Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 04:18, контрольная работа
1. Понятие и признаки государственного органа. Система органов государственной власти.
2. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему. Прокомментируйте постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы.
3. Задание. Граждане России, постоянно проживающие в одной из зарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которой отмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийском референдуме из-за отказа российского посольства.
Обоснована ли эта жалоба. Дайте оценку обращения, основываясь на конституционно правовых нормах и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции).17 Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Конституция не устанавливает
структуру всей судебной
№2
Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему. Прокомментируйте постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы.
Решения Конституционного Суда РФ относятся к источникам конституционного права. Конституционный Суд РФ, являясь частью федеральной судебной системы, вместе с тем занимает в ней особое положение. Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основная функция
Суду общей юрисдикции и арбитражные суды могут опосредованно влиять на формирование источников конституционного права. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
В целях единообразного
Начало Постановления
Исходя из положений, закрепленных
в п. 6 комментируемого Постановления,
орган дознания, следователь, прокурор
и суд не вправе основывать
свое решение на
Согласно п. 8 Постановления
Конституцией Российской
В п. 9 Постановления речь идет о принципе национального языка судопроизводства. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. Любое ограничение прав обвиняемого, подсудимого, защитника, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется судопроизводство, и не обеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона.
Пункт 10 Постановления разъясняет вопросы, связанные с принципом состязательности судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Изложенные здесь положения в большей степени касаются гражданского процесса. Однако данный принцип действует и по уголовным делам. Но в полной мере он проявляется лишь при рассмотрении дел судом присяжных.
Состязательность сторон
1. Исследование доказательств
осуществляется сторонами
2. Стороны равны в правах.
3. Суд руководит процессом, создавая
необходимые условия для
4. Разрешает дело суд.
В п. 15 Постановления говорится о принципе презумпции невиновности. В отличие от организационного принципа – осуществления правосудия только судом, сформулированного в ст. 49 Конституции РФ (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда), принцип презумпции невиновности в большей степени не лозунг, а гарантия того, что невиновный не будет осужден. Речь идет о следующих положениях закона, которые и могут быть признаны гарантиями осуществления принципа презумпции невиновности:
В следующем пункте – 16 речь
идет о допустимости
Пункт 17 Постановления содержит
в себе анализ принципа
Согласно п. 18 Постановления при рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.19
С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела, должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.
Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).20
№3
Граждане России, постоянно проживающие в одной из зарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которой отмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийском референдуме из-за отказа российского посольства. Обоснована ли это жалоба? Дайте оценку обращения, основываясь на конституционно-правовых нормах и ФКЗ от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ (от 30.12.2006) «О референдуме Российской Федерации»
В ч. 1 статьи 32 Конституции РФ раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда.21 Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ч. 2, 4, 5 статьи.22
Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством. Только признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений.
В ч. 2 статьи перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1. К ним относятся в частности т право участвовать в референдуме.23
Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав.
Согласно ч. 3 ст. 5 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.24
Жалоба граждан – обоснована.
Список литературы.
Нормативные акты:
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право»