Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

В 2001 году органы государственной власти провинции Квебек в Канаде создали специальную комиссию, которая предъявила в 2004 году от имени провинции план-ультиматум федеральному правительству. План предусматривает значительное увеличение предметов ведения провинции Квебек и ее особый статус. В случае отрицательного ответа федерального правительства Квебек намерен провести референдум об отделении и обрести статус независимого государства. Вопросы: 1. Правомочна ли провинция Квебек принимать решение о выходе из федерации? 2. Как регулируется вопрос о статусе субъектов в федерациях зарубежных стран? 3. Какие способы разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами применяются в зарубежных странах?

Вложенные файлы: 1 файл

задача по конституционному праву.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

б) что относится к  ведению Федерации в области  законодательства и что к ведению  земли в области исполнительной деятельности (ст. 11);

в) следующий принцип  разграничения предметов ведения  и полномочий базируется на положении  Конституции Австрии о том, что  к ведению Федерации относится  установление общих принципов законодательства, а к ведению земли - издание  конкретизирующих законов и исполнительская деятельность также по конкретно очерченным вопросам (ст. 12).

г) отдельной статьей (14) в 14 Конституции Австрии одновременно указаны предметы ведения Федерации  и земель применительно к области  школьного дела. В статье 14а -определены предметы ведения Федерации в области профессионального школьного обучения, высшие сельскохозяйственные учебные заведения и высшие учебные заведения в области лесного хозяйства, а также учебные заведения для подготовки и повышения квалификации учителей профессиональных школ в сфере сельского и лесного хозяйства.

Анализ предметов ведения  Федерации показывает, что в сферу  ее компетенции входят наиболее важные общефедеральные вопросы. В их числе  Конституция Австрии называет законодательство и исполнительная деятельность по вопросам, которые зафиксированы в 18 пунктах статьи 10. В их числе Федеральная Конституция, выборы в Национальный совет и провВ последнее десятилетие применительно к отношениям между федеральным и провинциальными правительствами используется термин «федерализм сотрудничества», ключевой особенностью которого является относительный паритет федерации и ее субъектов в решении большинства общегосударственных проблем. В 1996 г. федеральное правительство обязалось не использовать право расходования для создания новых программ с двойным финансированием в сферах ведения провинций без согласия большинства провинций. Федеральное правительство также обязалось финансировать программы провинций, отказавшихся от участия в соответствующих национальных программах. В том же году провинциям было предложено самостоятельно осуществлять полномочия в сфере профессиональной подготовки и переподготовки.

Однако и акцент на сотрудничество не устраняет проблем  исполнительного федерализма. Участие основных демократических институтов (законодательных органов и судов) в федеративных отношениях по-прежнему незначительно, а противоречия и конфликты между главами правительств по-прежнему часты и серьезны. Например, осенью 2004 г. произошел серьезный конфликт между премьер-министром П. Мартином и премьером провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Д. Уильямсом по вопросу о доходах от разработки шельфовых месторождений, разрешившийся только в январе 2005 г. с подписанием соответствующего соглашения

В законодательной сфере полномочия федерации и провинций формально четко разделены, однако фактически единственной сферой, в которой провинции не осуществляют нормативное регулирование, является уголовное право. В то же время, провинции не имеют права законодательной инициативы в Парламенте Канады (но обладают правом инициировать поправки к Конституции Канады). Однако Парламент Канады и легислатуры провинций могут делегировать реализацию своих актов исполнительным органам другого уровня власти.

Провинции «соучаствуют»  в формировании федерального правительства. Как уже отмечалось, часть министерских постов «зарезервирована» за теми или иными провинциями. Однако в настоящее время роль региональных министров как выразителей интересов провинций существенно снизилась (при соответствующей концентрации власти премьер-министром). В результате кабинет более не играет значительной роли как механизм разрешения противоречий между уровнями власти, а основные конфликты переместились на уровень отношений между «первыми министрами».

Канадская федерация успешно развивается – вопреки этим сложностям и противоречиям, а во многом и благодаря им, поскольку именно проблемы в отношениях между управленческими уровнями и невозможность их одностороннего решения способствуют постоянному поиску компромисса, стимулируют сотрудничество и придают федеративным отношениям необходимую гибкость. Таким образом, в конечном счете, нестабильность в частностях обеспечивает стабильность целого, а трудности в выработке согласованных решений обусловливают эволюцию механизмов взаимодействия между уровнями власти. Безусловно, канадская модель федерализма не лишена недостатков и слабых сторон, и о них было сказано выше. Но обращение канадцев с проблемами федеративного устройства и способность превращать их в инструмент развития достойны самого уважительного отношения, внимательного изучения и «осмысленного подражания».

Основаниями для федерального вмешательства в права субъектов  Федерации могут быть причины  четко оговоренные в законодательстве (Конституции). "В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Основаниями для федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление.2

 

Список литературы

 

 

    1. Баглай М. В.. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В.Баглай .— 5-е изд., изм. и доп .— М. : Норма, 2005 .— 769 с.
    2. Конституции зарубежных государств : Великобритания. Франция. Германия. Италия. Европейский союз. Соединенные Штаты Америки. Япония. Индия : учеб.пособие : пер. / Сост. В.В. Маклаков .— 5-е изд., перераб. и доп .— М. : Волтерс Клувер, 2006 .— 581 с.
    3. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / М. В. Баглай [и др.] ; Московский государственный институт международных отношений (университет) .— 2-е изд., перераб .— М. : Норма, 2006 .— 1043 с.
    4. Кудинов О. А. Конституционное право зарубежных стран : курс лекций / О. А. Кудинов .— Москва : Ось-89, 2005 .— 270 с. : ил .— (Juris prudentia).
    5. Чудаков М. Ф . Конституционное государственное право зарубежных стран : Курс лекций / М.Ф.Чудаков .— Минск : Харвест, 1998 .— 783 с.

1  Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Мн.: "Харвест", 1998. - С.327.

2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА: ИНФРА М, 2005. - С.307.


Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»