Коррупции подвержены азиатские государства: за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас трудно оценить объемы и масштабы коррупции в Узбекистане. Есть мнения международных организаций, в частности, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Трансперенси Интернешнл и других, и все данные порой противоречивы. Возможно, это связано с тем, что для оценки коррупции используются различные методы, подходы. Каждая страна по-своему, исходя из исторических и нравственных предпосылок, экономической и политической основы, оценивает ситуацию, связанную с теневыми отношениями в государстве и обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Но как показала практика, эти хирургические меры не вылечивают организм, злокачественные опухли коррупции вновь пышным букетом расцветают в регионах и ведомствах, и с этим асоциальным явлением бессильна вся могущественная машина президента Ислама Каримова. Как отмечают некоторые эксперты, за окончанием любой компании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции. Видимо, необходимы другие меры противодействия коррупции.

Следует также сказать, что коррупцию невозможно и нельзя ограничить только законодательными методами. Принятие жестких мер в Уголовном кодексе, антикоррупционных нормативно-правовых актах, указах главы государства и постановлениях правительства никогда не приведут к эффективной борьбе, если за основу берутся проявления, а не причины коррупции. Вспомним, что в ноябре 1998 года президент Узбекистана издал два указа, направленные на упорядочивание проверок хозяйствующих субъектов со стороны карательно-репрессивных органов (СНБ, милиция, прокуратура, налоговая и таможенная службы) и повышения ответственности сотрудников автоинспекции. То, что ГАИ – это организация, в котором мздоимство не бывает редким явлением, знает практически любой водитель. Силовые методы регулирования предпринимателей, к которым прибегали карательные органы, порождали ситуацию, когда частный сектор уходил в “тень” или менял место деятельности на другую республику.

Что можно сказать об эффективности этих указов с высоты пяти прошедших лет? Практически, ничего не изменилось, коррупция достигла больших масштабов в вышеуказанных структурах власти, она так же давит на малый и средний бизнес, и поэтому разовые государственные акты – это инъекция против прыща на теле, но не раковой опухли. По данным некоторых частных исследований, более 90% опрошенных респондентов считают карательно-репрессивные органы коррумпированными, более 2/3 не намерены искать защиты у судебных инстанций при нарушении их прав со стороны властей и предпочитают договариваться. 78% опрошенных вообще уверены, что суды – это тоже мафиозные структуры под крышей государства.

В связи с этим следует предпринять меры, когда действия государства и общества направлены на ликвидацию условий, порождающих коррупцию, а не приведения “красногвардейских кавалерийских атак” на ее проявление. И борьба с коррупцией будет эффективнее, если к ней будут привлечены не только те люди, которые по службе занимаются этим (чаще всего, они сами же первыми становятся коррупционерами – и от этого факта не уйти), но и все население, которое каждый день сталкивается с проблемой взяточничества во всех сферах жизни – в торговле, здравоохранении, образовании, государственном управлении. Безусловно, это должно быть и комплексным, и всеохватывающим действием, и постоянным во времени. Не стоит ждать результатов через пять минут после ее начала. Борьба с коррупцией – это долговременный процесс, требующий значительных усилий и порой ресурсов. Но коррупция может быть ослаблена, если государство пойдет на демократизацию политической системы, а общество отвергнет коррупцию как традицию народа и сделает ее антиморальной.

В этой связи следует особо выделить то, что высшее политическое руководство страны обязано активно подключать гражданский сектор, неправительственные организации и особенно средства массовой информации. Независимые и свободные СМИ – первые враги коррупции, и чем больше население сможет высказывать свое мнения о проблемах общества, тем быстрее оно излечиться от социальных болезней.

Антикоррупционная доктрина не должна напоминать талмуд. Это должен быть простой, но в тоже время ясный и четкий инструмент, который легко применять на практике. Причина, почему коррупцию невозможно было устранить в правительстве, виднелась на поверхности – несовершенные и запутанные законы, в которых никто не мог разобраться, и которым пользовались чиновники. В тоже время, главная причина проявления коррупции – это несоответствие между теми условиями, в которых должен функционировать государственный механизм, и наличием старой административной машины, всячески тормозящей и замораживающей все попытки реально изменить в лучшую сторону политико-экономические и социальные процессы. Видимо, вся антикоррупционная доктрина должна быть направлена на отлаживание государственной системы, но не в сторону усиления авторитаризма, как это имело место в Узбекистане, а к демократическим методам. Вполне возможно, что создание двухпалатного парламента, уменьшение части обязанностей и прав президента и усиления роли главы правительства – это первые шаги в этом направлении. Однако, все это будет тормозиться, если не сменить старую идеологию (пускай утверждают, что она выработана в условиях независимости Узбекистана), которая направлена на укрепление личностной власти и поддерживает бюрократическую систему. Следует также менять стереотипы мышления, вытравливать из сознания людей ценности, в которых взяточничество и кумовство, клановое раболепие считаются нормой жизни общества.

Как пишет Д.Сатпаев, “закон бессилен там, где существует правовой нигилизм и безграмотность, где нет традиций уважения к закону не только со стороны рядовых граждан, но и самих носителей власти, где ощущается беспомощность судебной системы и слабость правоохранительных органов и, самое главное, где отсутствует механизм реализации принятого закона и системы социального контроля за его исполнением”.

Что для этого нужно? В рамках антикоррупционной доктрины необходимо решать такие задачи, как:

- привлечение всех слоев  общества на противодействие  коррупции, усиления роли СМИ  и третьего сектора - неправительственных  организаций;

- создание прозрачности  во всех ветвях власти, грифы  “ДСП”, “Секретно” должны фигурировать  только в тех структурах, где  это необходимо; особо прозрачными  должны быть государственный  и региональные бюджеты, финансовые  потоки, процесс приватизации;

- снижения числа органов, специализирующихся на проверке  хозяйствующих субъектов, например, милиции и спецслужбам следует  заниматься уголовными и военными  задачами, а хозяйственные преступления  полностью передать налоговым  службам;

- формирование таких условий, когда коррупционные сделки невыгодны  для всех участвующих сторон;

- выявление и преданию  огласки всех фактов коррупции  и наказания за причиненный  вред;

- внедрение механизмов  контроля за доходами и расходами  чиновников;

- пресечение легализации  теневых доходов через официальные  структуры, противодействие криминализации  экономики;

- усиления банковского  контроля за движением капитала  и противодействия легализации  ресурсов, добытых преступными способами  и и криминальными организациями.

Безусловно, все вышесказанное – это маленькая часть той проблемы, которая угрожает государству, обществу и каждому человеку. И она должна быть постоянно на виду и решаться ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Может, тогда удастся распутать сети коррупции, в которой очутились и трепыхаются граждане Узбекистана.

 

Литература:

1. www.zonakz.net

2. www.akimvko.gov.kz

3. kv.ucoz.kz


Информация о работе Коррупции подвержены азиатские государства: за и против