Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 16:30, курс лекций
1. Предмет общей теории права.
Предмет ОТП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права. Некоторые теоретики считают, что, поскольку право, как один из социальных регуляторов общественных отношений, в наибольшей степени связано с государством, то предмет ОТП имеет дуалистический характер, т.е. одновременно изучается и право и государство в их взаимосвязи.
1. Предмет
общей теории права.
Предмет ОТП - наиболее общие закономерности
возникновения, развития и функционирования
права. Некоторые теоретики считают, что,
поскольку право, как один из социальных
регуляторов общественных отношений,
в наибольшей степени связано с государством,
то предмет ОТП имеет дуалистический характер,
т.е. одновременно изучается и право и
государство в их взаимосвязи. Это подтверждается
и тем, что в советский период данная учебная
дисциплина называлась "теория государства
и права". Дуализм предмета объяснялся
и тем, что официальной теорией советского
правопонимания признавалась марксистско-ленинская,
где право считалось тождественным закону
и существовало лишь как производное от
государства, вторичное явление.
Основными элементами предмета ОТП являются
следующие:
- происхождение права, основные теории;
- правопонимание: типы, основные теории;
- источники права;
- нормативный правовой акт, пределы его
действия;
- правотворчество;
- систематизация нормативных-правовых
актов;
- норма права;
- система права;
- правоотношение;
- реализация права;
- правоприменение, толкование юридических
текстов;
- правонарушение и юридическая ответственность;
- правовое государство и т.д.
Такое содержание предмета ОТП делает
эту учебную дисциплину вводной, абстрактной
и методологической.
2. Место общей теории права в
системе общественных и юридических наук.
Наука - сфера человеческой деятельности
по выработке объективных знаний о действительности.
К общественным наукам относят:
философию
социологию
политологию
юриспруденцию и т.д.
Юридические науки делятся на 5 блоков:
Историко-теоретические (теория права,
история права и государства, история
политических и правовых учений и т.д.)
Отраслевые (Конституционное право Республики
Беларусь, Налоговое право, Земельное
право и т.д.)
Прикладные (Криминалистика, Судебная
бухгалтерия, Правовая статистика и т.д.\)
Межотраслевые (Хозяйственное право,
Криминология)
Международное право (Конституционное
право зарубежных стран, международное
частное право)
ОТП вводная наука , с не начинается изучение
юриспруденции. Она перекидной мостик
к отраслевым наукам.
ОТП абстрактная наука, она оперирует
общими понятиями и категориями.
ОТП методологическая наука, в ней разрабатываются
коренные теоретические положения.
Отношение теории права к отраслевым
юридическим наукам двойственно: с одной
стороны, она выполняет по отношению к
ним - методологическую, а с другой - использует
теоретические данные отраслевых наук.
Основной смысл связи теории права с
другими науками состоит в том, что она
использует их теоретический продукт
в качестве средства решения своих проблем,
в целях разработки своего предмета, т.е.
в методологических целях. Прежде всего
это касается философии, социологии, логики,
а также математики, кибернетики, информационной
теории и ряда других наук.
Наиболее тесно теория права связана
с науками, имеющими тот же объект (право
и государство). В первую очередь речь
идет об истории права и государства и
политической науке (политологии).
Теория права и история права и государства
изучают один и тот же объект (право и государство),
но предметы исследования этого объекта
у них разные: если задача истории - в хронологическом
порядке конкретно реконструировать процессы,
происходящие с правом и государством
в истории общества, то теорию интересуют
лишь общие закономерности этих процессов,
очищенные от наслоений случайных исторических
фактов. В то же время именно историческая
наука дает теории права и государства
материал для обобщений.
Теория права и политическая наука (политология)
взаимосвязаны прежде всего по отношению
к государству. Разница в их подходах к
этому объекту состоит в том, что теория
изучает государство в основном с внутренней
стороны (сущность, строение, механизм
и т.п.), а политология рассматривает его
как элемент политической системы общества.
Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают
друг друга. Кроме того, в рамках политической
науки разрабатываются весьма важные
как для теории государства, так и для
теории права вопросы политической власти.
Большое значение для теории права и
государства имеют ее связи с экономической
теорией. Без анализа экономической структуры
общества, материальных факторов понять
природу права и государства невозможно.
3. Методология общей теории
права. Специальные, частные методы исследования
Методы ОТП - способы и приемы, с помощью
которых изучается право (предмет). Они
подразделяются на три группы:
Всеобщие, или философские, мировоззренческие
методы, которые используются во всех
науках. Это:
Общие или специальные методы, используются
в нескольких науках с учетом их специфики:
Частнонаучные используются в конкретных
отдельных науках:
- анализ и синтез; - сравнительный; -сравнительного
правоведения;
- диалектика и метафизика; - системный;
- правовой эксперимент;
- индукция и дедукция; - функциональный;
- правовое прогнозирование;
- аналогия; - статистический; - формально-юридический.
- абстрагирование; - социологический
и т.д.
- моделирование и т.д.
4. Право в системе норм социального
регулирования.
Социальное регулирование - упорядочение
поведения людей в различных сферах жизнедеятельности
с помощью социальных и технических норм.
Социальная норма - правило поведения
по регулированию общественных отношений.
Социальные нормы возникают и существуют
в силу потребности социальных систем
в саморегулировании. Они закрепляют полезные
и необходимые формы и содержание человеческой
деятельности, которая не разрушает социальную
систему, а поддерживает в обществе стабильность
и порядок. В процессе естественного общественного
развития все вредные для социальной системы
отношения и виды деятельности отторгаются
системой или проявляются как нетипичные,
ненормальные, а все полезные закрепляются,
становятся нормальными, т.е нормой.
К основным признакам социальных норм
относятся следующие:
регулируют общественные отношения;
являются правилами поведения, т.е. определяют
каким может или должно быть поведение
субъекта с точки зрения интересов общества
и его собственных интересов;
носят общий характер, т.е. обращены к
неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы
и обладают многократностью действия;
общеобязательны, т.е. подкреплены мерами
принуждения;
носят объективный характер, т.е. базируются
на базисных социально-экономических
отношениях;
субъективны, поскольку создаются в результате
сознательно-волевой деятельности людей.
Все виды социальных норм имеют свою
сферу действия и свое, только им присущее
содержание, обладают собственным принципом
регулирования общественных отношений.
Различают следующие основные виды социальных
норм -- обычаи, мораль и нравственность,
корпоративные нормы, политические и религиозные
нормы, правовые нормы и другие.
Правовые нормы определяют меру свободы
людей в отношениях собственности и политической
власти. Право обеспечивает свободу людей
независимо от их моральных убеждений
и религиозных верований, от их физической
силы, от их участия в общественных объединениях.
При правовом общении все люди равны в
своей свободе
Правовые нормы в отличие от всех других
социальных норм находятся в связи с государством.
Оно формализует правовые нормы в текстах
нормативных правовых актов и охраняет
их посредством института юридической
ответственности.
Моральные нормы побуждают людей поступать,
руководствуясь критериями добра и зла
и поддерживаются силой личных убеждений,
совести, привычек, общественного мнения.
Религиозные нормы также побуждают людей
творить добро и избегать зла, заставляют
искупать грехи благодеяниями. В отличие
от морали, основным побудительным мотивом
здесь является вера человека в неизбежность
наказания за грехи в реальном или загробном
мире, страх наказания и нередко вера в
награду за добродетели. Религиозные нормы
в первую очередь регулируют не отношения
между людьми, а общение человека с Богом,
так что грехи и благодеяния могут и не
затрагивать отношения человека с другими
людьми.
Политические нормы определяют организацию,
распределение и осуществление политической
власти в обществе. В соответствии с ними
власть в обществе организуется как монархическая
или и республиканская, демократическая
или аристократическая и т.д. Субъектами
политических отношений в основном являются
не отдельные люди, а социальные группы,
общественные объединения, политические
партии и государства.
5. Признаки, виды и функции
социальных норм.
К основным признакам социальных норм
относятся следующие:
регулируют общественные отношения;
являются правилами поведения, т.е. определяют
каким может или должно быть поведение
субъекта с точки зрения интересов общества
и его собственных интересов;
носят общий характер, т.е. обращены к
неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы
и обладают многократностью действия;
общеобязательны, т.е. подкреплены мерами
принуждения;
носят объективный характер, т.е. базируются
на базисных социально-экономических
отношениях;
субъективны, поскольку создаются в результате
сознательно-волевой деятельности людей.
Все виды социальных норм имеют свою
сферу действия и свое, только им присущее
содержание, обладают собственным принципом
регулирования общественных отношений.
Различают следующие основные виды социальных
норм -- обычаи, мораль и нравственность,
корпоративные нормы, политические и религиозные
нормы, правовые нормы и другие.
Моральные нормы побуждают людей поступать,
руководствуясь критериями добра и зла
и поддерживаются силой личных убеждений,
совести, привычек, общественного мнения.
Религиозные нормы также побуждают людей
творить добро и избегать зла, заставляют
искупать грехи благодеяниями. В отличие
от морали, основным побудительным мотивом
здесь является вера человека в неизбежность
наказания за грехи в реальном или загробном
мире, страх наказания и нередко вера в
награду за добродетели. Религиозные нормы
в первую очередь регулируют не отношения
между людьми, а общение человека с Богом,
так что грехи и благодеяния могут и не
затрагивать отношения человека с другими
людьми.
Политические нормы определяют организацию,
распределение и осуществление политической
власти в обществе. В соответствии с ними
власть в обществе организуется как монархическая
или и республиканская, демократическая
или аристократическая и т.д. Субъектами
политических отношений в основном являются
не отдельные люди, а социальные группы,
общественные объединения, политические
партии и государства.
Правовые нормы определяют меру свободы
людей в отношениях собственности и политической
власти. Право обеспечивает свободу людей
независимо от их моральных убеждений
и религиозных верований, от их физической
силы, от их участия в общественных объединениях.
При правовом общении все люди равны в
своей свободе. Правовые нормы в отличие
от всех других социальных норм находятся
в связи с государством. Оно формализует
правовые нормы в текстах нормативных
правовых актов и охраняет их посредством
института юридической ответственности.
Обычно говорят от трех основных функциях
социальных норм, т.е. о трех основных направлениях
воздействия социальных норм на общественные
отношения. Регулятивная функция - выражается
в том, что само существование социальных
норм ведет к упорядочению общественных
отношений, регулирует поведение людей,
предоставляет им права и устанавливает
обязанности. Оценочная - связана с тем,
что социальные нормы позволяют оценивать
социально значимое поведение человека
либо порицая его за вредное, либо поощряя
его за полезное для социума поведение,
стимулируют позитивные формы деятельности
и нейтрализуя негативные. Трансляционная
функция определяется тем, что социальные
нормы несут ценности позитивного социального
опыта, формируют в человеке потребность
сознательного порядка.
6. Право
и экономика
В марксистской теории соотношение права
и экономики трактуется исходя из общих
закономерностей связи базиса - экономической
структуры общества ("экономического
строя"), которая складывается независимо
от воли и сознания людей, и надстройки
- идеологических отношений и институтов,
которые не могут возникнуть без опосредования
общественным сознанием. Экономика как
явление базисного порядка имеет определяющее
значение по отношению к праву как к части
надстройки. Базис общества обусловливает
необходимость правового регулирования
в целом (т.е. существование права как такового),
определяет тот или иной тип права, а также
конкретные черты права любой страны в
данный исторический период.
Современные связи права и экономики
следует оценивать, учитывая необходимость
как государственно-правового регулирования
экономических процессов, так и соблюдения
прав и свобод человека в экономической
сфере. Теоретические модели соотношения
права и экономики исторически формировались
в поисках оптимального соотношения между
экономической свободой и экономическим
равенством людей.
В настоящее время вопрос об отношениях
между экономикой и правом, о государственно-правовом
регулировании экономики (особенно в сфере
распределительных отношений) решается
через идею социального государства.
Большое значение правовое регулирование
экономики имеет в период перехода к рынку,
поэтому оно особенно важно для Беларуси.
В условиях рыночной экономики и перехода
к рынку отмечают следующие направления
использования правовой формы:
o определение целей экономического развития;
o закрепление равноправия всех форм
собственности;
o определение круга субъектов рыночных
отношений;
o вытеснение порочных средств ведения
хозяйства и коммерции;
o продуманная налоговая политика;
o формирование правовых механизмов и
процедур разрешения конфликтов в сфере
экономики;
o установление юридических санкций за
экономические правонарушения.
Таким образом, взаимосвязь права и экономики
в этот период определяется необходимостью:
" создания правовыми средствами условий
для нормального развития рыночной экономики;
" обеспечения справедливого распределения
(перераспределения) доходов между различными
слоями общества через систему налогов,
государственный бюджет, специальные
социальные программы.
Законодательно гарантируются единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности, а также признание
и защиту равным образом частной, государственной,
муниципальной и иные форм собственности.
Последствия соотношения прав и экономики
могут быть:
- позитивными, когда право способствует
развитию экономики, соответствует естественному
ходу развития общества, объективным экономическим
законам.;
- негативными, когда право тормозит развитие
экономики, противоречит объективным
экономическим законам..
7. Право и политика
Право имеет политическую природу, так
как по своей сути является нормативной
формой согласования воли и интересов
больших социальных групп.
Взаимоотношения права и политики должны
быть следующими:
" право должно быть средство осуществления
государственной политики в различных
сферах общественной жизни,
" политическая деятельность всех
субъектов политики должно быть регламентировано
правом и не выходить за установленные
им рамки
В литературе советского периода существовал
такой подход: в праве опосредствуется
только государственная политика, причем
не вся, а лишь та ее часть, которая для
своей реализации нуждается в общеобязательной
форме и государственной охране, т.е. возведении
в закон
Вместе с тем право может служить формой
выражения и осуществления политики лишь
до тех пор, пока сама эта политика строится
на исходных началах права и справедливости
(т.е. пока право используется государством
в соответствии с его природой). Как только
государство начинает использовать власть
в интересах какого-то одного социального
слоя или проводить антинародную политику,
правовое содержание из официальных источников
исчезает и в руках государства остается
бессодержательная' юридическая форма
("неправовой закон"). Нет достаточных
оснований для того, чтобы говорить о служебной
роли права по отношению к политике, тем
более о верховенстве политики над правом.
А в правовом государстве политика вообще
должна быть правовой, как и вся деятельность
такого государства.
8. Право и закон.
Соотношение права и закона может быть
различным.
Во-первых, право и закон не разделяются,
понимаются как равнозначные категории.
Это соотношение охватывает позитивистские
определения права. Их сущность проявляется
в следующем: право и закон тождественны,
под правом понимаются властные акты,
правильные по формам и процедурам принятия.
Государство первично, поскольку оно творит
право, причем им связано относительно.
Сущностью права является возведенная
в закон воля социальной группы, обладающей
государственной властью. Это позитивное
право. Естественные права человека вне
оформления в виде закона не признаются.
Этот подход представлен такими школами
и концепциями:
- классический позитивизм (легизм, нормативизм);
- марксистско-ленинское понимание права;
- неопозитивизм (Г. Кельзен - "Чистая
теория права").
Во-вторых, право и закон различают как
понятие соответствующие форме и сущности
явления. Это соотношение - основа определений
объединен концепцией непозитивизма.
Ее постулаты: право и закон различаются,
причем закон рассматривается как форма,
а право как содержание; право верховенствует
над законом, который может быть и неправовым;
право первично по отношению к государству,
которое должно право "найти" и формализовать
в источнике права (судебный прецедент,
нормативный правовой акт, договор нормативного
содержания и другие). Сущностью права
являются: система естественных, неотъемлемых
прав человека, существующих независимо
от воли государства и выражающих меру
социальной свободы человека. Закон должен
быть вместилищем для естественного права.
Право явление догосударственное и дозаконотворческое.
Непозитивизм представлен социологической
("Право творит судья") и психологической
(Петражицкий) школами, этическим (Аристотель)
и юридическим или либертарным пониманием
права, естественно-правовой концепцией.
9. Право в системе общечеловеческих,
классовых, групповых и иных ценностей
и интересов.
Ценность права - его способность удовлетворять
интересы и потребности общества, государства,
социальных групп человека. Его ценность
- это полезность для общества.
Ценность права заключается в следующем:
- оно государственных регулятор общественных
отношений,
-это юридическая основа жизнедеятельности
человека во всех сферах общественных
связей,
- право - критерий правомерного и неправомерного
поведения,
- оно устанавливает правопорядок, отвечающий
интересам общества, государства, граждан,
-является мерой юридической свободы,
-сочетает частное и общественные интересы.
Ценность права проявляется через его
функции.
10. Происхождение
права. Основные теории.
Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс)
наиболее популярна на Западе.
Суть данной теории в следующем: право
зародилось не для урегулирования отношений
внутри рода, а для упорядочения отношений
между родами. -Эта теория возникновения
права вполне приемлема, поскольку основана
на многочисленных исторических фактах:
конфликты, войны существовали постоянно,
кровная месть имела действительно истребительный
характер, а она долгое время существовала
как универсальная и единственная санкция
за обиду, нанесенную роду.
Регулятивная теория распространена
в азиатских странах, в России. Суть данной
теории: право возникло для установления
и поддержания единого порядка на территории
всей страны. Ценность этой теории состоит
в том, что она согласуется с ходом исторического
развития: правовой потенциал накапливался
постепенно и постоянно увеличивался.
Теологическая теория. Главный разработчик
Фома Аквинский - крупнейший идеолог католицизма.
Суть данной теории: право создано Богом
для регулирования жизни людей и даровано
человеку через посредство пророка или
правителя. Достоинством этой теории было
то, что впервые объединились такие понятия,
как право и справедливость. К недостаткам
следует отнести то, что приверженцам
этой теории требуется вера в какое-либо
божественное начало (Христа, Аллаха, Будду),
что ограничивает исследования вопроса
о происхождении права рамками веры.
Теория естественного права возникла
до эры Рождества Христова и ее создателями
были, Конфуций, Аристотель, Цицерон. Существуют
три направления в развитии этой теории:
ранняя теория естественного права; теория
естественного права с привнесенным договорным
аспектом (договорная теория права); теория
возрожденного естественного права. Суть
данной теории: естественное право это
закон добродетели, справедливость по
природе, право справедливого разума.
Люди первоначально находились в естественном
состоянии, где все были равны и свободны,
имели собственность и находились в состоянии
мира и безопасности. Естественные права
присущи человеку от рождения, они даны
ему сверху. Их невозможно ни даровать
человеку, ни отобрать от него, поскольку
естественные права являются условием
существования самого человека. Это право
на жизнь, свободу, равенство, собственность,
получение информации, передвижение, объединение
и т.д. Такие естественные, вечные, неотчуждаемые
права являются высшим правом по отношению
к действующим законам, прецедентам, обычаям,
т.е. позитивному праву, созданному государством.
Историческая теория возникла в Германии
в первой половине XIX в. Ее основателями
были Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта. В России
эту теорию поддержал ученый Н.М. Коркунов.
Суть данной теории: право зарождается
и развивается исторически, оно приравнивается
к языку народа, его манерам, физическим
характеристикам личности. Право вырастает
из национального духа, народного сознания
и обладает специфическими характеристиками,
присущими лишь этому народу.
Марксистская теория. Ее основатели -
К. Маркс и Ф. Энгельс, а основной постулат:
история человечества - история классовой
борьбы. Суть данной теории: право является
возведенной в закон волей господствующего
класса, его орудием, применяемым для подавления
класса угнетенного. Право - ничто без
аппарата насилия.
Теория правовой специализации. Цель
правовой специализации состоит в согласовании
интересов людей, которые не должны тратить
силы и средства на борьбу между собой,
а способствовать достижению в обществе
мира и стабильности. Это программа-минимум,
основанная на признании таких объединяющих
ценностей, как право на жизнь, здоровье,
свободу; программа-максимум направлена
на обеспечение сотрудничества между
свободными "людьми.
11. Основные теории сущности права. Общая
характеристика.
Существует множество теорий о сущности
права. Это объясняется тем, что право,
как явление многозначное, многофакторное,
многослойное, иерархичное, материальное
и идеальное одновременно имеет значительное
количество его определений и дефиниций.
Однако, все они могут быть сведены в два
типа, в зависимости от таких критериев:
- как соотносятся понятия "право"
и "закон";
- как соотносятся право и государство;
- существуют ли естественные права человека?
Первый тип охватывает позитивистские
определения права. Их сущность проявляется
в следующем: право и закон тождественны,
под правом понимаются властные акты,
правильные по формам и процедурам принятия.
Государство первично, поскольку оно творит
право, причем им связано относительно.
Сущностью права является возведенная
в закон воля социальной группы, обладающей
государственной властью. Это позитивное
право. Естественные права человека вне
оформления в виде закона не признаются.
Этот подход представлен такими школами
и концепциями:
- классический позитивизм (легизм, нормативизм);
- марксистско-ленинское понимание права;
- неопозитивизм (Г. Кельзен - "Чистая
теория права").
Второй тип определений объединен концепцией
непозитивизма. Ее постулаты: право и закон
различаются, причем закон рассматривается
как форма, а право как содержание; право
верховенствует над законом, который может
быть и неправовым; право первично по отношению
к государству, которое должно право "найти"
и формализовать в источнике права (судебный
прецедент, нормативный правовой акт,
договор нормативного содержания и другие).
Сущностью права являются: система естественных,
неотъемлемых прав человека, существующих
независимо от воли государства и выражающих
меру социальной свободы человека. Закон
должен быть вместилищем для естественного
права. Право явление догосударственное
и дозаконотворческое.
Непозитивизм представлен социологической
("Право творит судья") и психологической
(Петражицкий) школами, этическим (Аристотель)
и юридическим или либертарным пониманием
права, естественно-правовой концепцией.
12. Договорная теория сущности права.
Суть теории состоит в том, что естественное
право не является какой-либо особой системой
юридических норм. Оно основано на идее
существования у человека естественных,
неотчуждаемых прав, обусловленных самой
его человеческой природой, таких как
право на жизнь, свободу, равенство, счастье,
справедливое отношение к человек и др.
Идея естественных прав человека эволюционировала
вместе с развитием общества и права. Основной
смысл этой идеи с самого ее зарождения
состоял в том, что естественные права
человека выдвигались в качестве некоего
ориентира, своего рода критерия для оценки
правового содержания закона (писаного
права).
Как теория идея естественного права
оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим
оружием буржуазии против феодально-абсолютистских
порядков. Основателем этой теории признают
Г. Гроция.
Для классического учения о естественных
правах человека. характерно то, что естественные
права понимались как вечные и неизменные,
раз и навсегда установленные человеческой
природой. Естественные права стали связывать
с природой человека как существа социального,
субъекта социальных связей, и они получили
дальнейшее выражение в форме социально-экономических
и политических прав.
В ряду признаков, характеризующих содержание
и развитие доктрины договорной теории
(естественного права), можно назвать:
" утверждение о существовании естественных,
вечных, неотчуждаемых и неизменных прав
человека, обусловленных самой его природой;
" различение права и закона;
" идею "естественного права с изменяющимся
содержанием", учитывающую реальные
процессы развития прав человека вместе
с развитием общества;
" существование различных направлений
развития естественно-правовой теории.
13. Классовые теории сущности права.
Марксистско-ленинское (классовое) учение
в том виде, в каком оно было официальной
идеологией советской тоталитарной системы,
представляло собой марксистскую доктрину,
дополненную результатами теоретических
изысканий идеологов большевизма (В.И.
Ленина, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина). Утратив
свой официальный характер, марксизм и
по сей день остается одним из направлений
обществоведения и учения о праве и государстве,
нуждаясь, однако, в осмыслении с новых
теоретических позиций и с учетом практики
его реализации.
Основные черты классового учения о праве
и государстве.
o Обусловленность генезиса и природы
государства и права (как надстроечных
явлений) экономической сферой общества
и прежде всего характером производственных
отношений (экономическим базисом общественно-экономической
формации). И если не преувеличивать значение
данной закономерности, оценивать ее лишь
"в конечном счете", то в принципе
историко-материалистический подход марксизма
к государству и праву является верным.
o Объяснение происхождения и сущности
государства и права расколом общества
на антагонистические классы. По Марксу,
природа государства и права не могут
быть поняты вне контекста борьбы классов.
Теоретики большевизма придавали этому
тезису первостепенное значение. Для них
государство - это прежде всего "машина"
классового подавления.
o Идея о применении мер насилия в целях
ликвидации "старой организации общества".
Она в теории и практике большевизма, как
известно, была доведена до крайних форм.
o Отрицание принципа разделения властей.
Идея соединения в одном органе как законодательной,
так и исполнительной власти - один из
теоретических постулатов, положенных
в основу создания Советского государства.
o Идея отмирания государства - одна из
наиболее важных в марксизме-ленинизме:
государство должно исчезнуть вместе
с делением общества на классы. При этом
праву предстоит отмереть вместе с государством.
o Недооценка роли права, тезис об отсутствии
у него исторических перспектив, скептическое
отношение к идее правового государства.
Вместе с тем в рамках теории марксизма
было высказано и немало теоретически
ценных положений о праве и его природе,
в частности оценка права как равного
масштаба, применяемого к неравным отношениям.
Критически пересматривая марксистско-ленинское
учение о праве и государстве, следует
сохранить те теоретические положения,
которые прошли проверку временем и представляют
ценность для современной юридической
науки и обществоведения в целом. В первую
очередь это касается общеметодологических
принципов и подходов, таких как принцип
историзма, принцип диалектики, подход
к праву и государству как социальным
явлениям, зависимым от материальной жизни
общества и его дифференциации на большие
социальные группы, и др.
14. Психологическая теория сущности права.
Эта теория создана в начале XX в. российским
ученым Л.И. Петражицким . Наиболее полно
она изложена в его труде "Теория права
и государства в связи с теорией нравственности".
По существу, ЛИ. Петражицкий сосредоточил
внимание на психологической стороне
формирования правомерного поведения,
выведя ее даже за рамки интеллектуальной
стороны. Он полагал, что специфическая
природа явлений права коренится в сфере
эмоционального, импульсивного, в области
переживаний, а не разума.
Такое право он называл интуитивным и
противопоставлял его праву позитивному
(нормам, велениям, запретам, обращенным
к лицам, подчиненным праву и правоотношениям).
Интуитивное право определяется психологическим
отношением адресата к объективному, официальному
(позитивному) праву. Таким образом, Л.И.
Петражицкий признавал существование
и позитивного права, хотя придавал ему
весьма ограниченное значение. Автор теории
подчеркивал, что интуитивное право- это
чисто психологическое явление и не может
быть представлено как объективная реальность.
Реальным в правовом регулировании он
считал только индивидуальное правосознание,
субъективное переживание индивидом
Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль
государства в отношении права незначительна,
практически ничтожна. Достоинство этой
теории заключается в том, что она обращает
внимание на психологическую сторону
действия права, тесно связана с проблемой
психологического механизма формирования
правомерного поведения. Действительно,
в сложной цепи перевода правовых предписаний
в фактическое правомерное поведение
чувства и переживания индивида, его психологические
импульсы выступают тем последним звеном,
которое непосредственно соприкасается
с конкретным поведенческим актом, определяет
его. И вообще, право не может регулировать
поведение иначе, как через интеллектуально-
Другое дело, что нельзя весь сложный
механизм формирования правомерного поведения
сводить исключительно к психологической,
эмоциональной сфере индивида и объяснять
все только ею и из нее. Специально-юридические
и общесоциальные факторы и механизмы
имеют здесь не меньшее значение.
15. Социологическая теория сущности права.
Социологическая юриспруденция начала
формироваться в конце XIX в., когда социология
выделилась в самостоятельную отрасль
знаний. Социологические теории права
складывались, с одной стороны, путем формирования
правовых концепций в рамках общей социологии,
а с другой путем распространения социологических
методов познания в юриспруденции.
К родоначальникам социологической юриспруденции
относят Р. фон Иеринга (Германия), Л. Дюги
и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлиха (Австро-Венгрия),
С.А. Муромцева (Россия). -
Характерный тезис всех вариантов социологического
направления - свобода судейского усмотрения.
Представители социологической школы
противопоставили позитивному праву как
"мертвому", "книжному" право
"живое", "право в действии".
Значительную роль в развитии социологического
направления сыграл Р. Паунд американский
юрист, который многие годы был деканом
Гарвардской школы права. Он утверждал,
что право - это прежде всего фактический
правовой порядок и процесс деятельности
суда.
Сторонники социологического направления
критиковали формально-догматический,
нормативный подход к праву, который называли
"юриспруденцией понятий".
Социологическая юриспруденция, так
же как и доктрина естественного права,
выходит за рамки закона (писаного права),
в сторону естественных прав и свобод,
а в сферу реализации права, правоприменительной
практики, хотя негативное отношение к
позитивизму объединяет эти направления.
Достоинством этой теории является ориентация
на учет реальных процессов, происходящих
в правовом регулировании,
Недостаток социологического направления
заключается в том, что возникает опасность
размывания понятия права, утраты им своих
границ, произвола судебных и административных
органов.
Российская правовая доктрина в настоящее
время по многим аспектам теоретических
исследований переориентировалась от
нормативного подхода к социологическим
методам познания правовой системы. Проблематика
юридической практики, разработка понятия
правовой системы, включение социологии
права (наряду с философскими проблемами
права и специально-юридической теорией)
в качестве компонента в общую теорию
права - все это находится в русле социологического
направления.
16. Юридический позитивизм как школа
права.
Родоначальником данной школы является
австрийский юрист Г. Кельзен (1881-1973). Сам
автор называл разработанное им учение
"чистой теорией права", так же называется
самая известная его работа на эту тему.
По мнению Г. Кельзена, "право определяется.только
правом" и "сила права только в нем
самом". Он определяет право как совокупность
норм, осуществляемых в принудительном
порядке. Под чистой теорией права автор
понимает юридическую науку, которая исключает
в изучении права его экономическую, политическую,
идеологическую, моральную и другие оценки.
Таким образом, юридическая доктрина должна
заниматься не установлением различных
оснований права, а изучать его специфическое
содержание, "понимать его из самого
себя". В этой связи Г. Кельзен являлся
противником и теории естественного права.
Чтобы найти основание внутри самого
права, автор выдвигает идею "основной
нормы", из которой как из исходного
начала вытекают, развертываются все другие
элементы системы права, образуя ступенчатую
конструкцию в виде пирамиды. (Хотя в дальнейшем
тезис об "основной норме" Г. Кельзен
признал как слабое место своей теории.)
Основная норма непосредственно связана
с конституцией и звучит следующим образом:
"Должно вести себя так, как предписывает
конституция". Таким образом, придается
легитимность существующему правопорядку,
в том числе и государству, поскольку,
по Г. Кельзену, государство-это тот же
правопорядок, только взятый под иным
углом зрения: государство есть следствие,
продолжение права, которое возникает
раньше, чем государство.
Полезно в юридическом позитивизме то,
что он обращает внимание на такие качества
права, как нормативность, формальная
определенность. Это способствует совершенствованию
права как системы, его формализации, необходимой
для использования в праве вычислительной
техники, возможностей кибернетики. С
идеями нормативизма связано широкое
распространение в современном мире институтов
конституционного контроля, создание
специального органа - Конституционного
суда.
Таким образом, сформировавшееся в первой
половине XX в. нормативистское учение
Г. Кельзена имеет как недостатки, так
и достоинства. В нашей стране оно наряду
с другими "классово чуждыми" теориями
рассматривалось лишь негативно. Действительно,
в нормативизме утрирована формально-юридическая
сторона права. Однако в нем, как и в любой
теории, нужно находить положительные
моменты и использовать их.
17. Современное правопонимание в США
Для США английское право долгое время
оставалось главной моделью, но с некоторыми
оговорками. Его принесли на Американский
континент английские переселенцы, но
применялось оно первоначально, как утверждалось,
"в той мере, в какой его нормы соответствуют
условиям колонии".
Правовая система США в целом аналогична
английскому общему праву. Одно из существенных
различий связано с федеральной структурой
государства. Наряду с наличием писаных
конституций и в соответствии с ними штаты
в пределах своей компетенции создают
свое законодательство и свое прецедентное
право.
В преодолении этих трудностей велика
роль высших судебных инстанций страны.
При создании судебных прецедентов и при
воздействии на другие государственные
органы путем правоприменения.
С усилением правотворческой деятельности
законодательных органов в США все большее
внимание уделяется систематизации законодательства
в форме инкорпорации, кодификации и консолидации,
а также его ревизии (официальной отмены
актов, фактически утративших силу). В
результате в статутном праве США действует
немало кодексов, которые отсутствуют
в английском праве. В 1962 г., например, был
принят Единообразный торговый кодекс.
В то же время в США, как и в Англии, сохраняется
значение обычного права, особенно в сфере
функционирования высших органов государственной
власти. Соответствующие пробелы в Конституции
США восполняются не только посредством
текущего законотворчества, но и путем
фактического признания сложившихся обычаев
(обыкновений) и традиций. Обычаи распространены
и в области регулирования имущественных
отношений.
Итак, развитие гибкого статутного права
при сохранении полномочий судов на создание
судебных прецедентов, правовой дуализм,
обусловленный федеральным устройством
США, а также довольно широкое использование
правовых обыкновений - все это специфика
американского права.
18. Объективное и субъективное в праве
Понятие права может быть использовано
в двух значениях:
" объективное право;
" субъективное право
Объективное право - система общеобязательных,
формально определенных юридических норм,
установленных и обеспеченных государством,
направленных на урегулирование общественных
отношений. Это писаное право.
Признаки объективного права:
" явление общественное.
" регулятор социально значимого поведения
человека
" средство социального компромисса
" отражается в формальных источниках
права
" нормативность
o общеобязательность
" процедурностъ
" интеллектуально-волевой регулятор
" тесно связано с государством
Субъективное право - это мера возможного
(дозволенного) поведения в правоотношении,
предоставленная субъекту права юридическими
нормами в целях удовлетворения его интересов,
обеспеченная соответствующей обязанностью
другого субъекта правоотношения и гарантированная
государством.
Данное определение базируется на следующих
признаках.
o Речь идет о возможности определенного
поведения.
o Эта возможность может быть предоставлена
не кому-либо, а именно субъекту права
(лицу правоспособному).
o Она дается субъекту права в целях удовлетворения
его интересов.
o Эта возможность существует в правоотношении.
o Она имеет свои границы, будучи мерой
поведения. Нарушение этой меры есть злоупотребление
правом.
o Субъективное юридическое право не
может существовать вне связи с соответствующей
юридической обязанностью, без выполнения
которой не может быть реализовано и само
право.
o Реализация юридической обязанности
гарантируется возможностью государственного
принуждения по отношению к носителю соответствующей
юридической обязанности или иными способами
правовой защиты.
o Субъективное право имеет юридическую
природу, которая проявляется в том, что:
- возможность определенного поведения
предоставляется юридическими нормами;
- осуществление этой возможности гарантируется
государством.
19. Понятие и виды правовых норм.
Норму права можно определить как общеобязательное,
структурно организованное государственно-властное
веление субъектов правотворчества, содержащееся
в нормативном правовом акте.
Нормы права чрезвычайно разнообразны.
Можно выделить следующие их виды.
1. В зависимости от роли в регулировании
общественных отношений нормы права могут
быть типичными (содержат правила поведения
и регулируют поведение людей, общественные
отношения непосредственно) и нетипичными.
Нетипичных норм немного. К ним относятся
нормы - принципы, нормы-дефиниции, нормы-начала,
коллизионные, оперативные нормы.
Типичных норм большинство. В зависимости
от основных функции права они подразделяются
на охранительные нормы, которые рассчитаны
на неправомерное поведение и поэтому
всегда фиксируют меры государственного
принуждения, юридической ответственности,
которые применяются за нарушение правовых
запретов, и регулятивные нормы, рассчитанные
на правомерное поведение и устанавливающие
юридические права и обязанности субъектов
права.
Регулятивные нормы могут быть обязывающими
и предписывать обязанность совершить
активные обязательные положительные
действия запрещающими и устанавливать
заперты на совершение действий, обязанность
воздерживаться от их совершения; управомачивающими,
предоставляя право на совершение определенных
действий.
2. По объему регулирования общественных
отношений выделяют общие норы права,
которые регулируют определенный род
общественных отношений, специальные
- регулирующие вид, т.е. более узкий круг
общественных отношений по сравнению
с общими нормами права и исключительные
нормы, которые устанавливают изъятия
из общих и специальных норм. Со времен
римского традиционно применяется правило:
"Специальная норма отменяет в части
своего действия общую норму".
3. По методу правового регулирования
нормы права подразделяются на: императивные,
носящие сугубо строгий, властный, категоричный
характер, которые не могут быть изменены
соглашением сторон. Это нормы административного
и уголовного права; диспозитивные, которым
присущ автономный характер, позволяющий
участникам правоотношений самим договориться
по вопросам процесса реализации правоотношения.
Такие нормы находятся преимущественно
в гражданско-правовых актах. Обычно такая
норма формулируется таким образом "Должно
быть то, если иное не установлено законом
или договором"; рекомендательные -
обычно содержат правила поведения, исполнение
которых желательно для государства. Рекомендательные
нормы содержаться в нормативных актах
международного права.
4. По юридической силе различают нормы
права. содержащиеся в законах и обладающие
высшей юридической силой, и нормы права,
содержащиеся в подзаконных нормативных
актах.
5. В зависимости от того, в каком источнике
права содержатся нормы, они могут быть
писаными, и располагаться в нормативных
правовых актах, нормативных договорах,
в содержании судебного или административного
прецедента; они могут быть устными и существовать
в правовых обычаях, правовые нормы могут
быть зафиксированы в религиозных догмах
и также в трактатах ученых-юристов.
6. Различают правовые нормы, по сфере
действия - общего, ограниченного и локального
действия. Нормы общего действия распространяются
на всех лиц, находящихся в пределах территории
данного государства (граждане) и действуют
на территории всего государства. Нормы
ограниченного действия распространяются
только на определенную территорию, категорию
лиц: Локальные нормы действуют в рамках
отдельных государственных, общественных
или частных структур (локальные нормативные
предписания).
7. Правовые нормы распределяются по отраслям
права: нормы конституционного права,
гражданского права, уголовного и других
отраслей права и т.д. В рамках этой же
классификации различают нормы материального
права (регулируют содержательную сторону
общественных отношений) и процессуального
права (регулируют порядок осуществления
норм материального права); нормы частного
права, защищающие индивидуальный интерес,
и нормы публичного права, охраняющие
общественный, коллективный интерес.
20. Структура норм права.
Одной из основополагающих характеристик
нормы права является ее структурное построение.
В структуре нормы заложен ее регулятивный
или охранительный смысл.
Различают трехзвенную структуру, которая
определяет норму, как логическую, т.е.
выявленную логическим путем общее правило,
обладающее полным набором признаков,
раскрывающих государственно-властную
и регулятивную характеристику нормы
права, и двухзвенную или реальную структуру,
которая представляет собой непосредственно
закрепленное в тексте нормативного правового
акта государственно-властное веление.
Традиционно считается, что логическая
норма состоит из трех составных элементов:
гипотезы, которая указывает на конкретные
условия, при наличии или отсутствии которых
начинает действовать норма; диспозиции,
содержащей правило поведения, которому
должны следовать субъекты права, закрепляющей
их права и обязанности; санкции, которая
указывает на неблагоприятные последствия,
меры принуждения, наступающие за неисполнение
обязанностей, за нарушение диспозиции.
Формула логической нормы может быть представлена
в виде: "Если ..., то ..., иначе...".
Такое строение нормы права в виде всех
трех названных элементов редко встречается
в нормативных актах. Обычно в тексте нормативного
акта формулируется два элемента правовой
нормы. Третий элемент правовой нормы
может находиться в другой статье закона
и даже в другом законе. Так охранительные
нормы содержат только гипотезу и санкцию,
т.е. прямо закрепляют меры ответственности
за правонарушение, не формулируя правило
поведения, регулятивные нормы - гипотезу
и диспозицию, т.е. прямо предписывают
права и обязанности участников правоотношений,
но не указывают на санкцию.
Однако, правовая система в целом должна
обеспечивать полное содержание правовой
нормы, имея в наличии или в запасе все
три элемента. Поэтому реальную структуру
и охранительной и регулятивной нормы
можно превратить в трехзвенную структуру
их логической нормы. Например, двухзвенная
структура правоохранительной нормы "Причинение
смерти по неосторожности - наказывается
исправительными работами на срок до двух
лет, или ограничением свободы на срок
до трех лет, или лишением свободы на тот
же срок (ч.1 ст. 144 УК Республики Беларусь)
-- имеет следующее логическое содержание:
"Если причинена смерти по неосторожности
(гипотеза), а причинение смерти по неосторожности
запрещается под страхом уголовного наказания
(диспозиция), иначе такие действия наказываются
исправительными работами …".
Аналогичную процедуру можно провести
и с регулятивной нормой, переформулировать
ее в соответствии с требованиями логической
структурой. Например, "Президентом
Республики Беларусь может быть избран
гражданин Республики Беларусь не моложе
35 лет, постоянно проживающий в Республике
Беларусь не менее 10 лет" (статья 80 Конституции
Республики Беларусь). Реальная структура
этой нормы такова: "Если необходимо
избрать Президента Республики Беларусь
(гипотеза), то он должен отвечать требованиям
возраста и постоянного проживания в стране
(диспозиция)". Санкция в данном случае
может быть следующая: "... иначе такой
гражданин не может быть избран Президентом
Республики Беларусь".
21. Понятие правового отношения. Виды правовых
отношений.
Правовое отношение - центральная правовая
категория, важнейший институт правовой
системы любой страны и ее механизма правового
регулирования.
Правоотношения можно рассматривать в
широком и узком смысле в зависимости
от признания существования их до юридических
норм, либо только после, в результате
их реализации, т. е. как законоотношения.
Под правоотношением в широком смысле
принято понимать объективно возникающую
до закона особую форму социального взаимодействия
людей, которые обладают взаимными правами
и обязанностями. Уже общепризнанным является
существование естественных прав человека,
коренящихся в его природе, поэтому исторически
право появилось первоначально как система
правоотношений между людьми, без соответствующих
им норм позитивного права. Они первичны
по отношению к закону, поскольку формируют
государственную волю, а государственные
органы и законодатель ищут право, проявляющееся
в том числе и в правоотношениях.
Под правоотношениями в узком смысле понимаются
только законоотношения, т.е. разновидность
социальных отношений, урегулированных
юридической нормой. Такие правоотношения
вторичны, поскольку возникают на основе
юридических норм и реализуют государственную
волю, уже содержащуюся в юридических
нормах. Государство принимает принудительные
меры по обеспечению таких правоотношений,
сущностью которых является перевод общих
установлений юридической нормы в конкретные
субъективные права и обязанности субъектов
правоотношений.
Имея в виду существование двух подходов
к пониманию термина "правоотношение",
все же можно выделить общие признаки,
которые характеризуют правоотношение
как таковое:
это форма общественных отношений;
результат волеизъявления одной или двух
сторон, т.е. носят волевой характер;
стороны всегда обладают субъективными
правами и юридическими обязанностями,
которые взаимосвязаны и носят корреспондирующий
характер;
связь в правоотношении всегда двухсторонняя,
причем могут быть персонифицированы
либо две стороны, либо одна;
правоотношение может быть обеспечено
возможностью государственного принуждения.
Существует множество критерий на основании
которых выделяют различные виды правоотношений.
В зависимости от того какую функцию права
выполняют правоотношения они подразделяются
на регулятивные и охранительные.. Они
являются результатом осуществления субъектами
регулятивной нормы права, закрепляющей
определенное правило поведения, наделяющей
субъекта права конкретными правами и
обязанностями, т.е. результатом действия
юридической нормы. Охранительные правоотношения
возникают на основе охранительной нормы
и состава правонарушения и связаны с
возникновением и реализацией юридической
ответственности, предусмотренной в санкции
правовой нормы.
Правоотношения разделяются по отраслевому
признаку. Это правоотношения в сфере
гражданского, конституционного административного,
семейного, уголовного, трудового и других
отраслей права. При выделении правоотношений
по отраслевой принадлежности большое
значение имеет деление их на материально-правовые
и процессуальные, частные и публичные.
По характеру обязанности в правоотношении
они делятся на активные и пассивные. В
правоотношениях активного типа обязанность
одной стороны состоит в совершении определенных
положительных действий, а право другой
- лишь в требовании исполнить эту обязанность
(например, налоговые правоотношения сводятся
к обязанности уплатить конкретную сумму
денег в налоговые органы, которые вправе
требовать уплаты налогов в определенной
сумме и в определенные сроки). В правоотношениях
пассивного типа обязанность заключается
в воздержании от действий, запрещенных
юридическими нормами, типичным правоотношением
здесь является правоотношение собственности.
22. Содержание правоотношений.
Теория права различает фактическое и
юридическое содержание правоотношения.
Если фактическое содержание наполнено
реальными действиями, поведением участников
правоотношений, то юридическим содержанием
правоотношения являются субъективные
права и юридические обязанности участников
правоотношения. Лицо, обладающее правами
в правоотношении, называется управомоченным,
а лицо, несущее обязанности - обязанными.
Субъективное право и соответствующая
ему юридическая обязанность образуют
юридическую связь "управомоченный
обязанный". Правоотношение может состоять
из одной или нескольких юридических связей,
например, по договору мены, при котором
каждая из сторон обязуется передать в
собственность другой стороны один товар
в обмен на другой, включает в себя две
правовые связи: первая - право господина
С. получить определенный товар и соответственно
обязанность господина В. передать этот
же товар, вторая правовая связь возникает
между этими же субъектами, но по поводу
уже другого товара, и в данном случае
у господина С. возникает обязанность
передать другой товар господину В., у
которого есть право его получать. Существует
два типа юридических связей: абсолютные
- в которых поименно определена только
одна сторона правоотношения -- управомоченный,
а обязанными являются (правоотношения
вытекающие из права собственности, авторские
права), и относительные, в которых поименно
определены все участники, обе стороны
-- и управомоченный и обязанный (правоотношения
купли - продажи, алиментные, по уплате
налогов, трудовому договору).
Под субъективным правом понимается мера
возможного поведения управомоченного,
обеспеченная юридической обязанностью.
Это поведение возможное, инициативное,
поскольку правом можно воспользоваться,
а можно и отказаться, например, при договоре
дарения одариваемый может как принять
дар, так и отказаться от него. Это мера
возможного поведения, поскольку определены
его границы, вид, предмет, размер и т.д.
(ежегодный отпуск с сохранением среднего
заработка), оно осуществляется в интересах
самого управомоченного (покупка, получение
образования, пользование культурными
ценностями). Наконец, субъективное право
всегда обеспечивается обязанностью других
лиц (продавец, врач, учитель).
Субъективное право многогранно. Оно включает
в себя следующие правомочия: право на
собственное фактическое действие, направленное
на использование полезных свойств объекта
права (носить собственную вещь, жить в
собственном доме); право на юридические
действия, на принятие юридических решений
(право собственную вещь заложить, продать,
подарить); право на чужие действия, т.е.
право требовать от другой стороны исполнения
ее обязанностей (право требовать от заемщика
возврата долга); право притязания, заключающееся
в возможности привести в действие государственный
аппарат принуждения против обязанного
лица (судебное преследование по взысканию
долга, по восстановлению рабочего или
служащего на работе).
Юридическая обязанность предполагает
меру необходимого, должного поведения
обязанного. Юридическая обязанность
как мера необходимого поведения указывает
на точное определение того, каким оно
должно быть (размер алиментов, налогов,
сроки уплаты за коммунальные услуги,
цена товара). От юридической обязанности
нельзя отказаться, это необходимое должное
поведение, оно выполняется в интересах
управомоченного и обеспечивается государственным
принуждением, в случае же неисполнения
либо ненадлежащего исполнения юридической
обязанности наступает юридическая ответственность.
Юридическая обязанность имеет три основные
формы: пассивное поведение в виде воздержания
от запрещенных действий; активное поведение
в виде совершения конкретных действий;
претерпевание ограничений в правах личного,
имущественного или организационного
характера (меры юридической ответственности).
Субъективное право и юридическая обязанность
неразрывно связаны. Как сущностью магнита
является наличие именно двух противоположных
полюсов, так сущностью правоотношения
является наличие с одной стороны управомоченного,
а с другой - обязанного. Каждое субъективное
право субъекта правоотношения обеспечено
юридической обязанностью другого субъекта,
каждой обязанности субъекта соответствует
чье-то право.
23.Объекты правоотношений.
Определяя институт "объект правоотношения",
следует отразить два подхода к его пониманию.
1. Монистический подход предполагает
существование у всех правовых отношений
только один объект - поведение человека.
Действительно, реализация субъективного
права и юридической обязанности всегда
предполагает осуществление возможного
или должного поведения сторон, в частности
в договоре купли-продажи таким объектом
являются действия покупателя и продавца
по передаче и приему имущества и денег.
2. Плюралистический подход предполагает
наличие разнообразных объектов, куда
относятся:
" материальные блага,
" личные, нематериальные блага (жизнь,
здоровье, честь, труд, достоинство, деловая
репутация, личная и семейная тайна, право
свободного передвижения, выбора места
пребывания и жительства),
" продукты духовного творчества,
" нематериальные результаты труда
(социальные, образовательные, бытовые
услуги) и т.д.
Каждая отрасль права определяет собственные
объекты права, так к объектам гражданского
права обычно относят недвижимые и движимые
вещи, включая деньги и ценные бумаги,
работу и услуги, охраняемую информацию,
интеллектуальную собственность, нематериальные
блага.
Общее, что характеризует объект правоотношения,
это то реальное благо, ради чего существует
само правоотношение, это то на достижение,
использование, охрану чего направлены
субъективные права и юридические обязанности.
24. Субъекты правоотношений: понятие и
виды.
Субъектами правоотношений являются субъекты
права, вступившие в правоотношения. К
ним относятся индивиды (граждане, иностранные
граждане, лица без гражданства или апатриды,
лица с двойным гражданством или бипатриды),
так и коллективные субъекты, которые
на основании норм права могут быть участниками
правоотношений, носителями субъективных
прав и юридических обязанностей
Граждане являются самыми многочисленными
субъектами права и вступают в различные
гражданско-правовые, семейные, трудовые,
финансовые, процессуальные правоотношения.
Правовой статус иностранцев и лиц без
гражданства ограничен. Эти лица не обладают
теми правами и не несут тех обязанностей,
которые неотделимы от гражданства, например
не участвуют в выборах государственных
органов власти, в референдумах, не могут
занимать должности в государственном
аппарате, не подлежат призыву на военную
службу в стране пребывания.
К коллективным субъектам относят: государство,
организации и социальные общности.
Государство в целом как субъект права
выступает в международных, конституционных
и уголовных, гражданских правоотношениях,
в последних, например, при выпуске облигаций
внутригосударственного займа, в отношении
права собственности на бесхозяйное имущество,
на клады и т.д.
Организации могут быть государственными
и негосударственными. Государственные
организации подразделяются на три группы:
органы государства -- выполняют функции
управления и обладают властными полномочиями.
К ним относятся органы государственной
власти и управления, а также судебные
органы. Совокупность прав и обязанностей
этих органов, зафиксированная в нормативных
актах, определяется как их компетенция.
Эти органы выступают преимущественно
в административных, уголовных и процессуальных
правоотношениях;
государственные учреждения, в сферу компетенции
которых входит осуществление социально-культурной
деятельности, не связанны с властными
полномочиями. Это школы, больницы, ВУЗы,
библиотеки, театры, музеи и другие учреждения,
которые состоят на бюджете государства;
государственные предприятия -- занимаются
хозяйственной деятельностью, действующие
на основе права хозяйственного ведения
(унитарные предприятия) или права оперативного
управления (казенные предприятия).
Негосударственные организации, к которым
относятся общественные объединения,
хозяйственные и религиозные организации,
действуют в сфере хозяйства (хозяйственные
товарищества и общества, производственные
и потребительские кооперации) в сфере
политики (партии, общественные организации),
защиты прав граждан (юридические консультации,
профсоюзы, общества охраны прав потребителей)
и вступают соответственно в конституционные,
административные, трудовые, процессуальные
правоотношения.
Государственные и негосударственные
организации в сфере гражданско-правовых
отношений осуществляют свои полномочия
в качестве юридических лиц. Юридическое
лицо - это организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и несет самостоятельную ответственность
по своим обязательствам этим имуществам,
может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, исполнять обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде. Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс
или смету.
Юридические лица могут быть коммерческими
(хозяйственные товарищества и общества,
которые включают в себя полное товарищество,
общество с ограниченной ответственностью,
общество с дополнительной ответственностью,
акционерное общество; производственные
кооперативы, унитарные предприятия) и
некоммерческими (потребительские кооперативы,
общественные и религиозные организации,
благотворительные и другие фонды).
25. Функция права. Общая характеристика.
Функция права - обусловленные социальным
назначением права направления правового
воздействия на общественные отношения.
Признаки функции права:
- вытекают из сущности права и определяются
его назначением в обществе,
- выражают наиболее существенные, главные
черты права и направлены на осуществление
коренных задач,
- представляют направления активного
действия права,
- отличаются постоянством, непрерывностью,
длительностью действия.
Виды общеправовых функций.
1. Собственно-юридические, которые подразделяются
на регулятивную и охранительную. Регулятивная
предполагает правовое воздействие на
нормальные, позитивные общественные
отношения. Она может быть статической
и динамической. Охранительная предполагает
правовое воздействие направленное на
охрану общезначимых и вытеснение чуждых
данному обществу отношений.
2. Социальные, которые подразделяются
на экономические, политические, воспитательные
и другие.
26. Типы права.
Типология права - это его специфическая
классификация.
Типы права формируются с позиции нескольких
подходов:
- формационный подход;
- цивилшационный подход;
- подход на основе конкретно-географических,
национально-
исторических, религиозных, специально-юридических
и др.
При формационном подходе основными признаками
выступают социально-экономические. Базис
(тип производственных отношений) является
при данном подходе решающим фактором
общественного развития, на основе которого
формируются соответствующие типы надстроечных
элементов - государство и право. Здесь
выделяют следующие типы права:
1) рабовладельческий,
2) феодальный,
3) буржуазный,
4) социалистический.
В рамках цивилизационного подхода выделяют
следующие типы прав:
/. Право неразвитых государств.
2. Право развитых государств.
На первых стадиях цивилизации право в
виде законов существовало как своеобразный
придаток, инструмент и продолжение государственной
власти. В условиях демократии право получает
полное развитие, раскрывает свой потенциал
и выполняет свое предназначение регулятора
общественных отношений. Оно превращается
в целостный, самостоятельный организм,
обеспечивающий свободу и справедливость
в обществе.
В зависимости от конкретных географических,
национально-исторических, религиозных
и др., признаков выделяют следующие типы
права:
/. Национально-правовые системы - это конкретно-историческая
совокупность прав, юридической практики
и господствующей правовой идеологии
отдельного государства.
2. Правовые семьи - это совокупность правовых
систем, выделенная на основе общности
источников, структуры права и исторического
пути его формирования.
Различают следующие правовые семьи: романо-германская,
славянская, мусульманская, индусская
и др.
27. Понятие правовой системы.
Словосочетание "правовая система"
используется в двух смыслах: узкая трактовка
- "правовая система отдельной страны",
широкое понимание - "правовая семья",
т.е. несколько родственных в правовом
отношении стран.
Правовая система отдельной страны представляет
собой совокупность юридических ценностей,
действующих в этой стране, например, система
права и система законодательства, правовые
институты и правовые учреждения, правовые
понятия, принципы, символика, правовая
политика, идеология, юридическая практика.
Эти правовые ценности находятся во взаимодействии
и согласованности и характеризуют уровень
правового развития страны. Правовая система
интегрирует всю правовую действительность
конкретного государства.
Правовая семья - категория, которая служит
для обозначения относительного единства
правовых систем отдельных стран, имеющих
сходные юридические признаки и историю
развития. Существует несколько классификаций
правовых систем. Наиболее признанная,
дана Р. Давидом, который предлагает классифицировать
правовые системы в зависимости от источников
права, идеологии и юридической техники.
Он выделяет романо-германскую, англосаксонскую,
социалистическую, религиозные и традиционные
системы (последние, кстати распространены
на четырех пятых планеты).
Англосаксонская правовая система. Происхождение
ее связывают с периодом формирования
централизованной судебной системы в
Англии (период правления Генриха II), время
когда королевские разъездные судьи решали
дела от имени Короны с выездом на места.
Вырабатываемые этими судьями решения
в одном месте брались за основу другими
судебными инстанциями при рассмотрении
аналогичных дел в другом месте.
В сферу влияния прецедентного права Англии
попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая
Зеландия и другие страны.
В англосаксонском праве существует два
вида норм: законодательные и прецедентные.
Законодательные представляют собой (как
и в романо-германской системе) правила
поведения общего характера, прецедентные
- судебное решение по конкретному делу.
Наиболее важным источником англосаксонского
права является судебный прецедент, главная
форма выражения и закрепления английского
права, которое было и остается прецедентным.
Другими источниками англосаксонского
права являются закон (статут), который
появился позднее прецедента, но постепенно
приобрел весьма важное значение в правовом
регулировании общественных отношений,
обычай, юридическая доктрина.
Структура англосаксонского права не
знает классического деления на публичное
и частное право. Вместо этого исторически
сложилось его деление на общее право
и право справедливости, которые определяют
правовую архитектонику этой правовой
семьи.
Англосаксонская правовая система не
знает также выраженного деления права
на отрасли. Структурные особенности англосаксонского
права проявляются не только на макроуровне,
но и на уровне юридической нормы или микроуровне.
Прецедентные нормы представляют собой
казусы, которым присущи свои структура
и особое содержание. И связь этих первоначальных
элементов (микроклеток) англосаксонского
права в силу некоторых обстоятельств
имеет часто не логический, рациональный,
а традиционно- исторический характер.
Романо-германская правовая система. Возникла
в XII-XIII вв. в результате рецепции
римского права странами континентальной
Европы.
Когда говорят об особенностях норм романо-германского
права, то выделяют прежде всего такую
характеристику нормы- как общее правило
поведения, сформулированное законодателем
либо уполномоченными органами. По сравнению
с англосаксонской прецедентной нормой,
последняя носит обобщенный, абстрактный,
неперсонофицированный характер.
Основным источником романо-германского
права выступает закон. Законы принимаются
парламентами, обладают высшей юридической
силой и распространяются на всю территорию
государства, на всех его граждан. Другими
источниками романо-германского права
являются правовой обычай, и судебная
практика.
Структура романо-германского права предполагает
деление права на публичное и частное,
последовательное отраслевое деление.
28. Понятие системы права.
Система права представляет собой его
внутреннее строение, которое состоит
из объединений правовых норм.
Традиционно структура или система современного
романо-германского права представлена
такими элементами: норма права, институты
права, подотрасль и отрасль права, которые,
в свою очередь, объединяются в материальное
и процессуальное право, частное и публичное,
национальное и международное.
Их взаимодействие внутренне согласовано
и характеризуется наличием прямых и обратных
связей.
Норма права, как указывалось ранее, является
первичным элементом системы права. В
ней фиксируется только одно правило поведения,
одно субъективное право или юридическая
обязанность. Однако, ясно, что общественные
отношения - сложнейшая система горизонтальных
и вертикальных взаимоотношений, поэтому
существование одной правовой нормы бессмысленно.
Практическая ценность норм права состоит
в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли
служит два критерия: предмет правового
регулирования, который включает в себя
определенную сферу общественных отношений
(семья, собственность, государственная
власть) и метод правового регулирования,
который предполагает совокупность способов
воздействия права на определенную сферу
общественных отношений. Выделяют два
основных метода правового регулирования:
императивный (категорический, властный,
административный) и диспозитивный (гражданско-правовой,
автономный). Императивный метод правового
регулирования предполагает жесткую регламентацию
поведения участников правовых отношений,
неравное их положение (вертикальное),
отношения власти и подчинения, он не допускает
отступления от правовых предписаний.
Диспозитивный метод предполагает относительную
свободу поведения сторон, равное положение
участников правоотношения (горизонтальное),
их способность самостоятельно избирать
тот или иной вариант поведения.
Таким образом, отрасль права представляет
собой совокупность правовых норм, которые
регулируют качественно однородную сферу
общественных отношений своим особым
методом. Отраслями права являются конституционное
право, уголовное право, семейное право,
гражданское право и т.д.
Отрасль права обладает внутренней структурой
и также системна, поскольку состоит из
норм права в определенном порядке объединенных
в правовые институты и подотрасли права.
Правовой институт - совокупность правовых
норм, регулирующих вид или определенную
сторону общественных отношений. Например,
в конституционном праве существует институт
парламентаризма, гражданства, президентства,
в трудовом праве - охраны труда, заработной
платы, времени отдыха, рабочего времени
и т.д.
Подотрасль права регулирует особые крупные
подразделения общественных отношений,
входящих в сферу отношений, регулируемых
отраслью права. В гражданском праве выделяют
подотрасли авторского и наследственного
права, в земельном праве - водного и горного
права. Подотрасль права необязательный
элемент системы права, в некоторых отраслях
подотраслей не выделяют.
Все отрасли права объединяются в подсистемы
материального и процессуального права,
публичного и частного права.
Публичное право регулирует отношения
субординационные, базирующиеся на власти
и подчинении, на механизме принуждения
обязанных лиц. В нем доминируют императивные
(категоричные) нормы, которые не могут
быть изменены или дополнены участникам
правоотношений. К сфере публичного права
традиционно относят конституционное,
уголовное, административное, финансовое,
международное публичное право, процессуальные
отрасли и т.д.
Частное право опосредствует отношения
"горизонтального" типа, отношения
между равноправными независимыми субъектами.
Здесь преобладают диспозитивные нормы,
действующие лишь в той части, в которой
они не изменены и не отменены их участниками.
В сферу частного права входят: гражданское,
семейное, торговое, международное частное
право, отдельные институты трудового
права и некоторые другие отрасли и институты
права.
29. Понятие и виды отраслей права.
Отрасль права - самостоятельное, юридическое
подразделение права, состоящее из компактной
системы взаимосвязанных, распределенных
по институтам норм, регулирующих определенную
сферу общественных отношений, единым
методом.
Основанием деления системы права на отрасли
служит два критерия: предмет правового
регулирования, который включает в себя
определенную сферу общественных отношений
(семья, собственность, государственная
власть) и метод правового регулирования,
который предполагает совокупность способов
воздействия права на определенную сферу
общественных отношений. Выделяют два
основных метода правового регулирования:
императивный (категорический, властный,
административный) и диспозитивный (гражданско-правовой,
автономный).
Императивный метод правового регулирования
предполагает жесткую регламентацию поведения
участников правовых отношений, неравное
их положение (вертикальное), отношения
власти и подчинения, он не допускает отступления
от правовых предписаний.
Диспозитивный метод предполагает относительную
свободу поведения сторон, равное положение
участников правоотношения (горизонтальное),
их способность самостоятельно избирать
тот или иной вариант поведения.
Видами отраслей права являются:
конституционное право,
уголовное право,
семейное право,
налоговое право,
гражданское право,
хозяйственное право,
уголовное процессуальное и т.д.
Отрасль права обладает внутренней структурой
и также системна, поскольку состоит из
норм права в определенном порядке объединенных
в правовые институты и подотрасли права.
Отрасли права объединяются в подсистемы:
- частного и публичного права;
- материального и процессуального права.
30. Система права и система законодательства.
Система права и система законодательства
- это две стороны одного и того же феномена
- объективного права. Они соотносятся
как содержание и форма права.
Система права первична, она является
объективным основанием системы законодательства,
которое должно строиться законодателем
на основе системы права. Однако развитие
системы законодательства, ее совершенствование
заключаются не в том, чтобы все более
копировать систему права, походить на
нее. Развитие состоит в том, чтобы наиболее
полно реализовывать свое служебное предназначение
по отношению к системе права: обеспечивать
ясность и доступность правовой информации,
устанавливать четкую иерархию юридических
норм по их юридической силе, наиболее
полно и правильно учитывать особенности
государственного устройства страны и
т.д.
Система законодательства включает в
себя всю совокупность нормативных правовых
актов. Это результат специальной деятельности
полномочных, правотворческих органов.
Соотношение системы права и системы законодательства
проявляется в следующем:
1. Элементами системы права являются нормы,
институты, подотрасли, отрасли.
Элементами системы законодательства
- нормативные правовые акты, и составляющие
их элементы (разделы, главы, статьи, пункты
и др.).
2. Система права - внутреннее содержание
права; система законодательства - внешняя
форма.
3. Система права - состоит из норм, институтов,
подотраслей, отраслей; система законодательства
из нормативных правовых актов.
4. Первичный элемент системы права - норма
права; первичный элемент системы законодательства
- статья нормативного акта.
5. Система права более объективна, связана
с системой общественных отношений; система
законодательства более субъективна -
связана с волей законодателя.
6. Система права состоит только из норм;
законодательство включает призывы, декларации,
цели, мотивы, издания акта.
7. Отраслей права меньше , чем отраслей
законодательства.
Структура системы законодательства строится
как "по вертикали" (принцип субординации),
так и "по горизонтали" (принцип координации).
В основе иерархии нормативно-правовых
актов (вертикальная структура) всегда
лежит конституция. Для горизонтальной
структуры характерна разветвленная система
законодательных отраслей.
31. Соотношение международного и национального
права.
Международное право - это общепланетарная
правовая система, регулирующая отношения
между государствами, между иностранным
государством и гражданином, а также между
гражданами разных государств. Международное
право представляет собой систему юридических
принципов и норм, выражающих согласованную
волю участников международных отношений
и регулирующих их взаимное общение.
Существует деление международного права
на международное публичное право (регулирует
отношения между государствами) и международное
частное право (регулирует гражданско-правовые
отношения с участием иностранных физических
или юридических лиц либо по поводу имущества,
находящегося за границей). При этом нормы
международного частного права являются
нормами внутреннего права страны. Они
создаются каждым государством самостоятельно,
а международное оно потому, что регулирует
отношения, "осложненные иностранным
Существует два типа соотношения норм
международного и национального права.
В первом случае общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры государства
входят в систему его национального права,
причем приоритет отдается нормам международного
права (Российская Федерация, ФРГ). Так,
в Конституции РФ записано: "Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора". Таким образом, данные нормы
международного права не только признаются
частью системы права России, но и имеют
приоритет над ее внутренним законодательством.
В другом случае государство признает
приоритет общепризнанным принципом международного
права и обеспечивает соответствие им
законодательства, не допускается заключение
международных договоров, которые противоречат
Конституции этого государства