В результате складывающийся
демократический политический режим несет
на себе четкие отпечатки экономической
и политической олигархизации, что свидетельствует
об усилении авторитарных тенденций в
государстве.
2.Система
Российского права.
Термин «система» является
универсальным, используемым в самых различных
отраслях человеческих знаний. Вопрос
о системе права -- это вопрос о составных
элементах права, их взаимосвязи между
собой, способе организации в процессе
развития. Другими словами, исследовать
систему права, значит выявить ее структурную
организацию, указать принципы строения
и развития.
Структурными элементами
системы права являются: а) норма права;
б) отрасль права; в) подотрасль права;
г) институт права; д) субинститут. Именно
они образуют юридическую ткань рассматриваемого
явления.
- Правовая норма - первичный
элемент системы права. Это исходящее
от государства общеобязательное правило
поведения властного характера. Правовые
нормы регулируют не все, а лишь определенные
виды и разновидности общественных отношений,
объективно нуждающихся в таком
регулировании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
- Отрасль права представляет
собой обособившуюся внутри данной системы
совокупность однородных правовых норм,
регулирующих определенную область (сферу)
общественных отношений.
- Институт права - это
сравнительно небольшая, устойчивая группа
правовых норм, регулирующих определенную
разновидность общественных отношений.
Правовые институты
призваны регламентировать отдельные
участки, фрагменты, стороны общественной
жизни. Институт - составная часть, блок,
звено отрасли, В каждой отрасли их множество.
Они обладают относительной автономией,
так как касаются в известной мере самостоятельных
вопросов.3
Система права - это
внутренняя структура права, состоящая
из взаимосвязанных норм, институтов и
отраслей права, обладающая следующими
чертами:
- ее первичным элементом
выступают нормы права;
- ее элементы непротиворечивы,
внутренне согласованы, взаимосвязаны,
что придает ей целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими,
политическими, религиозными, культурными,
историческими факторами;
- имеет объективный
характер.
Система современного
российского права складывается из следующих
отраслей:
- конституционного
(государственного);
- административного;
- финансового;
- гражданского;
- семейного;
- трудового;
- права социального
обеспечения;
- экологического;
- уголовного;
- уголовно-процессуального;
- гражданское процессуального;
- уголовно-исполнительного.
Право России представляет собой единое
нормативное образование, в то же время,
отличается внутренним подразделением,
дифференциацией на определенные сферы,
части.
Внутренняя дифференциация
характеризуется, во-первых, делением
права страны на публичное и частное, а
во-вторых, наличием в нем соответствующих
отраслей.
- Публичное право - эта
та часть системы действующего права,
которая регулирует отношения государства,
его органов с гражданами, общественными
объединениями, фирмами, предприятиями,
отношения между государственными органами,
причем в этих отношениях орган государства
выступает носителем государственно-властных
(публичных) полномочий, обеспечивающих
интересы всего общества.
Основополагающее значение
здесь имеет то, что в основе публичного
права - государственные интересы, "государственные
дела", т.е. само устройство и деятельность
государства как публичной власти, регламентация
государственного аппарата, должностных
лиц, государственной службы, уголовное
преследование правонарушителей, уголовная
и административная ответственность и
т.д. Орган государства выступает в качестве
носителя властных (публичных) полномочий,
обеспечивающих интересы всего общества,
отдельных его социальных слоев, групп.
При этом в сфере публичного права государственный
орган может предписывать определенные
варианты поведения различных субъектов
права, требовать от них должного соблюдения
предписаний законов, применять к правонарушителям
средства государственно-принудительного
воздействия (меры юридической ответственности
и др.).
Одна из характерных особенностей
здесь следующая: для публично-правовых
отношений свойственно неравноправие
сторон. Имеется в виду то, что одной из
таких сторон обычно выступает государство
либо его орган (должностное лицо), наделенное
государственно-властными полномочиями.
В современной юридической литературе
к отраслям публичного права относят конституционное
(государственное), административное,
финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное,
отрасли процессуального права, международное
публичное право. Публичному праву действительно
свойственны специфические особенности
- обеспечение общих интересов государства,
общества, определение функций и полномочий
органов государственной власти, обязанностей
граждан по отношению к государству и
др. Вместе с тем очевидно и то, что публичное
право предоставляет субъектам (индивидам,
организациям) возможность (право) требовать
от государства, его органов помощи, содействия
в деле защиты своих прав и законных интересов,
обжаловать незаконные действия государственных
органов и должностных лиц. Это соответствует
закрепленной в Конституции РФ идее правового
государства, обязательности законов
для всех государственных органов и должностных
лиц, иных субъектов права.
- Частное право защищает
частный интерес личности, обеспечивает
его свободную самореализацию, право частной
собственности и частного предпринимательства
и основано на договоре между равноправными
сторонами. Оно регулирует отношения между
отдельными лицами, фирмами, предприятиями.
Сущность частного права выражена в его принципах - независимости
и автономии личности, признании защиты
частной собственности, свободы договора.
Предельно кратко можно сказать
так: частное право - это право, защищающее
интересы лица в его взаимоотношениях
с другими лицами.
Частное право регулирует
сферы, непосредственное вмешательство
государства в которые является ограниченным.
Имущественные и личные неимущественные
отношения людей в области действия частного
права предопределены саморегуляцией
личности, объединений граждан, осуществлением
частной собственности и частного предпринимательства. Право
в этом смысле выражает начала децентрализации,
свободы отдельных субъектов. И, соответственно,
возможность решения той или иной жизненной
ситуации представлена самим участникам
отношений.
Главное в том, что
в этой области отношений реализуется
личная инициатива людей.Здесь индивиды
самостоятельно решают, использовать
им свои права или воздерживаться от дозволенных
действий, заключать договор с определенными
лицами или поступать иным образом. Как
видим, в этой сфере отношений государство
лишь охраняет и обеспечивает то, что решили
субъекты права по взаимной договоренности.
Следовательно, в частном праве в отличие
от публичного отношения, основанные на
юридическом равенстве субъектов, координации
их воли и интересов. Преимущественное
положение в нем занимают юридические
дозволения, а не предписания и запреты
В юридической литературе к отраслям частного
права относят гражданское, семейное,
а также и такие комплексные отрасли, как
торговое, предпринимательское, банковское
и др. И тут следует отметить то, что при
всей значимости деления права на публичное
и частное, критерии такого деления и границы
достаточно условны. Такой вывод основан
на том, что в публичном праве нередко
"присутствуют" элементы частного
права. С другой стороны, государственная
власть разрешает публичные дела, в том
числе и в интересах частных лиц".
К тому же некоторые отрасли
права, образно говоря, находятся "на
стыке" между публичным и частным правом.
Назовем в этой связи трудовое право, сочетающее
элементы публичного права (расторжение
трудового договора по инициативе администрации,
возложение дисциплинарных взысканий
и т.п.) и частного права (заключение трудового
договора и его расторжение по инициативе
работника и т.п.).
В настоящее время в России происходит
становление рыночной экономики, законодательно
закреплена частная собственность и, соответственно,
придается большое значение развитию
частного права.
3.Толкование права.
Правоприменительная практика
требует глубокого понимания
содержания реализуемых норм права. Сам выбор правовых норм предполагает
понимание их содержания. Деятельность
по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых
предписаний для применения получила
название толкования права.
Объектом толкования являются нормативные правовые
акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя,
выраженная в законе или ином нормативном
правовом акте.
Необходимость толкования права
обусловлена тем, что:
- норма права, имея общий характер, применяется
к конкретным жизненным ситуациям;
- правовые нормы содержат много специальных
юридических терминов, научных категорий
и понятий;
- в акте неквалифицированно использованы
приемы законодательной техники, отсутствуют
четкие, лингвистически однозначные формулировки
норм, что ведет к неясностям правового
смысла, а иногда двусмысленности;
- налицо несогласованность смысла, который
законодатель вложил в норму права, с тем
смыслом, который вытекает из текстуального
выражения нормы права.
Толкование права имеет универсальное
значение, так как осуществляется во всех
видах правовой деятельности. Оно обеспечивает
правильное, единообразное понимание
и применение права на всей территории
страны. Толкование выступает в качестве
активного средства правового воспитания,
действенного рычага повышения правовой
культуры граждан и должностных лиц.
Толкование права — это интеллектуально-волевая
деятельность субъектов права по уяснению
и разъяснению смысла норм права, выражающаяся
в особом юридическом акте.
Из данного определения следует,
что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых
норм и разъяснение их смыслового содержания.
- Толкование-уяснение
- это внутренний мыслительный
процесс, не выходящий за рамки сознания
самого интерпретатора.
- Толкование-разъяснение
- это деятельность, которая следует
за уяснением и состоит в объяснении и
изложении смысла государственной воли
другим участникам отношений.
Таким образом, уяснение — это
толкование «для себя». В том случае, когда
субъект толкования в той или иной форме
выражает результаты уяснения для других
лиц, имеет место разъяснение. Толкование
может ограничиться одним лишь уяснением,
однако в тех случаях, когда осуществляется
и разъяснение, процесс уяснения выступает
как первая стадия общего процесса толкования
нормативного правового акта.
Способы
толкования права
Существует ряд препятствий
на пути к уяснению точного смысла юридических
норм, которые преодолеваются с помощью
специальных приемов-способов толкования
(уяснения). В теории права выделяют следующие
основные способы толкования:
- филологический;
- систематический;
- логический;
- исторический.
Филологический способ толкования иногда называют грамматическим.
Он включает в себя морфологическое (основанное
на внутренней структуре слова) и синтаксическое
(основанное на правилах сочетания слов
в предложении) толкование. Особое внимание
при данном способе толкования уделяется
употреблению соединительных и разделительных
союзов, а также различным формам глаголов
и причастий. Хорошо известно, что от того,
где будет стоять запятая в предложении
«казнить нельзя помиловать», зависит
его смысл.
Систематический способ толкования основан на структурированности
правовых текстов. Смысл статьи правового
акта иногда может быть раскрыт только
после обращения к другим статьям, в которых
содержатся, например, искомые определения
юридических терминов. Ссылочные и бланкетные
статьи также не могут быть поняты без
обращения к тем статьям, на которые они
ссылаются.
Систематический способ толкования
используется при сравнении общих и специальных
норм. В юриспруденции действует правило,
в соответствии с которым специальные
нормы ограничивают сферу действия общей
нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает
родителей материально содержать своих
несовершеннолетних детей. Статья 120 С
К РФ делает исключение из этой статьи,
определяя, что в случае эмансипации (приобретения
несовершеннолетними детьми полной дееспособности
до достижения ими совершеннолетия) такая
обязанность с родителей снимается.