Контрольная работа по "Основам права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие органа государственной власти
2. Система государственных органов РФ
3. Президентская власть
4. Законодательная власть.
5. Исполнительная власть.
6. Судебная власть.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 56.00 Кб (Скачать файл)

законам.

Он так же назначает  на должность и освобождает от нее полномочных

представителей  в регионах Федерации (Указ от 9 июля 1997г.). Не

останавливаясь подробнее  на этом вопросе, замечу лишь, что  институт

полномочных представителей и Территориальное управление Администрации

Президента создают условия  для реализации полномочий и функций  главы

государства в масштабах  всей страны, координации деятельности всех звеньев

системы государственной  власти.

Как глава государства  Президент РФ обладает широкими полномочиями во

внешнеполитической и военных областях, определяет основные направления

внешней политики, подписывает  международные договоры и т.д. Он также утверждает

военную доктрину России, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных  Сил,

формирует и возглавляет  Совет Безопасности, назначает и  освобождает высшее

командование ВС и т.д.

Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как

главы государства. К ним относятся решение вопросов гражданства,

предоставления политического  убежища, осуществление помилования, награждение

государственными наградами  и пр.

Конституция отнесла к  полномочиям Президента право назначения общероссийского

референдума (п. «в» ст.84).

В заключение отмечу, что  для выполнения своих полномочий Президент формирует

Администрацию Президента (ст.83, п. «и»), (Положение об Администрации

утверждено Указом от 2 октября 1996г.)  которая по своему правовому статусу

является государственным  органом, обеспечивающим деятельность Президента.

     4.      Законодательная власть

     4.1.  Федеральное Собрание

Согласно Конституции  РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской

Федерации. К сожалению, рамки  моего доклада не позволяют поговорить о

парламентаризме и представительности, отмечу лишь основные моменты статуса

этого органа.

Так, в ст.94 Конституции  указывается, что Федеральное Собрание – 

представительный  орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что

формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами,

парламентская демократия.

В той же статье Федеральное  Собрание характеризуется и как законодательный

орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной

власти реализуется принцип  народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с

тем, что ни один закон  Российской Федерации не может быть издан, если он не

рассмотрен и не одобрен  парламентом, а сам парламент  обладает  полной и ничем

не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции

компетенцией в сфере  законодательства.

Согласно ст.  95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат –

Совета Федерации и  Государственной Думы. Государственная  Дума представляет

собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый  верхней палатой,

состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет

Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния.

Вместе с тем это  – государственный орган всей федерации. Его решения и другие

волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в

целом.

Рассмотрим вкратце структуру  и компетенцию обеих палат.

     4.2.  Совет Федерации

Согласно ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации входят по два  представителя

от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и

исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции

указывается, что порядок  формирования Совета Федерации устанавливается

федеральным законом.

А именно, 5 декабря 1995г. был  принят федеральный закон «О порядке

формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно ему, в верхнюю  палату входит по два представителя  от каждого

субъекта федерации: глава  законодательного (представительного) и глава

исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном

(представительном) органе субъекта федерации совместным решением обеих палат

определяется его представитель  в Совете Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению верхней палаты относится

утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение  указов

Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о

возможности использования  Вооруженных сил за пределами  страны, назначение

выборов Президента РФ, отрешение  его от должности, назначение на должность

судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда,

назначение на должность  и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.

Порядок деятельности верхней  палаты, ее органов и должностных  лиц

определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями

Совета Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя

Совета Федерации и  его заместителей. Отметим, что они  не могут быть

представителями одного субъекта Российской Федерации.

     4.3.  Государственная Дума

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст.95, 96 и 97), государственная

Дума состоит из 450 депутатов  и избирается сроком на 4 года. Депутатом  ГД

может быть избран гражданин  Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий

право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы

устанавливается федеральным  законом.

Не имея возможности рассказать об избирательной системе, в т.ч.  системе

распределения мандатов, отмечу только, что из 450 депутатов 225 избираются на

основе мажоритарной системы  по одномандатным (один округ – один депутат)

избирательным округам, образуемым в субъектах федерации. Исключение

составляют избирательные  округа, число избирателей, в которых  меньше среднего

числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией.

Остальные 225 депутатов Госдумы  избираются на основе системы

пропорционального представительства  по общефедеральному избирательному

округу.

В настоящее время действует  федеральный закон от21 июня 19995г. «О выборах

депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению нижней палаты парламента относятся

: дача согласия Президенту  РФ на назначение Председателя  Правительства РФ,

решение вопроса о доверии  Правительству, назначение на должность  и освобождение

от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и

освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава  ее

аудиторов, Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с

федеральным конституционным  законом, объявление амнистии, выдвижение объявления

против Президента Российской Федерации для отрешения его  от должности.

В соответствии со ст.105 Конституции  Государственной Думой принимаются

федеральные законы.

Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена  Президентом, в

случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

При роспуске Государственной  Думы Президент назначает дату выборов  с тем,

чтобы вновь избранная  Госдума собралась не позднее  чем через четыре месяца с

момента роспуска.

Порядок действия Госдумы  определяется Конституцией Российской Федерации и

Регламентом Госдумы, принятым 22 января 19998г.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам,

рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские

объединения – фракции  и депутатские группы.

Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они

избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может  быть

принят вопрос и об открытом голосовании.

В соответствии со ст.101 Конституции  Совет Федерации и Государственная  Дума

образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами

соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку

и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами

парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению  палат.

     4.4.Законодательный процесс.

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской

Федерации  являются принимаемые  им акты, основные из которых – законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами

Федерального собрания и  выражает волю народа Российской Федерации. Закон

содержит правовые нормы  и потому является нормативным актом. Он обязателен для

исполнения и является юридической базой всех государственными органами,

действующими на территории страны, органами местного самоуправления,

общественными организациями  и гражданами и обладает высшей юридической  силой по

сравнению с любыми актами государственных органов, кроме  Конституции Российской

Федерации, которой закон  не может противоречить.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который

реализуется в законодательном процессе, представляющим собой

совокупность  действий, посредством которых осуществляется законодательная

деятельность  Федерального Собрания. В России законодательный процесс

состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислю их.

     Первая стадия законодательного процесс - законодательная

инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы

законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом

законодательной инициативы.

     Вторая стадия законодательного процесса - предварительное

рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой,

направляется в соответствующий  комитет палат, в комиссии, депутатские

объединения, Президенту, В  Совет Федерации, в Правительство, а также в

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для

подготовки и представления  отзывов, предложений и замечаний.

     Третья стадия законодательного процесса включает в себя

рассмотрение законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех

чтениях.

     Четвертая стадия – принятие закона. Совет Государственной Думы

назначает третье чтение законопроекта  для голосования, чтобы принять  его в

качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в

него поправок и возвращение  к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям,

главам, разделам.

     Пятая стадия – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

     Особая стадия законодательного процесса – преодоление разногласий,

возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением

верхней палатой принятых законов последней. Для этого  может быть образована

согласительная комиссия.

     Завершающей стадией законодательного процесса является подписание

и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст.107) Президент РФ,

которому направляется федеральный закон,  в течение 14 дней

подписывает его и обнародует.

     5.      Исполнительная власть

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст.110), исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство. Оно является высшим органом исполнительной

власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение

Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными  в Конституции

Российской Федерации  и в Федеральном конституционном  законе от 17 декабря

19997г. «О Правительстве  Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство  в

пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных

законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации,

осуществляет систематический  контроль за их исполнением федеральными органами

исполнительной власти и  органами исполнительной власти субъектов  РФ,

принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его

заместители и федеральные  министры.

     Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с

согласия Государственной  Думы. В соответствии с Конституцией (ст.111) ,

предложение о кандидатуре  Председателя Правительства вносится не позднее

двухнедельного срока  после вступления в должность  вновь избранного Президента

или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения

кандидатуры Председателя Правительства  Государственной Думой.

     Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются

на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложению

Председателя Правительства.

Еще раз отметим, что Правительство  Российской Федерации действует  в пределах

срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает  свои полномочия

Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"