Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………………...3
Задание 2…………………………………………………………………………….12
Задание 3…………………………………………………………………………….15
Задание 4…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п.1 ст.65 Конституции  РФ весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно [12]. В конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кроме того — характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 5 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти [12].

Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне  взаимоотношений субъектов Российской Федерации, а не об их фактическом  равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

Однако не только в  практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, а другие — лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее зачастую характеризуют как «асимметричную» федерацию.

Российская Федерация  создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции РФ. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации» [12].

В более развернутом  виде на конституционном уровне эти  принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции.

Рассмотрим ссновные формы объединений государств:

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства [6].

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединение Сенегала и Гамбии в 1982 — 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавший в 1815 — 1848 гг. трансформировалась в федерацию).

Содружество наций — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты [6].

Появилась новая форма  ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество португалоязычных стран (далее СПС) — международная организация, созданная 17 июля 1996 и объединяющая страны, в которых португальский язык является официальным государственным языком. Это Португалия и её бывшие колонии — Ангола, Бразилия, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи. В 2002 после провозглашения независимости к Содружеству присоединился Восточный Тимор.

 

Задание 2. Источники права и их классификация. Проблемы источников Российского права.

 

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения [5].

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Рассмотрим более подробно классификация источников права:

  1. По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):
  • источники конституционного права;
  • источники уголовного права;
  • источники гражданского права;
  • источники трудового права и пр.
  1. По субъектам правотворчества:
  • Правовые обычаи — обычаи, санкционированные государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это в ходе судебной практики либо путем включения в закон.
  • Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
  • Административный прецедент — решение органа исполнительной власти, обоснование которого становится правилом, применяемым при решении аналогичных дел.
  • Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:
  • рассчитан на многократное применение;
  • рассчитан на неопределенный круг лиц;
  • принят специальным уполномоченным органом;
  • принят в специально установленном порядке.
  • Нормативные договоры — как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон. Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.
  • Другие источники права:
  • правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение;
  • правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть;
  • юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений. В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права. Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является.
  1. Так же источники права могут быть классифицированы на две группы:
  • нормативноправовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры);
  • иные источники ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).

В данном случае нормативность  выступает критерием разграничения  юридических актов и означает лишь то, что юридические документы  содержат нормы права, общие правила  поведения, установленные государством.

Ключевая категория  правоведения, источник права, традиционно  является одной из самых дискуссионных. В литературе подчеркивается значимость исследования вопросов, касающихся источников права, так как представления  о них являются своего рода отправной точкой в процессе познания права. Однако до сих пор нет единого определения этого понятия и сама правомерность его употребления ставится под сомнение [11].

Одной из причин недостаточной  теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Спорным является сам смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением» [8]. Под источником права понимают и материальные условия жизни общества, и причины юридической обязательности нормы, и материалы, посредством которых мы познаем право. Кроме того, ряд авторов — отечественных и зарубежных — выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами [9].

В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне [10]. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин «источник права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в «правах гражданства» старого понятия.

При употреблении понятия  «источник права» обычно под ним  стали понимать юридический источник права. Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение — «формы».

Задание 3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правоприменения. Дайте анализ проблем правоприменения в Российской Федерации

 

Правоприменение — особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования [5].

Правоприменение требуется  в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.

К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы  вообще не реализуется без индивидуального  государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о  реализации санкции.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане;

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью  по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в  определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения  оформляются индивидуальным юридическим актом — актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как  определенный процесс, распадается  на ряд стадий. В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических  обстоятельств дела;

2) формирование юридической  основы дела;

3) решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"