Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 13:35, контрольная работа
Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Задание 2. Причины возникновения государства и права.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
теории и истории государства и права
Кафедра ______________________________
Теория государства
и права ______________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент: Глубоких Д. М. | |
Группа: 14434 | |
Дата: 30.12.2014 | |
Преподаватель: Красняков Н. И. | |
Новосибирск 2014г.
Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.
Функции теории государства и права соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны в основном с проблемами юридической науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики. В этой связи к функциям теории государства и права относятся:
1. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной правовой жизни общества.
2. Эвристическая функция. Открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая функция. Призвана определить, что произойдет с этим явлением в будущем, как оно трансформируется, выявления закономерностей их развития, а также возможных проблем.
4. Онтологическая функция. Раскрывает понятие государства и права, причины их возникновения, изучает и анализирует государственно-правовые явления.
5. Методологическая функция. Состоит в том, что она формулирует правила, рекомендации, советы для целесообразной деятельности человека в той или иной сфере.
6. Идеологическая функция. Характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений.
7. Воспитательная функция. Посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания.
8. Теоретико–познавательная функция. Заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений.
9. Прикладная функция. Состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности;
10. Учебная функция. Обеспечивающая общетеоретическую подготовку;
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Все функции теории государства и права тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с другими, в связи с чем можно сделать вывод об отсутствии возможности определить какую-либо доминирующую функцию.
Задание 2. Причины возникновения государства и права.
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного ) поведения.
Какой-либо единой теории о происхождении государства не существует в мире. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Теологическая теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении вопросов о причинах и путях возникновения государства на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Наиболее известным приверженцем данной теории является Фома Аквинский (1225 – 1274). Основной смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».
Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. В ее основе лежит представление о государстве как продукте разрастания семьи, власть государя – воля главы семьи, в качестве монарха выступает отец, а подданные – его дети. Власть отца имеет божественное начало, следовательно все должны ему покорно подчиняться.
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.
Договорная теория рассматривает государство, как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Данная теория получила распространение в работах Т.Гоббе, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Г.Гроция и др. По их мнению люди сознательно передают часть своей свободы и власти государству, в связи с чем возникает комплекс взаимных прав и обязанностей.
Теория насилия описана в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. По мнению сторонников этой теории, основные причины происхождения государства лежат в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочнения своего господства над побежденными.
Психологическая теория это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория возникновения государства и права рассматривала народ, как инертную массу, ищущую подчинения. Представители теории Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.
Расовая теория в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Один из основателей расовой теории – француз Ж.Гобино.
Существование государства невозможно без права, поскольку право является средством выражения общеобязательных волеизъявлений государства. Возникли они практически одновременно, причины возникновения также являются схожими.
Право вырастает параллельно с государственными институтами из социальных норм первобытного общества, различных обычаев, табу и мифологии путем их приспособления, видоизменения или введения новых норм.
Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов.
С появлением письменности появляются первые законы, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, "Русская правда", "Салическая правда"франков, Кодекс Законов Хаммурапи и др.
Со временем государство начинает само издавать нормы права, появляются судебные органы, которые признают действующими определенные обычаи и выносят решение основываясь на них.
Задание 3.. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства.
Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.
Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория "государства всеобщего благоденствия", теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе "отвратительной доктриной" и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Л. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства - поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр.
Социальная сторона деятельности государства, организация и координация им выполнения определенных задач представителями экономических структур, таких как, например, обеспечение здравоохранения, водоснабжения, экологии, связи, транспортного сообщения и т.д. получила название социального в содержании государства.
Классовые и социальные интересы сочетаются в любом государстве, хотя и имеют не одинаковое значение. Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, "вытекающих из природы всякого общества", и классовые задачи.
Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов.
Государственный орган – это самостоятельное подразделение или должностное лицо аппарата государственной власти, наделенное властными полномочиями, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая имеет необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
Представительные органы принимают имеющие высшую юридическую силу законы.
В Российской Федерации таковым является федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.
Исполнительные органы обеспечивают реализацию принятых законодательными органами законов. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) обеспечивают соблюдение законности.
Также государственные органы в зависимости от иерархии могут быть центральными, республиканскими и местными. В структуру органов государственной власти РФ входят федеральные органы, органы субъектов и местные.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"