Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Назовите основные признаки и принципы правового государства и осуществите анализ их проявления на примере Российской Федерации.
Задание 2. Прокомментируйте положения ст. 43 Конституции Российской Федерации по объему толкования.
Задание 3. Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму с относительно-определенной санкцией; б) норму, которая изложена в нескольких статьях; в) норму с альтернативной диспозицией; г) норму, при изложении которой использован прямой способ. Выбор обоснуйте.

Вложенные файлы: 1 файл

кр мое.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Назовите основные признаки и принципы правового государства и осуществите анализ их проявления на примере Российской Федерации.

 

Правовое государство - такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Признаками правового  государства являются:

  1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
  2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Иными словами полное подчинение требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. быть справедливыми; приниматься соответствующими органами с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни иным нормативно правовым актам. А также издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.
  3. разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Взаимная ответственность личности и государства. За нарушение закона накладываются определенные санкции, независимо от личности, языка, вероисповедания, пола и иных признаков правонарушителя. Независимый суд выступает гарантией этого принципа.
  5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость. Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
  6. Политическое и идеологическое многообразие, заключающиеся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
  8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
  9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.
  10. Появление действенной способности противостоять произволу.
  11. Разграничение партийных и государственных функций.
  12. Установление парламентской системы управления государством.

Принцип – основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым.1

  1. Принцип приоритета права, состоящий из следующих элементов.

А) Неразрывная связь права с человеком, сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни.

Б) Государство облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявления народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной.

В) Естественный характер права.

2) Принцип правовой  защищенности человека и гражданина.

Сей принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и тотальный характер. 

Комплексность – это взаимосвязь гражданина с другими гражданами, с государством и его органами, а также с различными общественными образованиями в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер обусловлен естественным происхождением права, возникшего, из стремления человека к самосохранению и сохранению своего имущества.

Абсолютность (тотальность) этого принципа заключается в том, что все взаимоотношения человека с государством должны строиться только на правовой основе. Если же данные взаимоотношения выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности содержит определенные правовые признаки. Это эквивалентность сторон и обоюдная ответственность государства и гражданина; специальный тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3) Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно- правовой акт должен быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4) Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может принадлежать не только одному человеку (монарх, диктатор, харизматический лидер), но и может принадлежать группе лиц (хунте, политической партии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает как гарант восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

В современной России были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, тем. В принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.

В Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом многообразии, в свободе прессы и т.п.

 

Задание 2. Прокомментируйте положения ст. 43 Конституции Российской Федерации по объему толкования.

 

В ч. 1 ст. 43 признается право  каждого человека на образование. Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Получение образования - достижение гражданином определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч. 2 ст. 43 гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует  получение на конкурсной основе бесплатного  профессионального образования  в государственных, муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Затраты на обучение в  имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных  учреждениях, реализующих образовательные  программы общего и профессионального  образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права  на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции основное общее образование является обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст. 19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.2

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст. 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Порядок разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона об образовании.

Государственные образовательные  стандарты являются основой объективной  оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения  образования.

В Российской Федерации  с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст. 10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

 

Задание 3. Найдите в нормативных актах и выпишите: а) норму с относительно-определенной санкцией; б) норму, которая изложена в нескольких статьях; в) норму с альтернативной диспозицией; г) норму, при изложении которой использован прямой способ. Выбор обоснуйте.

 

А) В ст. 106 УК РФ содержится относительно-определенная санкция так как размер наказания варьируется ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Б) Ст. 393ГК РФ Обязанность должника возместить убытки. Данная норма изложена еще в одной статье, так как убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

В) В ст. 475 ГК РФ содержится альтернативная диспозиция так как покупатель может выбрать, что потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Г) В ст. 108 УК РФ использован прямой способ изложения, так как в этой норме содержится все 3 элемента.

Гипотеза – условия  при котором может быть совершено данное преступление, то есть самооборона.

Диспозиция – убийство, совершенное при превышении мер самообороны.

Санкция – ограничение  или лишение свободы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ 1993, с изменениями и дополнениями на 12 сентября 2010 года.
  2. Уголовный Кодекс РФ, по состоянию на 25 июля 2010 года.
  3. Гражданский Кодекс РФ 1994, с изменениями и дополнениями на 1 июня 2010 года.
  4. Закон РФ "Об образовании" 1992, с изменениями и дополнениями на 2010 год.
  5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд.- Москва: норма, 2004.
  6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. – Москва 2005.

1 См. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд.- Москва: норма, 2004. С. 359.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"