Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:57, контрольная работа
Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи контрольной работы:
1) Изучить понятие, особенности и признаки государства;
2) Изучить понятие, особенности и признаки права;
3) Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.
Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права
Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория
Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-правовая теории
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, право исторически возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.
Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
Появление в XIX столетии дарвинизма
(материалистической теории эволюции
органического мира) породило попытки
механического перенесения
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в. в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.
Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников позитивизма английский философ и социолог Г. Спенсер, а также Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Из вышеизложенного следует,
как среди биологических
2.2 Теория насилия
В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также "ревизионист марксизма" и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 - 1938) и другие.
Зачатки этой теории можно обнаружить в сочинениях древнегреческих софистов (V-IV вв. до н.э.). Подтверждением этого служили завоевательные войны Древней Спарты и в последствии и Древнего Рима.
Л. Гумплович, внесший заметный вклад в окончательное формирование основных положений теории насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих воззрениях опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. При этом биологический подход к социальной эволюции сочетался у Гумпловича с психологизацией общественной жизни. В своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве" Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи насилия, а как-нибудь иначе".
Теория насилия в конечном итоге сводилась к двум практическим выводам:
1)"Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из примеров образования ряда государств Европы (раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, следует считать, что государство возникает в ходе "естественного отбора" (борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих"; "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство".
2) По К. Каутскому, - поскольку
в буржуазном обществе рабочий
добровольно заключает договор
с капиталистом-
Анализируя теорию насилия с указанных позиций, известный немецкий государствовед и правовед Г. Еллинек (1851-1911) не без основания утверждал, что она имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.
Таким образом, характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии.
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени развития."
Возникая из потребностей
общества, государство изначально стремится
обеспечить общественные интересы (например,
на Востоке - орошение больших площадей
земли) и защиту от внешних врагов.
[15, c.125]. По мере появления и накопления
частной собственности, имущественного
расслоения общества на классы и развития
классовых противоречий государство
стало приспосабливаться для
обеспечения интересов
Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:
1) Государство и право - всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе.
2) Они возникают с делением
общества на классы как
Таким образом, по марксистской
теории непосредственным основанием появления
государства, определяющим его классовую
сущность, является определенная социально-классовая
структура общества, а именно существующие
различные классы и их отношения:
антагонистические и
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
Именно историко-
Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
Можно считать, что немарксистский подход историко-материалистической концепции исходит из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела".
2.5 Ирригационная теория
Ирригационную теорию (или
концепцию о "гидравлическом' происхождении
и развитии государственности в некоторых
странах Древнего Востока) связывают с
именем современного немецкого ученого
К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный
деспотизм" возникновение государства
в ряде стран Древнего Востока связывается
с необходимостью строительства гигантских
ирригационных сооружений в восточных
аграрных областях. Согласно этой концепции,
необходимость и приводит к образованию
"менеджериально-
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жёстко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы катализировали весь этот процесс, "доводили" режим конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, "государевых" людей, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путём эксплуатации остальных граждан.
В целом же нельзя не согласиться
с исторической достоверностью наблюдений
о том, что в реальной жизни
со времен возникновения государства
нет ни "чисто классовых", ни
"чисто общечеловеческих" государственно-правовых
институтов. При определении понятий
и закономерностей
Таким образом, в ходе разложения
родового общества на антагонистические
слои в виде бедных и богатых, неизбежно
возникновение потребности
Глава 3. Теории государства
и права, несвязанные с
3.1 Теологическая теория
Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.
Первоначальные религиозно-
В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274), которая в более позднее время, именовалось как "томизм", процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.
В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"