Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Основные черты и юридические свойства Конституции. Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.
2. Содержание Конституции 1993 г. И ее отличительные признаки.
3. Понятие основ конституционного строя и его классификация.
4. Государственная символика и столица РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

8-15 кпрф.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

Отношения собственности – отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом – революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Во-первых, речь здесь идет не о  собственности в узком смысле слова, а об имуществе вообще, включая  и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах, а  также заработная плата, в том  числе и неполученная, и т. п.).

Во-вторых, термин «решение суда» следует  толковать расширительно, понимая  под ним решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении конфискации имущества или штрафа).

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд  норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества  частных лиц без судебного  решения, в частности, о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков – юридических лиц недоимок по налогам, об изъятии в административном порядке имущества, составляющего  предмет контрабанды, не прошедшего надлежащего таможенного оформления, орудий совершения преступления, незаконного  промысла, улова и т. п.

При оценке и разрешении подобных юридических коллизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся  в ряде постановлений и определений. Конституционный Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного положения  о невозможности лишения кого-либо права на имущество (прежде всего права собственности) без судебного решения, признав неконституционность соответствующих положений оспариваемых нормативных актов (Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства  недопустимо не только в сферу  экономики, но и в сферу идеологии  и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляетидеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся  в наличии разнообразных направлений  практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям  и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана  для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно  о политических партиях практически  не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого  вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений  перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции  РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма.Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

13)Конституционные основы общественного  и государственного строя. Под основами конституционного строя понимаются фундаментальные устои общества и государства, главные принципы, реализация которых направлена на становление в нашей стране правового государства. Поэтому многие нормы, содержащиеся в гл. 1, являются нормами-принципами, нормами-задачами. 
 
В ст. 1 закрепляются формы Российской Федерации как государства. Это республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, демократический политико- правовой режим. Статья 3 указывает на источник государственной власти, закрепляя принадлежность всей власти в РФ многонациональному российскому народу. В ст. 10 и 11 раскрывается механизм реализации гос. власти, включающий принцип разделения властей, систему органов гос. власти, способ разграничения предметов ведения и полномочий органов гос. власти РФ и ее субъектов.  
 
Однако гос. строй составляет лишь часть организации публичной власти, включающей еще и муниципальную власть в рамках местного самоуправления. 
 
В ст. 2 конституции РФ провозглашается положение человека в обществе6 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Права и свободы человека и гражданина – элементы не только и не столько устройства государства, сколько устройства общества в целом. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст.8, 9, 13, некоторыми другими статьями Конституции РФ, устанавливающими основы экономических политических, духовно культурных отношений всего общества. 
 
Основы конституционного строя – система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества. Основные конст. Принципы публичной власти включают народный, государственный суверенитет, федерализм, местное самоуправление, республиканское правление, разделение властей. В их числе также правовой демократический, светский, социальный характер государства. Их дополняют особо выделяемые принципы федеративного государственного устройства: государственной целостности, единства власти. Разграничения предметов ведения, равноправия, самоопределения народов, национально- территориального устройства. 
 
Основные конст. Принципы общественного устройства включают высшую ценность человека, его прав и свобод, свобод экономической деятельности и многообразие форм собственности, идеологическое, политическое многообразие

 

14)Государственная символика и  столица РФ. Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными  символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство  РФ внутри страны и в иных странах  мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Статус  символов государственного суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001 г.) и ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского  государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями  РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании  соответствующего разрешения РФ и в  установленных законодательством  формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных  символах России. Субъекты РФ, муниципальные  образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации  независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу  РФ.

Государственный герб не может быть использован в  качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Помимо  государственных символов, суверенитет  РФ выражается через наличие столицы  РФ.

Столица РФ – г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.

Таким образом, Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект  и как центр всей России, ее государственная  столица. Особенность статуса столицы  состоит в том, что она выступает  как бы лицом всей РФ в международных  отношениях.

15)Представительная  и непосредственная демократия. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. 
Представительная – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления). 
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. 
Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам гос. значения. Наряду с общегос. референдумом возможно проведение референдума на уровне субъекта федерации и местного самоуправления. 
Выборы – это участие граждан в формировании гос. власти и мест-ного самоуправления путем тайного голосования. 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"