Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Федерация – государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Кнституционное право.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия»

После проверки контрольной  работы рецензию с контрольной работы

СДАТЬ В ДЕКАНАТ

 

Рецензия 

на контрольную работу студента 240 группы 2 курса

Института государственного и международного права

заочного отделения

(для студентов обучающихся на  базе среднего образования)

 

                                                      КУЗЬМИНА И.В.                                                    .          

фамилия и инициалы

 

дисциплина КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО                                  ____________

наименование дисциплины

 

на тему ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

вариант: ___3_________________________________________________________

Оценка __________________

Рецензент __________________________    _____________________    _________

                                                            Ф.И.О.                                                           Подпись                                          Дата

  1. Краткий анализ положительных сторон в работе

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подробный анализ недостатков и ошибок работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

 

 

 

Исполнитель: студент 2 курса,

группа № 240

Кузьмина Ирина Валерьевна

Дата регистрации:

________________________

Передано рецензенту:

_______________________

(ФИО преподавателя)

Дата передачи: _________________


 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

1. Сформулируйте понятие  «федеративное государство». Оформите  в виде таблицы классификацию федеративных государств по различным основаниям.

Федерация – государство  сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или  государственных образований. Федерацию  можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным.

Признаки федеративного устройства:

1) это также единое, но уже сложное государство, состоящее из государств-членов (субъектов), т.е. это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. При этом, каждый из субъектов федерации обладает значительной самостоятельностью;

2) правовой формой  закрепления государственных связей является либо договор, либо конституция, законодательно закрепившие предметы ведения двух уровней;

3) есть единая территория, образованная в результате объединения  территорий её субъектов; 

4) имеется единое федеральное  гражданство и одновременно может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;

5) в федерации существуют  общие для всего государства  высшие законодательные (представительные) органы государственной власти, единые органы исполнительной  власти. В тоже время субъекты  федерации вправе иметь свои законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти;

6) в федерации создаются  единые вооруженные силы, устанавливается  единая денежная система и  система федеральных налогов.

Названные признаки являются общими для всех федераций. Вместе с тем, следует также отметить и структурно-функциональную правовую специфику федеративного государства. Для федеративных государств характерно закрепление: принципа верховенства федерального закона на всей территории государства; особый порядок разрешения конституционных споров между федерацией и её субъектами относительно объемов предоставленных им полномочий; учреждение федеральных органов, которые призваны выносить окончательное решение по всем вопросам компетенционного характера; право субъектов федерации участвовать в управлении делами федерации.

Именно наличие общих  и специфических признаков в  организации власти в федерации  и характере взаимоотношений  федерации и её субъектов позволяет  дать четкую характеристику того или иного федеративного государства. Особенность каждой конкретной федерации зависит также от целого ряда факторов исторических, экономических, политических, существенная роль может принадлежать учету особенностей национального состава населения. Учитывая сказанное, можно выделить следующие возможные варианты при образовании федеративных государств:

 

 

 

 

 

Основания для классификации

Виды

1. Исходя из соотношения  статуса разных субъектов федерации  и их отношений с федеративным  центром

Симметричные – это федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений федерации с федеративным центром.

Симметричных федераций  фактически не существует. Тем не менее  различение симметричных и асимметричных  федераций имеет определенное методологическое значение1. Оно показывает совпадение (несовпадение) основных, в первую очередь конституционных, прав, обязанностей субъектов федеративных государств.

Асимметричные – это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов.

2. Исходя из этнической  окраски субъектов федерации

Территориальные федерации – государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. Например, США.

Национально-территориальные  федерации – государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса. В субъектах таких федераций вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения. Национально-территориальные государства включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально-государственных субъектов (СССР); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, не имеющими национальной окраски и выделяемыми на основе иных критериев: исторического, экономического, географического (Индия, Пакистан).

3. По уровню государственной  самостоятельности субъектов

Федерации с  суверенными субъектами. Юридическим опосредованием государственного суверенитета субъектов федерации выступает их конституционное право на односторонний выход из федерации (право на сецессию), а также на односторонне изменение статуса субъекта федерации на статус свободно присоединившегося государства (ассоциированного).

Федерации с  несуверенными субъектами. Субъекты федерации, наделенные широкой самостоятельностью, но не имеющие право на сецессию и на одностороннее провозглашение себя ассоциированными государствами, должны рассматриваться как несуверенные образования.

4. По статусу субъектов

Конституционные. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции. В такого рода федерациях  статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления.

Договорные. Основными учредительными актами выступают договоры, заключаемые между субъектами федерации. Статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется субъектами федерации во взаимном договорном процессе. Силы, отстаивающие общефедеральные интересы,  остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.

Конституционно-договорные. В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция (СССР).

5. По объему компетенции  субъектов

Интеграционные. В них при сохранении особенностей субъектов федерации высока степень централизации (Мексика).

Деволюционные, в которых преобладает тенденция все большего учета специфики субъектов федерации, расширения их прав (Бельгия).

6. В зависимости от способа распределения компетенции между федерацией и ее субъектами

Дуалистические. Все имеющиеся полномочия, а также новые предметы ведения закрепляются путем их перечисления, иным образом либо за федерацией, либо за ее субъектами (Аргентина, Канада, США).

Федерации с  конкурирующей компетенцией, в которых наряду с предметами ведения федерации и субъектов федерации выделяется еще и сфера их совпадающей компетенции (Германия, Индия).

Корпоративные федерации. Предполагается выделение не только совпадающей компетенции федерации и субъектов федерации, но и установление форм взаимодействия федеральных и региональных органов на общих для них направлениях деятельности (Австрия, германия).

7. По способу образования

Возникающие путем объединения  нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса.

Возникающие путем придания унитарным государством статуса  государственности своим первичным  политико-территориальным частям с  сохранением за собой государственного суверенитета.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучите Федеральный  закон от 4 марта 1998 г. «О порядке  принятия и вступления в силу  поправок к Конституции РФ»  и Постановление Конституционного  Суда РФ от 31 октября 1995 г. №  12-П. Схематично изобразите порядок  принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Поясните, чем отличается процедура принятия поправок к главам 3 – 8 Конституции РФ от процедуры принятия федерального конституционного закона.

 

Инициаторы поправок

 

Согласно ст. 134 Конституции  России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это  главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110-117), судебной власти (ст. 118-129) и местном самоуправлении (ст. 130-133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они  должны быть одобрены двумя третями  голосов депутатов Государственной  Думы и тремя четвертями голосов  членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу  Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции  изменения в ст. 65 Конституции  Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании  федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления  нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального Собрания.

Пересмотр фундаментальных  положений. Процедура учреждения новой  Конституции

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Однако, если предложение  о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Согласно части третьей  ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  Российской Федерации, либо разрабатывает  проект новой Конституции России.

Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

При проведении всенародного голосования новая Конституция  России считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Таким образом изменение  фундаментальных положений (о конституционном  строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"