Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем выражаются особенности предмета данной науки?
Вопрос 2. Почему возникло государство? Какие объективные факторы обусловили его возникновение?
Вопрос 3. Что орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?
Вопрос 4. Почему юридический прецедент, как источник англо-саксонского права, не нашел широкого распространения в западноевропейских странах?
Вопрос 5. Охарактеризуйте основные признаки закона.
Вопрос 6. Классификация норм права и ее значение для практики правового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права».doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Еще одно отличие права  США от английского - контроль судов  за конституционностью законов. Верховный  суд США, верховные суды штатов могут  признать соответственно федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.

Закон в правовой системе  США имеет больший удельный вес и более значим, чем статутное право в Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, действующей уже более двух столетий, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компетенцией и активно ее используют. Каждый штат располагает значительным по объему массивом законодательства.

Постоянно возрастающее число законов в США все  более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс США, представляющий собой постоянно обновляемое, систематизированное собрание действующих законов Федерации.

В континентальных правовых системах исторически восприняты категории  и понятия римского права.

Принципы континентальной  правовой системы (кодексы романского типа) более практичны, придают праву меньше казуистичности и больше определенности.

 

Вопрос 5. Охарактеризуйте основные признаки закона.

Ответ:

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

-закон представляет  собой разновидность нормативно-правовых  актов (в их системе есть  законы и подзаконные акты) и  как всякий иной нормативный  акт содержит нормы права (общие  правила поведения), адресованные  соответствующим субъектам права;

-закон принимается  органом законодательной власти (высшим представительным органом  государственной власти) - парламентом  страны или всенародным голосованием (референдумом);

-закон принимается  органом законодательной власти  в особом процедурном порядке (стадии законотворчества)

-закон в системе  нормативно-правовых актов (системе  законодательства) обладает высшей  юридической силой.

 

Вопрос 6. Классификация норм права и ее значение для практики правового регулирования.

Ответ:

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание  в любом случае находится под  охраной государства; так как  оно им установлено, то предусмотрены  и меры, принуждающие к его исполнению.

Нормы права чрезвычайно  разнообразны. Для того чтобы облегчить  изучение и исследование норм права, применяют различные классификации. Классифицировать нормы права можно  по различным основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы являются правилами  поведения. Они непосредственно  регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже).

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают  юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы права устанавливают  обязанность для субъекта права  совершать определенные действия, требуют  активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться  глаголы «должен», «обязан» и т.п.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п.

Управомочивающие нормы предоставляют  право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п.

В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались «ненастоящими» нормами, поскольку  считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

Правоохранительные нормы права  рассчитаны на неправомерное поведение  и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.

Таким образом, регулятивные нормы  устанавливают определенные положительные  правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами  поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.

Декларативные нормы  права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

Различие между общезакрепительными  и декларативными нормами права  иногда довольно условно, поскольку  закрепление определенного состояния  общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например в ст. 10 Конституции РФ указано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Дефинитивные нормы  права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

Становление гражданского общества предопределило укрупненное  деление всех правовых норм на нормы  частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще  в римском праве, более всего  связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая часть общественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным. Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно создание новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

Нормы права могут  классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической  силе). Однако во всех случаях они  выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

 

Вопрос 7.  Понятие и разновидности инкорпорации законодательства.

Ответ:

Для того чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

Систематизация - это  деятельность по упорядочению и совершенствованию  нормативного материала путем его  внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно  идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

 Современная юриспруденция  знает и использует в основном  три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором  нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в  определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить  как официальный, так и неофициальный  характер;

2) субъектами инкорпорации  могут быть как органы государства,  так и общественные организации  и частные лица;

3) инкорпорация не  затрагивает нормативного содержания  акта: нормы права инкорпорируются  в том виде, в каком они действуют  на момент систематизации;

4) нормативные акты  могут инкорпорироваться как  в том виде, в каком они были  приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка  заключается в том, что:

а) из текста удаляются  отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный  акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в  п. "а" смысле) без какого-либо исключения

 

 

Вопрос 8. Проанализируйте содержание кодификации как наиболее совершенной формы систематизации законодательства.

Ответ:

Кодификация - это такой  вид систематизации, который имеет  правотворческий характер и направлен  на создание нового сводного нормативно-правового  акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является  видом правотворчества, поскольку  объектом кодификации выступают  непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда  осуществляют только компетентные  государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее  результаты рассчитаны на длительный  срок;

5) кодификация всегда  вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая "правовая реформа") и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации  является кодификационный акт,  который отличает юридическая  и логическая целостность, сводный  характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

 Кодификационные акты - это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

 

Вопрос 9. Охарактеризуйте понятие юридической обязанности субъекта правоотношений.

Ответ:

Правоотношение как  форма фактического общественного  отношения состоит из взаимосвязанных  прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности — это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково. Без их взаимосвязи и взаимодействия общественная жизнь и ее воспроизводство в цивилизованной правовой форме были бы невозможными. В этом контексте еще раз следует повторить, что нет прав без обязанностей, как и обязанностей без прав.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»