Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:02, контрольная работа
Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).
3.Источники конституционного права России…………………….…….……3
33.Правовое регулирование порядка формирования Федерального Собрания России……………………………………………………..……………….……12
11.Демократическое государство основная форма реализации полновластия народа……………………………………………………...…………...........…15
Список литературы ……………………………………………………………..19
4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;
5) договоры между органами
государственной власти
8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.1
Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.
33.Правовое регулирование
порядка формирования
Представительным и законодательным органом Российской Федерации согласно Конституции РФ является Федеральное Собрание. Как законодательный орган России Федеральное Собрание обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ) по вопросам своей компетенции.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Срок полномочий Государственной Думы — 4 года. Совета Федерации — не установлен и не ограничен временными рамками.
Порядок избрания депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О порядке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ, обладающими активным избирательным правом в ходе свободных, всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и обладающий активным избирательным правом.
Этапы избрания депутатов Государственной Думы в основном соответствуют процедуре (этапам) избрания Президента РФ за исключением некоторых особенностей.
Выборы депутатов назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана палата прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. Если Президент РФ не назначит выборы депутатов в установленный срок. Центральная избирательная комиссия проводит выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия палаты. При роспуске Государственной Думы Президентом РФ выборы нового состава палаты назначаются на последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев со дня роспуска.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. Другие 225 депутатов избираются в федеральном избирательном округе (охватывающем всю территорию РФ) по системе пропорционального представительства. Система предусматривает распределение депутатских мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями (блоками).
На территории РФ образуется 225 округов на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный округ.2
Кандидаты в депутаты в одномандатном избирательном округе выдвигаются как непосредственно избирателями, так и федеральными избирательными объединениями (блоками). При этом установлено правило: как группа избирателей, так и избирательное объединение вправе выдвигать не более одного кандидата в одном избирательном округе. Для выдвижения кандидата необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа. Регистрируются кандидаты в окружной избирательной комиссии на основании подписных листов и заявлений кандидатов.
Выдвижение кандидатов по федеральному округу производится только избирательными объединениями (блоками) в форме федерального списка. Федеральный список (не более 270 человек) выдвигается на съезде (конференции) избирательного объединения. Для регистрации федерального списка в ЦИК РФ необходимо, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей РФ.
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два бюллетеня: один — по выборам депутатов по одномандатному округу, второй — по федеральному. В первом перечислены в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных в этом округе кандидатов, а также их данные. Во втором приведены названия избирательных объединений (блоков) и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими федеральных списков.
В одномандатном избирательном округе избранным считается кандидат, который получил наибольшее (по сравнению с другими кандидатами) количество голосов. При равенстве голосов — кандидат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие
менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Определение результатов по федеральному округу начинается с исключения избирательных объединений, федеральные списки которых получили менее 5 процентов голосов (так называемый "заградительный пункт"). После этого применяется установленная методика распределения мандатов.3
Из вышесказанного следует, что порядок формирования Совета Федерации отличен от порядка формирования Государственной Думы. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (т.е. всего 178 членов): глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае если законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из двух палат, его представитель определяется совместным решением палат.
11.Демократическое
Непосредственное участие в осуществлении этой функции принимают такие органы исполнительной федеральной власти, как Министерство иностранных дел, которому отводится главная роль в этой работе, Министерство внешних экономических связей, Министерство по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Российское космическое агентство, Федеральная миграционная служба и др. 2. Функция обороны страны (защиты Отечества), представляющая собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона является элементом безопасности государства и одной из важнейших его функций. Необходимость существования этой функции обусловлена объективной реальностью и закреплена в ст.4 Конституции РФ: “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”. На современном этапе развития международной обстановки угроза крупномасштабной войны значительно снизилась, однако сдержать потенциального агрессора может только опора на военную мощь. Значимость обороны и строительства Вооруженных Сил обусловили отнесение этих вопросов к ведению Российской Федерации. Согласно ст.71 Конституции РФ ведению Российской Федерации в этой области подлежат: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Кроме выше названных полномочий, имеющих непосредственное отношение к сфере обороны и военного строительства, к ведению Федерации отнесены: принятие и изменение федеральных законов; установление системы федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; осуществление федеральных программ; федеральный бюджет; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, информация и связь; внешняя политика; судоустройство и прокуратура; государственные награды и почетные звания; федеральная государственная служба и др. Конституция РФ определяет компетенцию высших органов государственной власти в области руководства обороной и военным строительством. В нормах главы 1 Конституции Российской Федерации Российское государство характеризуется как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления. Рассмотрим кратко содержание этих конституционных характеристик государства. Демократическим оно является потому, что признает носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации. Кроме того, государство, согласно Конституции РФ, в полном объеме обеспечивает права и свободы человека, видит в этом свою главную задачу. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными.
Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ4 как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов; 3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение референдума: условия военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Субъектами права инициативы проведения референдума являются: не менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае, предусмотренном ст.135 п.3 Конституции Российской Федерации (по вопросу принятия Конституции РФ). Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в федеральных органах государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, с ходатайством о регистрации группы.5
Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»