Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и признаки государственного органа. Система органов государственной власти.
2. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему. Прокомментируйте постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы.
3. Задание. Граждане России, постоянно проживающие в одной из зарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которой отмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийском референдуме из-за отказа российского посольства.
Обоснована ли эта жалоба. Дайте оценку обращения, основываясь на конституционно правовых нормах и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по конституционному праву 2.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

 

 Назначением судебной власти  является защита прав и свобод  граждан, конституционного строя  Российской Федерации, обеспечение  соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции).17 Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

 

 Конституция не устанавливает  структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса  федеральному конституционному  закону о судебной системе, который  должен установить соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру. Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.

 

№2

 

Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему. Прокомментируйте постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8  «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы.

 

Решения Конституционного Суда РФ относятся к источникам конституционного права. Конституционный Суд РФ, являясь частью федеральной судебной системы, вместе с тем занимает в ней особое положение. Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

 

 Основная функция Конституционного  Суда – осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным, он утрачивает юридическую силу. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Действующая Конституция изменила и расширила полномочия Конституционного Суда. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления судебного конституционного контроля)1.

 

Суду общей юрисдикции и арбитражные суды могут опосредованно влиять на формирование источников конституционного права. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.

 

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

 

 В целях единообразного применения  судами конституционных норм  при осуществлении правосудия  Пленум Верховного Суда Российской  Федерации принял Постановление №8 от 31.10.1995 г. в котором перечислены случаи применения судами положений Конституции РФ. Рассмотрим некоторые из них.18

 

 Начало Постановления позволяет  разобраться с источниками уголовного  и гражданского процесса. Высшую  юридическую силу здесь имеет  Конституция РФ, и не только  для судов, но и для всех  других субъектов процесса.

 

 Исходя из положений, закрепленных  в п. 6 комментируемого Постановления, орган дознания, следователь, прокурор  и суд не вправе основывать  свое решение на неопубликованных  нормативных актах, затрагивающих  права, свободы, обязанности человека  и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

 

 Согласно п. 8 Постановления  Конституцией Российской Федерации  каждому гарантировано право  на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к  подсудности которых оно отнесено  законом (ч. 1 ст. 47). Если неподсудность уголовного дела данному суду обнаружилась уже после назначения судебного заседания, то дело по представлению судьи направляется председателю вышестоящего суда для отмены постановления о назначении судебного заседания и направления дела по подсудности.

 

 В п. 9 Постановления речь идет о принципе национального языка судопроизводства. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. Любое ограничение прав обвиняемого, подсудимого, защитника, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется судопроизводство, и не обеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона.

 

 Пункт 10 Постановления разъясняет  вопросы, связанные с принципом  состязательности судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Изложенные здесь положения в большей степени касаются гражданского процесса. Однако данный принцип действует и по уголовным делам. Но в полной мере он проявляется лишь при рассмотрении дел судом присяжных.

 

 Состязательность сторон обозначают  следующие четыре правила:

 

1. Исследование доказательств  осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель).

 

2. Стороны равны в правах.

 

3. Суд руководит процессом, создавая  необходимые условия для всестороннего  и полного исследования обстоятельств  дела.

 

4. Разрешает дело суд.

 

 В п. 15 Постановления говорится  о принципе презумпции невиновности. В отличие от организационного принципа – осуществления правосудия только судом, сформулированного в ст. 49 Конституции РФ (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда), принцип презумпции невиновности в большей степени не лозунг, а гарантия того, что невиновный не будет осужден. Речь идет о следующих положениях закона, которые и могут быть признаны гарантиями осуществления принципа презумпции невиновности:

 

  • Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

 

  • Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Нельзя признавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании.

 

  • Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

 

  • Никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

 

  • При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

 

 В следующем пункте – 16 речь  идет о допустимости доказательств. При осуществлении правосудия  не допускается использование  доказательств, полученных с нарушением  федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации).

 

 Пункт 17 Постановления содержит  в себе анализ принципа обеспечения  обвиняемому (подозреваемому) права  на защиту. При судебном разбирательстве  должно строго соблюдаться гарантированное  Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.

 

Согласно п. 18 Постановления при рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.19

 

С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела, должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.

 

Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).20

 

№3

 

Граждане России, постоянно проживающие в одной из зарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которой отмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийском референдуме из-за отказа российского посольства. Обоснована ли это жалоба? Дайте оценку обращения, основываясь на конституционно-правовых нормах и ФКЗ от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ (от 30.12.2006) «О референдуме Российской Федерации»

 

 

 В ч. 1 статьи 32 Конституции  РФ раскрывается в наиболее  общем виде сущность основного  политического права граждан: участвовать  в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда.21 Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ч. 2, 4, 5 статьи.22

 

Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством. Только признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений.

 

В ч. 2 статьи перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1. К ним относятся в частности т право участвовать в референдуме.23

 

Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав.

 

Согласно ч. 3 ст. 5 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.24

 

 Жалоба граждан – обоснована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Нормативные акты:

 

  • Конституции Российской Федерации. М.: Издательство «Экзамен», 2013
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия». БВС РФ. 1996. №1.
  • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13.
  • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №5-ФКЗ от 28.06.04. СЗ РФ. 2004. № 13.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право»