Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

1. Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь.
2. Место и роль Правительства в решении задач формирования и реализации идеологической политики белорусского государства.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Тематика

 

Тема 15. Правительство - Совет министров Республики Беларусь и его роль в проведении идеологической политики государства

 

 План:

1. Политико-правовые основы  организации деятельности Правительства  Республики Беларусь.

 

2. Место и роль Правительства  в решении задач формирования  и реализации идеологической  политики белорусского государства.

 

 1. Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь

 

В соответствии со статьей 106 Конституции исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь[1].

Согласно ст.1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет  Министров  Республики  Беларусь –  Правительство  Республики  Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь,  осуществляющим  в  соответствии  с  Конституцией  Республики  Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских  органов  государственного  управления  и  иных  государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов [2].

Такая формулировка определяет две основные черты Правительства:

Во-первых, статус Совета Министров в системе исполнительной власти. Именно Совет Министров возглавляет исполнительную власть в государстве. Такой статус Совета Министров существенно отличается от статуса Кабинета Министров, предусмотренного первоначальной редакцией Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года. Ранее Кабинет Министров создавался при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и иных сферах государственного управления.

То есть Кабинет Министров ранее выполнял двойственную функцию. С одной стороны, это был коллегиальный орган при Президенте, создаваемый в качестве вспомогательного органа для обеспечения власти Президента, как главы исполнительной власти. С другой стороны, Кабинет Министров был предназначен для реализации исполнительной власти в различных областях государственного управления и в этом плане являлся органом, в определенной степени наделенным самостоятельными полномочиями, не производными от полномочий Президента Республики Беларусь. Такие самостоятельные полномочия были предоставлены Кабинету Министров Законом «О Кабинете Министров Республики Беларусь», принятым в 1995 году[4].

Во-вторых, место Совета Министров в системе органов государственного управления. Совет Министров определен в качестве центрального органа государственного управления. По ранее действовавшей редакции Конституции термин «центральный» упоминался в отношении нижестоящих органов управления по отношению к Кабинету Министров. Так, в статье 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 года использовалась формулировка «министерства, государственные комитеты и иные центральные органы управления Республики Беларусь»[4].

Для определения правового статуса Совета Министров важное значение имеет характер его взаимоотношений с Главой государства и Парламентом.

Так, в соответствии со статьей 106 Конституции Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь[1].

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без данного органа.

  Применительно  к  исполнительной  власти  идеологическую  деятельность  можно рассматривать  в  двух  основных  аспектах.  Во-первых,  это  практическая  работа  республиканских  и местных  исполнительных  органов  по  реализации  функций,  возложенных  на  них  Конституцией,  законами, актами  Президента  Республики  Беларусь.  От  того,  насколько  реализация  этих  функций  отвечает интересам  большинства трудящихся, зависят  отношения различных слоев общества  к властям, их взгляды, умонастроения,  способность  к  умножению  национального  богатства.  Это  означает,  что  под идеологией  применительно  к  деятельности  Правительства  следует  понимать,  прежде  всего,  комплекс предпочитаемых  обществом  и  поддерживаемых  государством  ценностей,  а  также  практическая  деятельность  подчиненных  ему  органов  исполнительной  власти,  направленных  на  удовлетворение  насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности  исполнительной власти в формировании  идеологической политики государства  является их работа[6, с.204].

Практическая  деятельность  исполнительной  власти  означает,  что  идеологические  пристрастия  из категории  абстрактной  возможности  превращаются  в  категорию  возможности  конкретной,  то  есть создается  ряд  форм  своего  непосредственного  проявления  жизненных,  насущных  потребностей.

Эмпирическими формами этой непосредственности являются валовой внутренний продукт, качество и конкурентность продукции, приоритеты и другие экономические показатели. Это вполне  соответствует мысли К. Маркса о том, что «Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ» [5, с.7]

Идеология позволяет Правительству исправлять, направлять, конкретизировать  практику  во  имя  замысла,  интересов  и  целей,  указывает  государству  и  обществу систему  идеалов  и  ценностей,  к  которым  они  должны  стремиться  в  соответствии  с  политической, экономической и социальной ситуацией.

Идеология  практической  деятельности  Совета  Министров  проявляется  в  постановлениях, программах,  правилах,  инструкциях,  предписаниях,  запретах,  создании  необходимых  для  управления организационных  структур,  распоряжении  материальными,  финансовыми  и  духовными  ресурсами.  Без целенаправленного  управления  процессами  общественного  развития  страна  существовать  не  может,  а структурой,  способной  обеспечить  такое  управление,  являются  государство  и  его  важнейшая  система  – Правительство.  Речь  идет  о  том,  чтобы  обеспечить  единство  политического  сознания,  понимания политических явлений с практическими действиями по реализации политических идей и целей[6, с.205].

Формирование  таких  чувств  и  действий,  как  ответственность,  долг,  правдивость,  составляющих культурную и эмоциональную основу  идеологии,  усиливается  практикой  исполнительной  власти  по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества.

Идеология, представляющая собой универсальное начало жизни общества, проникает во все сферы его жизнедеятельности  и  в  деятельность  исполнительной  власти  становится  идеологией  экономической, аграрной, социальной, жилищной и т.д. политики.

Следовательно,  практика  как  естественное  выражение  идеологии,  соединяется  с  теорией  в  единый комплекс, характерный круговой причинно-следственной зависимостью. Вместе с тем, существуют допустимые пределы  взаимосвязи  практической  и  теоретическо-идеологической  деятельности  государственных  органов  и общественных  организаций.  Гиперидеологизация  ведет  к  неэффективной  деятельности  Правительства  и подведомственных ему государственных органов по формированию и реализации социально – экономической политики государства[6, с.205-206].

Одна  из  наиболее  важных  и  принципиальных  задач  идеологии  –  объединение  людей  вокруг консолидирующих  целей,  выбор  пути  страны  в  сферах  политической,  экономической,  духовной  жизни.  На данном историческом этапе стратегия политического и экономического развития Республики Беларусь состоит в формировании демократического гражданского общества с социально ориентированной многоукладной рыночной экономикой. Поэтому первостепенная задача Правительства – разработка системы идей, ориентиров, принципов жизнедеятельности,  социально-экономических  устремлений.  Без  идеологии,  без  разработки перспективных  идей  государство  лишено  ориентиров  общественного  развития.  В  этой  связи идеология — мышление с целью анализа, систематизации фактов и стремление на данной основе спрогнозировать возможные пути развития общества и государства[6, с.207].

Системный  подход  к  идеологии  белорусского  государства  предполагает  следующие  составные компоненты:

1.  Систему ценностей, формирующих базу гражданского  согласия в обществе и демократической  политической культуры.

2.  Нормы демократического  политического участия граждан  в общественных процессах.

3.  Систему институтов  государственной власти.

4.  Важнейшие направления  государственной политики[7, с.378].

Подобная  методология  анализа  белорусской  государственной  политики  и  управления  в  полной  мере характерна для деятельности Правительства, его функций и подведомственных структур.

Таким образом, идеология государства включает в себя представления:

  • о характере общественно-политического строя  Республики  Беларусь;
  •   о содержании  деятельности  Правительства  и  подчиненных  ему  органов исполнительной власти, путях их совершенствования;
  • о роли государства в экономических процессах;
  • о  реализации  государством  идей,  характеризующих  его  взаимоотношения  с  человеком,  в  том  числе  в сфере  образования,  культуры,  науки;
  • о  реализации  возможностей  участия  всех  граждан  в государственных и общественных делах.

 

 

 

2. Место и роль Правительства  в решении задач формирования  и реализации идеологической  политики белорусского государства

 

Идеологическая деятельность Совета Министров идет в двух направлениях: практическая работа и информационно-пропагандистская работа.

Практическая работа - это все действия правительства по решению социально-экономических проблем и обеспечению устойчивого, безопасного развития Республики Беларусь. Результат этих действий сказывается в конечном итоге на уровне жизни населения страны и тем самым влияет на чувства, взгляды и ценностные ориентации граждан, на их отношение к государственной политике и структурам государственной власти. Поэтому первой важнейшей задачей правительства является разработка грамотной экономической политики. В настоящее время она должна базироваться на трех принципах - планировании хозяйственной деятельности, рыночном саморегулировании и политической демократии. Только умелое сочетание этих принципов позволит достичь цели экономической политики государства, а именно, экономической самостоятельности и безопасности страны. Для этого регулярно создается стратегия социально-экономического развития на определенное количество лет, в которой особо отмечаются важнейшие направления работы правительства.

В настоящее время правительством Беларуси в качестве приоритетных направлений деятельности определены:

  • аграрная политика, нацеленная на обеспечение полной продовольственной безопасности государства и удовлетворения потребностей граждан;
  • жилищное строительство, призванное обеспечить доступность жилья для мало и средне имущих слоев населения, своевременную реконструкцию и ремонт существующего жилищного фонда;
  • экспорт продукции для удержания прежних рынков сбыта товаров отечественных производителей и выявления новых;
  • социальная политика по защите материнства и детства, доступности образования и медицинского обслуживания для всех граждан страны, по поддержке национальной культуры, науки и оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения;
  • искоренение бюрократизма, совершенствование государственного управления для более полного информирования граждан, получения своевременной и точной информации для правильного принятия управленческих решений;
  • обеспечение энергетической безопасности путем сокращения энергозатрат на производстве, более эффективного использования альтернативных источников энергии, развития атомной энергетики[3].

От того, насколько реализация этих направлений будет отвечать интересам большинства трудящихся, зависят отношения различных слоев общества к властям, их взгляды, умонастроения, способность к умножению национального богатства. Это означает, что под идеологией применительно к деятельности Правительства следует понимать, прежде всего, комплекс предпочитаемых обществом и поддерживаемых государством ценностей, а также практическая деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности исполнительной власти в формировании идеологической политики государства является их работа.

Информационно-пропагандистская работа направлена на формирование общественного мнения и заключается в своевременном информировании граждан о работе правительства, его успехах, трудностях и дальнейших планах. Независимо от занимаемой должности, все госслужащие в такой массово-политической работе должны глубоко и доходчиво разъяснять политику Президента и Правительства, учитывая уровень образованности различных категорий населения, не уходить от острых проблем. В условиях разработки государственной идеологии правительство, являясь внепартийным, выступает посредником между различными социальными слоями населения, между нанимателями и наемными работниками и его деятельность нацелена на достижение согласия в обществе, общего блага для всех граждан.

Следовательно, обеспечение бесконфликтных отношений государства и общества, а также координация и взаимодействие с различными институтами гражданского общества - это еще одна немаловажная задача Правительства. Исполнительная власть добивается этого через регулирование деятельности СМИ и государственную политику в сфере науки, образования, культуры. Однако следует помнить, что чрезмерная идеологизация ведет к снижению эффективности работы правительственных структур и негативно сказывается на проводимой государственной аграрной, социальной, экономической, культурной политике.

 

 Повышение роли правительства  в формировании идеологии государства  сегодня равнозначно повышению  эффективности управления. В решающей  мере оно зависит от шести  факторов:

  • возвышения роли министров и других членов правительства в руководстве отраслями и сферами деятельности;
  • внедрения межотраслевого управления в министерствах, государственных комитетах, концернах, местных органах исполнитель ной власти. Это обеспечит взаимодействие между промышленностью и сельским хозяйством, между реальным сектором экономики и социальной сферой;
  • в привлечения научных работников отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти, возможно, на хозрасчетной основе;
  • усиления взаимодействия правительства и парламента, например, совместную комиссию по обсуждению проектов законов, вносимых в Палату представителей;
  • наличия налаженного информационного поля управленческой деятельности. Следует определить способы получения информации для гарантии ее своевременности, полезности, точности и объективности. Особо ценной надо считать ту ее часть, которая содержит в себе элементы предвидения хода событий и разработку программ действий на будущее;
  • подбора и воспитания кадров органов государственного управления.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"