Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 2 Ж ТГП.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)

Вариант 2 Ж-М

Задание №1

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти: 
1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 
2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 
3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти.

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти. 
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга, но при необходимости контролирующие друг друга, ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Эта теория была предложена Джоном Локком, а осуществил наиболее основательную разработку этого принципа и ввёл термин французский правовед и философ Шарль Луи Монтескье.

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение монополизации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. 
Законодательная, исполнительная и судебная деятельность органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается:

а) различными источниками формирования ветвей власти;

б) различными сроками полномочий;

 в) степенью защиты  одной власти от другой.

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10, которая гласит: 
"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." 
Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через органы государственной власти и самоуправления.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Государственную работу осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. 
Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ. Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами". 
“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства (разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики, осуществление меры по обороне страны и защите прав населения и т.д.). Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. 
- Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126). 
- Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127). 
- Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125).

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:  
 
предмет правового регулирования;  
метод правового регулирования. 

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права. 

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:  
 
составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;  
одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. 

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования. 

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. 

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования: 

диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения; 

императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях; 

рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;  
поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. 

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер) , подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. 

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов» . Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

 

 

 

 

 

Задание № 3

А) Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).

Б) Диспозиция - элемент правовой нормы, содержащий дозволение, обязывание или запрет для субъекта, которому адресована правовая норма. Содержит, таким образом, правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, урегулированных данной нормой.

В зависимости от числа вариантов законного поведения участников правоотношения, предоставленного нормой права, диспозиции могут быть простыми (содержат один вариант поведения) , сложными (устанавливают несколько вариантов поведения субъектов правоотношения) и альтернативными (указывают несколько взаимоисключающих вариантов поведения) .

Например: Часть 4 статьи 111 Конституции РФ возлагает на Президента РФ совершение нескольких действий в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им на должность Председателя Правительства кандидатур: назначение Председателя Правительства, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов. Поэтому диспозиция этой нормы -сложная 

 

В) Императивная норма — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов.

Например, п. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ требует, чтобы брачный договор заключался в письменной форме и был нотариально удостоверен; этот порядок не может быть изменён по соглашению вступающих в брак.

 

Г) Также нормы права могут быть изложены ссылочным способом, при котором отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье нормативно правового акта; в ней делается ссылка к другим нормам, где содержаться нужные предписания. Этот прием применяется для установления связи между частями норм и для избежания повторений. Например: п.1 ст.117 УК РФ ’’ Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет ’’.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации»
  3. Семейный кодекс Российской Федерации
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"