжение вещью, принадлежащей лицу на праве собственности).

Обязательственные - регулируют динамику имущественных отношений: по поводу передачи вещи, исполнения работ и оказания услуг. В таких правоотношениях субъективное право кредитора реализуется через исполнение должником лежащей на нем обязанности.

Классификация гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основана на том, что носитель вещного права в вещных правоотношениях может осуществлять это право без содействия обязанных лиц (например, собственник имеет возможность самостоятельно пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью для удовлетворения своих потребностей). Основополагающим вещным правом является право собственности, однако в соответствии с действующим законодательством производными от права собственности вещными правами являются право пожизненного наследственного владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом.

3) по времени существования:

Гражданские правоотношения можно разделить на срочные и бессрочные, т. е. не ограниченные каким-либо сроком (например, право собственности), однако в последнем случае правоотношение может в любой момент прекратить свое существование по воле собственника.

Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из главных проблем теории государства и права.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       3.Аппарат государственной власти.

Любое государство представляет собой целостный организм, существование которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом (или аппаратом) государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.

Понятие «государственный аппарат» принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.              

Государственный аппарат - это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи. На формирование и развитие государственного аппарата влияют следующие факторы: Общность экономической основы государственных органов. Единство политической основы государственных органов. Наличие в некоторых странах единой идеологии. Общность конечных целей. Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами: Оптимальности построения и структуры государственного аппарата. Принцип эффективности. Законности и конституционности. Высокого профессионализма. Полной политической лояльности. Понятие государственного аппарата необходимо отличать от механизма государства. Последнее понятие (по мнению Марченко) шире и включает в себя: - сам государственный аппарат, - вооруженные силы, - природные ресурсы, - трудовые ресурсы, - государственные объекты.          

Основным наполняющим государственного аппарата являются государственные органы. Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности.

 Государственный аппарат охватывает систему государственных органов.Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

1.Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2.Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

3.Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4.Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы, Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого и отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Под структурой аппарата государства понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение.

Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Государственный аппарат является основным субъектом воплощения государственной власти: посредством его органов государство осуществляет возложенные на него задачи, организует и охраняет общественные отношения.

Как подчеркивал К. Маркс: «Существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое назначение».

Стало быть, государственный аппарат - это воплощение, выражение государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками.

Государственный аппарат создается для осуществления функций государства. Он представляет собой сложную систему государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией - установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что аппарат государства есть основная составляющая часть механизма государства. Поэтому механизм государственной власти можно определить как совокупность или систему государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

 

                               

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список используемой литературы

  1. Марченко М Н. Проблемы теории государства и права: учебник - Москва: Проспект, 1999.
  2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник - М.: Проспект, 1999.
  3. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ.2007.
  4. Григорьев В.А. Классификация юридических фактов в уголовном праве. Уфа, 1994.
  5. Гусев, А.В. Классификация юридических фактов в гражданском праве /А.В. Гусев. //Закон. - М.: Юридическая фирма "Контракт", 2007.
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
  7. Рассолов М. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2ое изд., переаб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  8. Конституция Российской Федерации.
  9. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учеб. //2-е изд. М. 2002.
  10. Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм // Сибирский юридический вестник. 2001. № 4

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»