Легитимность и легитимация, как показатель эффективности взаимодействия государственной власти и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Легитимность – термин, который широко применяется в современной политической науке и политической практике. Иногда его трактуют предельно широко, отождествляя с формальной юридической законностью. Но это не всегда так.
С психологической точки зрения, легитимность власти, действительно, означает законность, но законность субъективную. В силу тех или иных причин люди могут давать положительную оценку политическим институтам, концентрирующим в себе властные полномочия, признавать их право на принятие управленческих решений и быть готовыми добровольно им подчиняться.

Содержание

1. Введение
2. Значение и типы легитимации в государственной власти
3. Эффективность взаимодействия государственной власти и общества
4. Заключение
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Легитимация.docx

— 25.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине

«Связи с общественностью»

Тема: "Легитимность и легитимация, как показатель эффективности взаимодействия государственной власти и общества"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Значение и типы легитимации в государственной власти
  3. Эффективность взаимодействия государственной власти и общества
  4. Заключение
  5. Список литературы
  6.  
  7. Введение

Легитимность – термин, который широко применяется в современной политической науке и политической практике. Иногда его трактуют предельно широко, отождествляя с формальной юридической законностью. Но это не всегда так.

С психологической точки зрения, легитимность власти, действительно, означает законность, но законность субъективную. В силу тех или иных причин люди могут давать положительную оценку политическим институтам, концентрирующим в себе властные полномочия, признавать их право на принятие управленческих решений и быть готовыми добровольно им подчиняться. Такое взаимоотношение между властью и людьми принято называть легитимностью. Легитимная власть оценивается признающими ее людьми как правомерная и справедливая.

Термин «легитимность» в его нынешнем значении ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Хотя он специально не занимался проблемами социальной или политической психологии, в его методологии выделения типов легитимного господства обнаруживается ярко выраженный психологический подход.

Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта — это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.

При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность.

2. Значение и типы легитимации в государственной власти

Легитимация государственной власти имеет важное значение для любого государства для установления стабильности в политической жизни общества, обеспечения законности и правопорядка, повышения уровня и качества жизни граждан. Понятие легитимации государственной власти предполагает положительное отношение общества к государственной власти, ее субъектам, форме правления, что соответственно обеспечивает добровольное признание государственной власти.

Феномен легитимации государственной власти формировался в результате длительного исторического процесса в рамках целых миров и цивилизаций. Являясь сложной политико-юридической и социальной категорией, легитимация по-разному себя проявляет и понимается учеными в различных аспектах и представлениях. Говоря о легитимации государственной власти, ученые имеют в виду, с одной стороны, ее авторитет, доверительность, признанность, а с другой стороны, преданность власти, способность и желание подвластных субъектов идти за ней и выполнять ее требования.

Легитимация государственной власти, как научная категория, исследовалась зарубежными и отечественными мыслителями на различных исторических этапах развития государства и общества. На этой основе проанализированы основные типы легитимации государственной власти в работах известных зарубежных ученых юристов, политологов, социологов, а также изучены взгляды на вопрос легитимации государственной власти отечественных теоретиков в области права и государства, прослежена динамика процесса легитимации государственной власти в России с царского периода по современный этап.

Проведенный анализ научных взглядов на проблему легитимации государственной власти позволяет сформулировать собственное определение легитимации.

Легитимация государственной власти - это категория юриспруденции, представляющая собой внутреннюю оценку и добровольное признание основной частью населения страны права субъектов государственной власти на управление, которое она получила на основе действующего законодательства.

Со времени немецкого политолога и юриста Макса Вебера (1864 - 1920 гг.) принято различать три «чистых» типа легитимации государственной власти:

1) традиционную легитимацию (господство на базе традиционного авторитета, основанное на уважении к традициям, вере в их правильность, в то, что власть выражает «дух народа», ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует обычаям и традициям, укоренившимся в качестве стереотипов сознания и поведения);

2) харизматическая легитимация (господство, основанное на вере в личные дарования вождя, его способности, его исключительную миссию) Харизматическая легитимация не связана с разумом, она опирается на гамму чувств, ϶ᴛᴏ сенсорная по ϲʙᴏей природе легитимность;

3) рациональная легитимация (основанная на воспринятом умом убеждении в разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в данном обществе для управления им).

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

1) технократическую, которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;

2) онтологическую, в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Отметим тот факт - что в современном обществе, даже в развитых странах, легитимация государственной власти тоже крайне редко опирается исключительно на один из способов воздействия, разные приемы, способы и даже типы легитимации переплетаются, комбинируются.

3. Эффективность  взаимодействия государственной  власти и общества

Необходимо понимать, что легитимация государственной власти не может носить всеобщий характер, поскольку в обществе всегда существуют социальные группы, которые могут негативно относиться к политике, которую проводит власть. Взаимоотношение государственной власти и общества, зависит от эффективности и гуманности политической власти.

Эффективность государственной власти это, прежде всего ее полезность населению и стране, обеспечение качества жизни людей. Эффективна государственная власть тогда, когда она максимально отвечает требованиям идущим от народа, когда происходит взаимовлияние власти и общества друг на друга.

Гуманность государственной власти - это действие власти интересах общества, преследование цели народного блага, а также уважении к человеческому достоинству.

Во многом, взаимоотношение государственной власти и общества в Российской Федерации, а соответственно и легитимация государственной власти, будет зависеть от уровня компетентности властных структур, соответствия их действий законодательству, доступности государственной власти по отношению к обществу, а также авторитета государственной власти.

Отмечается, что необходимым фактором, осуществляющим влияние на легитимацию власти в Российской Федерации, является деятельность так называемой «четвертой власти», а именно средств массовой информации. СМИ являются информационной составляющей экономической, духовно-культурной жизни общества, помогают формировать демократическое правовое государство и открытое общество к построению, которого стремится государственная власть в Российской Федерации. Именно от того, как взаимодействуют органы государственной власти, СМИ и общество зависит уровень демократии в российском обществе и государстве, а также и уровень легитимации политической власти, стабильности в жизни общества и государства.

Важным компонентом во взаимоотношении государственной власти и общества является уровень политической ответственности и правовой культуры у людей стоящих у власти и ее осуществляющих. Главными показателями уровня развитости правового воспитания и правовой культуры у представителей власти, должно являться совершенство правовых актов и законодательства в целом; высокое качество законодательной и правоприменительной практики в повседневной политической деятельности в государстве; уровень осознания прав, обязанностей и взаимной ответственности государства и гражданина.

Критериями эффективности являются:

  1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов.
  2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти. Вертикальная структура обеспечивает единство власти сверху вниз, горизонтальная структура отражает координацию примерно равноправных субъектов власти. Главное в вертикальной структуре - эффективное количество промежуточных звеньев при движении властных распоряжений от основного субъекта к основному объекту. Здесь могут возникнуть две опасности: первая – появление излишних промежуточных структур, что ведет к раздуванию аппарата и размыванию властных распоряжений, вторая – отсутствие промежуточных звеньев в управленческой цепи.
  3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений. Главное в его налаживании – организационное, кадровое, техническое обеспечение. В современных условиях, когда от объектов управления идет большой поток противоречивой информации возникает ситуация переизбытка информации, что ведет к тому, что контролирующий орган не в состоянии перерабатывать поступающие материалы.
  4. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. Применение санкций и их действенность зависят от всех звеньев, однако наибольшую опасность несут отсутствие законодательной базы, корыстная избирательность в применении законов, неэффективная работа правоохранительных органов. Главное в механизме санкций – неотвратимость наказаний по всей вертикали власти.
  5. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет). Опираясь на прошлые достижения и ошибки, власть должна видеть пределы, за которые нельзя заходить, должна чувствовать пределы превращения разумного риска в авантюру.

Важным показателем эффективности власти является ее авторитет – степень признания обществом деловых качеств субъекта власти.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Средства поддержания легитимности власти:

  1. изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями;
  2. стремление опираться на традиции при проведении государственной политики и законотворчестве;
  3. поддержание в обществе законности и правопорядка;
  4. мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д.

Показателями легитимности являются:

  1. уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;
  2. наличие попыток свержения правительства;
  3. сила проявления гражданского повиновения;
  4. результаты выборов и референдумов;
  5. наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др.

4. Заключение

Легитимность как особый вид отношений субъекта и объекта государственной власти обладает целым рядом специфических качеств и характеристик, которые позволяют выявить процессы взаимодействия общества и государства.

Несмотря на то, что в настоящее время в научных кругах отсутствует единое понимание легитимности, учитывая основные концепции, получившие наибольшее распространение как в России, так и за рубежом, под легитимностью государственной власти представляется вполне логичным и закономерным понимать свойство государственной власти, характеризующееся способностью двух систем политической коммуникации – субъекта и объекта власти (государства и общества) – находить и устанавливать в качестве обязательных критерии эффективности власти и оценивать ее конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие данным критериям.

Руководствуясь основными подходами к пониманию легитимности государственной власти, можно выделить следующие группы признаков легитимности:

  1. Психологические признаки;
  2. Формальные признаки;
  3. Концептуальные признаки;
  4. Интенсивность;
  5. Эффективность;
  6. Результативность.

Легитимность власти проявляется не только в общегосударственном масштабе, но и на региональном и местном уровнях. Признавая центральные органы государственной власти, люди могут не доверять отдельным органам публичной власти на местах, где нередко правят с помощью методов, далеких от демократии.

Информация о работе Легитимность и легитимация, как показатель эффективности взаимодействия государственной власти и общества