Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:39, контрольная работа
1 Вопрос .Общество и его структура
4 Вопрос. Причины возникновения государства.
2 Вопрос. Теории происхождения государства и права
1 Вопрос .Общество и его структура
. Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивая организация, которая заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями; это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего ,не биологические, а социальные законы.
Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. В структуру обычно включаются общая организация элементов, связи между ними и т. п.Структуру общества обычно включают экономическую, социальную и политическую составляющие.
Существует несколько мнение о структуре общества. Так Огюст Конт выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):
Маркс выделял в обществе две части: базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику.
Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:
И согласно современным представлениям о строение общества выделяется такая система:
4 Вопрос.
Причины возникновения
В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда. А сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.
Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:
Такие крупные события в общественной
жизни имели столь же крупные
многочисленные последствия. В изменившихся
условиях возросла роль мужского труда,
который стал явно приоритетным по
сравнению с женским домашним. В связи
с этим матриархальный род уступил место
патриархальному, где родство уже ведется
по отцовской, а не по материнской линии.
Но еще более важным было, пожалуй, то,
что родовая община постепенно начинает
дробиться на патриархальные семьи .
3. Появление
избыточного продукта, которое повлекло
за собой имущественное расслоение общества;
4. Появление
частной собственности, орудий и продуктов
труда , что повлекло социально классовое
расслоение
5. Усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, многих других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.
2 Вопрос.
Теории происхождения
Основные теории происхождение государства и права:
Теории происхождения права:
3 Вопрос. Публичная (общественная) власть и нормы поведения в догосударственном (первобытном) обществе.
В развитии первобытного общества выделяется два главных периода и способов воспроизводства:
Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Обычаи догосударственного были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества. Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"