Контрольная работа по "Теории государства и права "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие формы государственного устройства.
2.Разновидности устройства современных государств.
3.Децентрализация власти в современных
государствах. Проблемы регионализма и сепаратизма.

Вложенные файлы: 1 файл

готово.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие формы государственного устройства.

2.Разновидности устройства современных государств.

3.Децентрализация власти в современных

государствах. Проблемы регионализма и сепаратизма.

 

1. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение страны, которое раскрывает характер, взаимоотношений меж его составными частями, меж центральными и местными органами государственного управления, власти.

В различие от форм правления организация страны рассматривается с точки зрения распределения гос власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение меж составными частями страны.

Форма государственного устройства указывает:

из каких частей состоит внутренняя структура страны;

какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношенияэтих органов;

как строятся дела меж центральными и местнымигосударственными органами;

в какой гос форме выражаются интересы каждойнации, проживающей на данной местности.

«Наличие конкретной формы государственного  устройства  в  определенной

стране  зависит  от  целого  ряда  социальных,  исторических,  национальных,

географических и иных  условий.  Именно  эти  условия  определяют  специфику

наличной формы государственного устройства, которая никогда  не  может  быть

результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована»2

По форме государственного устройства все страны можно подразделить на три главные группы:

унитарное

федеративное

конфедеративное.

 

2. Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.

  Ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Другие считают, что единственной конфедерацией в современном мире является Европейский Союз (ЕС). Европейский союз межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.

  Рассмотрим разновидности устройства некоторых современных государств .

  Хорватия - унитарное государство с республиканской формой правления во главе с президентом. Глава правительства - премьер-министр. Законодательный орг орватия - парламентская республика. Высший орган законодательной власти в стране - Сабор Республики Хорватии (двухпалатный парламент), состоящий из Палаты представителей и Палаты жупаний (общин) со сроком полномочий 4 годаан - двухпалатный парламент, состоящий из Палаты округов и Палаты депутатов. Глава государства - президент, избираемый непосредственно гражданами при тайном голосовании сроком на 5 лет. Пребывание на этом посту ограничено двумя сроками. Высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который формирует председатель правительства (премьер-министр), а затем утверждает парламент.

Судебная система Хорватии включает муниципальные и районные суды, а также Верховный суд. Назначает судей и освобождает их от должности Высокий совет судебной власти Республики Хорватии.

     Белоруссия — унитарное демократическое государство с республиканской формой правления. Действует Конституция 1994 (в редакции 1996).

   В административном отношении Белоруссия делится на 6 областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую и Могилевскую) и 118 районов. Столица республики — г. Минск — по своему статусу приравнена к области.

   Наиболее крупные города (2002, тыс. чел.) — Минск, Гомель (490), Могилев (361), Витебск (349), Гродно (307), Брест (291).

   Белоруссия — президентская республика, в которой президент располагает широкими полномочиями. Перед ним ответственно правительство республики; он является главнокомандующим Вооружёнными силами. Президент определяет стратегию развития страны, основные направления её внутренней и внешней политики.

   Высший орган законодательной власти — Национальное собрание, состоящее из палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата). Нынешний состав обеих палат сформирован в ноябре—декабре 2000.

   Высший орган исполнительной власти — Совет Министров во главе с премьер-министром.

          Австралия представляет собой федеративное государство, образованное 1 янв. 1901 г. (тогда же была принята Конституция страны) из шести английских колоний. Расположена на материке Австралия, острове Тасмания, а также ряде мелких прибрежных островов.

В административном отношении Австралия представляет собой федерацию из шести штатов (Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания) и двух территорий (Северная и Австралийская столичная). Каждый штат и территория имеют свой парламент и правительство.

       США - федеративное государство. Объединившись в федерацию, штаты по конституции отказались в пользу нее от существенной части своих суверенных прав, в том числе от права на выход из федерации. Тем не менее у штатов остались очень большие права по устройству внутренней жизни. Каждый из них обладает собственной конституцией, сходной структурой властей (губернатор вместо президента, легислатура вместо Конгресса). Внутренние законы штатов сильно различаются, отражая специфику исторически сложившегося здесь социально-культурного уклада, и это причиняет гражданам немалые неудобства во время поездок за пределы своего штата.

Почти во всех штатах имеется развитое местное самоуправление в виде муниципальных властей разного уровня (округ, город, поселок и т.п.). Размах их самостоятельности, уровень квалификации и численность персонала сильно колеблются от штата к штату. Американцы уделяют низовым выборам гораздо больше внимания, чем общенациональным, здесь явка зачастую больше, а дебаты кандидатов горячее, так как от низовых властей сильно зависит бытовая устроенность граждан.

Относительная самостоятельность федеральных, штатных и муниципальных властей друг от друга обеспечена независимостью налоговой базы каждого уровня: обычно в федеральную казну идут подоходные налоги, в казну штата - налог с оборота, а муниципалитетам - налог с недвижимости, расположенной на их территории.

Поводим итоги вышеизложенного :

- государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан). В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

- федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы власти осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации, различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада). Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В теории также приводят различия между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, ОАЭ); между централизованными (Индия, где штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, РФ и т.д.). Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.

3. Современное государство как сложное и многостороннее явление рассматривается  с различных точек зрения: управленческой, экономической, юридической, исторической. Изучение государства в современных условиях с применением разных подходов позволит избежать узкого и одностороннего взгляда, как на само государство, так и на возникающие в его рамках проблемы. Одной из таких проблем для большинства демократических стран в последние десятилетия стала проблема перераспределения управленческих функций и полномочий, или децентрализация.

    Процесс децентрализации органов власти закономерен - это качественный сдвиг, который возможен при определенных количественных изменениях в обществе, результат огромной трансформации государственной власти, разделения властей, демократизации общества, приобретения населением политических прав и свобод, введения частной собственности, процесса разгосударствления и приватизации, распада сверхцентрализованного тоталитарного государства. В настоящее время возникло значительное число предпосылок в социально-экономической, политической, культурной областях жизни казахстанского общества, которые могут стать фундаментом для децентрализации органов власти.                                                                   Децентрализация – это процесс расширения и укрепление прав и полномочий административно-территориальных единиц (областей, автономий, республик – субъектов федераций и др.) или низших органов и организаций при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра. Децентрализация осуществляется целеустремленно с целью оптимизации практического решения вопросов общенационального веса, а также воплощение у жизнь специфических регионально-локальных программ.

      Для выяснения понятия и содержания децентрализации власти, которая является многогранным явлением такое понимание природы государственной власти является основой. В общем виде суть децентрализации заключается в том, что функции и полномочие относительно осуществления единой власть, которая принадлежит народу, распределяются между соответствующими органами государственной власти, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления – из другого.

         Из позиций административно-территориального управления различают простую (унитарную) и сложное государство. Разновидностью последней есть прежде всего федеративное государство, которое составляется с государственноподобных образований, которым присущий определенные признаки государства. Характерной особенностью федеративных государств является то, что в них существует система соответствующих органов государственной власти как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации, которая предопределяет децентрализацию власти по линии законодательной, исполнительной, а иногда и судебной власти.

             В федеративных государствах (Германия, США, Швейцария и др.) децентрализация состоит в объединении внешней целостности с внутренним разнообразием на уровне местного самоуправления (штаты, земли, кантоны и др. с внутренней дифференциацией форм и разнообразием в системах управления), а распределение функций и компетенций между федеральным правительством и местными структурами является существенным элементом в системе деления и баланса власти.

              В унитарных государствах (Франция, Швеция, Япония и др.) децентрализация воплощается путем установления нескольких административных уровней: в Швеции таких уровней три – государство, ленды, коммуны; в Франции – четыре – государство, регионы, департаменты, коммуны. Децентрализация в унитарном государстве отображает образ распределения функций и полномочий между центральными и местными органами государственной власти преимущественно по линии исполнительной власти, хотя не исключается децентрализация отдельных полномочий по осуществлению законодательной функции. Децентрализация в федеративных государствах отображает образ распределения функций и полномочий относительно осуществления государственной власти сначала между соответствующими федеральными органами и органами субъектов федерации по линии законодательной, исполнительной и судебной власти, а потом между органами субъектов федерации и местными органами публичной власти. При этом как федеральные органы, так органы субъектов федерации осуществляют единую власть.

 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права "