Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:26, контрольная работа
Задание №1. Местное самоуправление в России
Задание №2. Функции местного самоуправления.
Задание №3. Модели местного самоуправления.
Задание №1
Местное самоуправление в России
1)Социальное управление подразделяется на несколько видов:
- государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);
-местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);
-общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях). 1
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Признаки местного самоуправления: наличие территории, населения, вы-борных органов, форм участия населения в местном самоуправлении, местного бюджета, местных налогов и сборов, муниципальной собственности, местных нормативных актов.
Критерии местного самоуправления: офромленность территории, наличие правовой базы, определенность порядка выборов органов самоуправления и организация их деятельности, управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении, разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления,обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью,наличие развитого гражданского и правового сознания, преобладание мер организации над мерами принуждения, доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.2
Функции местного самоуправления :
-политическая(функция власти), т.е.местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает решения по вопросам местного значения,обеспечивает охрану общественного порядка и т.д.;
-хозяйственная функция, т.е. местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению населения, организует оказание общественных услуг;
-общественная функция, т.е. местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.3
Правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.4
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а)муниципальная собственность(приобретение, владение, распоряжение- прерогатива муниципальных органов);
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся
в государственной
Модели местного самоуправления: одноуровневая, двухуровневая, трех-уровневая, смешанная. В РФ действуют четыре территориальные модели местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления:
-местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ(гл. гл. 1, 8).5 Государство не учреждает местное самоуправление, а признает его существование, считается с его традициями. Под гарантиями имеется в виду экономическое, политическое, духовное, юридическое содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства;
-местное самоуправление самостоятельно в рамках, обусловленных ст.12 Конституции РФ (в пределах собственных полномочий). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
- органы местного самоуправления независимы и не входят в систему органов государственной власти (но взаимодействуют с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций).
Согласно
ФЗ «Об общих принципах
-органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
-органы местного самоуправления образовываются самостоятельно, недопустимо назначение должностных лиц должностными лицами государственной власти;
-судебная защита прав местного самоуправления служит гарантией от необоснованного воздействия на него государственной власти;
-решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.
-соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
-многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
-законность в организации и деятельности местного самоуправления;
-гласность деятельности местного самоуправления;
-коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
История местного самоуправления в России
1.Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть зарождение общинного местного самоуправления.
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.7
2. Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII века. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
Во времена царствования Ивана IV (Грозного) появляется центральный орган, ведающий вопросами защиты - Земской приказ.8
Периоды дружественного сотрудничества земских и государственных институтов сменялись их резким противостоянием. С целью преодоления последствий войн, внутренних трудностей, восстановления порядка и законности была введена должность воевод. Органы местного самоуправления превратились в подчиненных исполнителей распоряжений воевод.
Реформы местного управления были продолжены Петром I. В январе 1699 года были учреждены бургомистерская палата в Москве и земские избы в городах. Последние являлись выборными органами, но они не несли обязанностей по управлению городом как целым хозяйственным образованием. В 1702 г. упраздняются должности губных старост, а их полномочия передаются воеводам и выборным дворянским советам. В 1719г. губернии были поделены на провинции, находящиеся под управлением воевод. В их руках сосредоточиваются все функции управления. 9
В этот момент бюрократия фактически ликвидирует деятельность земских изб. Увидев это, Петр I учреждает в городах выборные магистраты.
Отношения между государственной властью и самоуправлением по-прежнему характеризуются напряженностью.
При преемниках Петра губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти. В городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам. 10 Остро возникает необходимость проведения реформ и выработки понятия « местного самоуправления».
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.11
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России. После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов. Были приняты Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991),которые сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
5. Местное самоуправление современной России в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе.
Задание №2
Ответ в)
В этом варианте ответа все
три функции относятся к функциям
местного самоуправления. В качестве
функций местного самоуправления (функций-задач)
необходимо рассматривать основные направления
его деятельности в соответствии с Конституцией
РФ и муниципальным правом: 1) обеспечение
участия населения в самостоятельном
решении местных вопросов; 2)обес- печение
социально-экономического развития
соответствующей территории; 3) управление
муниципальной собственностью; 4) обеспечение
потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и других жизненно
важных услугах; 5) осуществление защиты
интересов и прав местного самоуправления;
6) обеспечение охраны общественного порядка,
реализации законов, поддержание правопорядка
на территории муниципального образования.
Перечисленные основные направления
деятельности местного самоуправления
представляют собой комплекс политических,
хозяйственных и общественных функций-задач.
Варианты ответов а), б), г) содержат
перечень функций, относящихся
к общим функция управления(планирование,
Задание №3
Ответ б)
В настоящее время в России действуют четыре территориальные модели местного самоуправления:
-в одноуровневой
муниципальными образованиями
-в двухуровневой
муниципальными образованиями
-в трехуровневой
муниципальными образованиями
-в смешанной
наблюдается соединение
- в качестве
муниципальных образований
- в небольших
городах,сельских поселениях,
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"