Контрольная работа по «История государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

1.Охарактеризуйте регулирование уголовных, имущественных и брачно-семейных отношений по Законам Ману.
2.Охарактеризуйте причины принятия и значение Великой хартии вольностей 1215 г.
3.Охарактеризуйте причины возникновения и правовой аспект Октябрьской революции 1917 года, её правовое и историческое значение для России и Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

История Государства и права.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Минский государственный торговый колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

По дисциплине: «История государства и права»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: учащийся 1 курса,

                                                                             заочного отделения, группа 31355

                                                                        Долговский Артём Иванович

                                          Вариант №5

                                                Преподаватель:

                                                                   Бородина  Наталья Валериановна 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

Вопросы:

 

1. Охарактеризуйте   регулирование   уголовных,   имущественных   и   брачно-семейных отношений по Законам Ману.

 

2. Охарактеризуйте причины принятия и значение Великой хартии вольностей 1215 г.

 

3. Охарактеризуйте причины возникновения и правовой аспект Октябрьской революции 1917 года, её правовое и историческое значение для России и Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Охарактеризуйте   регулирование   уголовных,   имущественных   и   брачно-семейных отношений по Законам Ману.

 

1. Законы  Ману являются так называемой  дхармашастрой - сборником норм-(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

• формы вины;

• рецидив; 

• соучастие;

• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

• принцип талиона ("мера за меру");

• ордалии (суд богов);

• принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману:

• государственные преступления;

• преступления против собственности;

• преступления против личности;

• преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

• смертная казнь в различных вариантах ( посаженые на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

• штрафы;

• изгнание;

• тюремное заключение.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценное показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенно варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лишь и женщины.

Формирование имущественных отношений:

Содержание Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе и обосновывает сословно-варновое деление, также здесь закреплен наследственно-профессиональный характер варн. Первые основные четыре группы населения были: брахманы, в привилегию которых входило "общение с богами" и толкование дхарм, кшатрии, вайшии и шудры - самая низшая и наиболее эксплуатируемая варна древнеиндийского общества, не сильно отличающаяся по своему положению от рабов. В дхармашастрах в одних случаях проводится разница между работниками и рабами, в других – нет. 

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников, осуществляемая путем взимания ренты-налога. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины. 

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским  землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими полномочиями - продажей, сдачей в аренду, дарением земли.  Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Так впервые стали закрепляться имущественные отношения, основу которых составляло право собственности. С формирование частной собственности появляются права владения (аренда и т.д.), распоряжения, налогообложение. Формирование права собственности породило закрепление в Законах  Ману обязательственных отношений: приобретение права собственности, распоряжения и владения, закрепление заемных отношений.

Наиболее разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора, подвергался штрафу. Из-за такого тяжелого положения был довольно распространен институт долгового рабства. 
Особое место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману и других источниках права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе, в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать. 
Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Кастовое деление накладывало некоторые ограничения на занятие торговлей представителей для высших варн и на торговлю людьми. Торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты.

Законы Ману регулировали также отношения в области наемного труда. Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена. Таким образом, обязательственные отношения отражали кастовое деление общества того времени и отражали специфику отношений собственности и расслоения общества.

Брачно-семейные отношения.

Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании больших патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу. Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находится под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости).Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно». 
Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека. 
       Было признано многоженство. В Законах Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. 
       Брачный возраст был очень низок, что зачастую приводило к большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины – в 12.

Законы Ману выделяют  восемь форм брака, которые были распространены в Индии:

Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. 
Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дважды рождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец. 
Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и "чистоты потомства", которая является обязанностью мужа (IX, 6, 7). 
Развод по древнеиндийскому праву не допускался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, покинутая или проданная жена не освобождалась от мужа, только если он являлся "вредным для государства человеком". После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена - никогда. 
Далее  излагается теория "неприкасаемых" каст, рожденных якобы от смешанных браков. Их "нечистотой" и объяснялись многочисленные запреты, налагаемые на них.

"Законы Ману" написаны на  рубеже нашей эры на основе  более ранних сочинений о дхарме  и состоят из 12 глав (2650 стихов-шлок), в которых говорится о сотворении мира, происхождении варн, правах и обязанностях людей, совершении обрядов, об организации управления и обороны государства и т.д. Текст отличается религиозной тенденциозностью, присущей брахманской литературе и краткостью изложения, что объясняется, видимо, трудностью запоминания при устной передаче от поколения к поколению. Поэтому центральным в "Ману-смрити" не правовой материал в точном смысле этого слова, характерный для более поздних дхармашастр, а перечисление норм праведной жизни с точки зрения ортодоксальной брахманской традиции.  
Но регулирование имущественных и семейных отношений постепенно стало носить правовой характер.  
Появились такие понятия как частная собственность, в основном на землю и рабов. 
Отражено, хоть и слабо, регулирование таких договоров как купля-продажа, займ, залог, аренда. 
Установлены основания признания договора несостоявшимся. 
Регулирование семейных отношений отразило понятие брака, правовое положение женщины, порядок наследования имущества. 
Се отношения пронизаны верованиями и традициями Индии того времени. Кастовое деление и патриархат оказывают влияния не регулирование всех областей жизнедеятельности.

 

2. Охарактеризуйте причины принятия и значение Великой хартии вольностей 1215 г.

 

В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия.

Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но тем не менее с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны - дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызвали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям.  В 1215 г. бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ним заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права»