Международные стандарты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Международно-правовая защита – это достижение цивилизационного развития человечества. Международно-правовая защита личности – это та же, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться в международные судебные органы, например в Европейский суд защиты прав человека. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, принимаемые международные и иные санкции вошли в международно-правовую практику защиты прав человека. Развитие прав и свобод отражается в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах – Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактах о гражданских и политических правах, о социальных, экономических, культурных правах, Конвенции о правах ребенка, о политических правах женщин, которые ярко иллюстрируют эволюцию прав и свобод личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная защита прав ребенка.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»14 дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей. Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»15 определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»16 кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»17 повышен до 18 лет возраст лиц, которым может устанавливаться категория «ребенок-инвалид». ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»18 установил, как сказано в преамбуле, единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл.20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»19. Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл.50 УПК РФ20, в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия. С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях21 усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст.5.35).

Несмотря на огромный массив существующего в настоящее  время законодательства о защите прав детей, все же очевидно, что должна быть разработана отдельная концепция правового статуса человека, его прав и свобод, в Конституцию следует включить специальную главу об основах правового статуса личности в РФ и выделить в ней самостоятельный конституционно-правовой институт семьи и детства. Нормы этой главы будут призваны способствовать формированию конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института.

Очевидно, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.

Стоит заметить, что идея формирования основ правового статуса ребенка в РФ уже высказывалась учеными. В пользу этой концепции говорит многое. Во-первых, достаточная разработанность ее основных категорий, прежде всего теории правового положения личности. Во-вторых, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст.2 Конституции РФ. В-третьих, слишком велика сегодня социальная «цена» этой категории граждан, поскольку от «качества», а теперь уже от количества (учитывая современный демографический кризис) детей, подрастающего поколения зависит будущее самого Российского государства. В-четвертых, современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети, как особая категория граждан, нуждаются в особой защите.

Представляется, акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Защита прав ребенка в Англии

 

 

 

В XIX веке характерным завоеванием стало признание государством права ребенка на защиту.

Появилось понятие «охрана детей», которое трактовалось как «сознание необходимости охраны детей от произвола и жестокого с ними обращения родителей или заступающих их места, а также от нравственного их развращения...»22.

Официальная оценка правового  статуса несовершеннолетних впервые  базировалась на осознании того, что  положение детей в их собственных  семьях ни законодательство, ни общество до последнего времени не регулировало. Между тем это положение во многих случаях оказалось гораздо хуже, чем положение совершенно бездомных детей.

В качестве первых шагов в этом направлении можно считать создание в Нью-Йорке в 1875 года общества защиты детей от жестокого обращения.

Затем аналогичные общественные организации образуются в Англии, Франции, Пруссии.

Так, в 1889 году во Франции был издан Закон Русселя «О малолетних, беспомощных, заброшенных и терпящих дурное обращение», который предоставлял суду право лишать родительских прав людей, дурно обращающихся со своими детьми или не заботящихся о них. Данный законодательный акт официально признал за несовершеннолетними право на заботу родителей, право на гуманное обращение и воспитание, право на защиту жизни и здоровья от жестокого обращения и насилия.

Сегодня в национальном праве многих качественно изменилось не  только само законодательство о  защите прав детей, но и сама степень  реализации норм такого законодательства.

Несомненно, показательным  в этом отношении является опыт Англии, которая является одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми и их родителями. Поэтому в целях совершенствования российской системы защиты прав ребенка полезно и необходимо изучить роль социальной службы (social services) Англии в механизме защиты прав ребенка.

В Великобритании полномочия по обеспечению прав детей с 1948 года (Children Act, 1948) возложены на местные органы власти (local authority). До 1948 года этим занимались церковь и волонтерские организации.

В настоящее время  возможности местных властей  в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных  департаментов и служб по защите детей.

Социальная служба, как  правило, состоит из множества отделов: Assessment service (Оценочная служба), Children's support service (Служба поддержки детей), Children with disabilities service (Служба, работающая с детьми-инвалидами), young offending teams (Служба, работающая с молодыми правонарушителями) и др. Все они тесно сотрудничают с полицией, органами здравоохранения, школами, негосударственными организациями.

Оценочная служба (Assessment service) обрабатывает поступившую информацию и выясняет, в какой помощи нуждается ребенок. Информация может поступить непосредственно от самого ребенка, его родителей, соседей, школьного преподавателя, из больницы или от полиции. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. Обратиться в нее можно ежедневно в любое время суток. С этой целью существует горячая линяя помощи детям (emergency duty term), телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ.

Информация может поступить и от инспектора органов образования (educational social worker), который курирует посещаемость школы детьми.

Обращение за помощью должно быть рассмотрено в течение 48 часов, а в некоторых случаях – немедленно. В случае если ребенок подвергся физическому или сексуальному насилию или только была попытка этого, в срочном порядке привлекаются работники полиции. Далее, в течение одного рабочего дня, социальные работники определяют план действий, поставив перед собой следующие вопросы: полномочна ли социальная служба оказывать помощь ребенку в данной ситуации или за это отвечают другие структуры; какая помощь необходима ребенку; что нужно сделать в первую очередь; кто будет проводить опрос соседей, школьных преподавателей, семьи; кто будет беседовать с ребенком; может ли потребоваться помощь другим детям из этой семьи?

В случае необходимости социальные работники выезжают к соседям, в семью, школу, больницу для изучения ситуации на месте.

При подтверждении или обнаружении фактов давления, избиения или насилия ребенка собирается комиссия (The Initial Child Protection Conference). На ней присутствуют: социальный работник, полицейский, врач, преподаватель школы. Желательно присутствие ребенка и его родителей. Ребенок может прийти на комиссию в сопровождении друга или адвоката, но об этом он должен заранее поставить в известность социальную службу.

На комиссии решается вопрос: стоит занести имя ребенка в специальный Регистр (Child Protection Register) или нет? Если нет, то семья, по поводу которой было обращение, берется только под контроль работников социальной службы. Также комиссия дает рекомендации семье, как не усугубить ситуацию далее. Если комиссия решила занести имя ребенка в Регистр, то составляется план действий (The Child Protection Plan): кто из социальных работников будет заниматься данным делом; какие меры он должен предпринять; стоит ли привлекать к делу полицию; назначается дата повторной комиссии (The Review Child Protection Conference), которая должна быть проведена не позднее трех месяцев после первой. После этого возможна еще одна комиссия (в течение шести месяцев с момента занесения имени ребенка в Регистр).

Если существует вероятность причинения какого-либо вреда ребенку, то к делу привлекается офицер полиции. Он в соответствии с Законом о детях, 1989 (Section 3), обязан поместить ребенка в безопасное место, например в больницу. Ребенок может находиться под защитой полиции до 72 часов. В течение этого времени родители и другие лица имеют возможность общаться с ним, если это не нарушает благополучие ребенка. Офицер полиции обязан уведомить родителей и социальную службу о помещении ребенка в безопасное место, разъяснить ребенку, какие меры и почему предприняты в отношении его, а также выяснить его пожелания. Если возникает необходимость обратиться в суд, чтобы подписать Акт о защите ребенка в чрезвычайной ситуации (Emergency Protection Order), сотрудник полиции имеет право сделать это самостоятельно от имени органов местной власти. Обратиться в суд для получения Акта о защите ребенка в чрезвычайной ситуации может также и социальный работник или любое другое лицо, способное доказать наличие угрозы для ребенка. Акт выдается на срок до восьми дней и может быть продлен в случаях, предусмотренных законом.

Если ребенка необходимо удалить от родителей на некоторое время, например на период их развода, то детям назначается государственный опекун (Children's Guardians). Он должен помочь ребенку выступить в суде. В его полномочия также входит работа с адвокатом ребенка. Детский опекун независим от кого-либо.

Служба поддержки детей (Children's support service). В нее входит отдел, занимающийся защитой прав ребенка через суд (Courtwork), и отдел поддержки детей (Children's Support Team).

В судебном заседании может принимать участие не каждый социальный работник, а только тот, который имеет специальную квалификацию для участия в подобных делах (Guardian ad litem). Прежде чем участвовать в суде, социальный работник всесторонне изучает обстоятельства дела, документы, беседует с учителями, работниками патронажной службы. На основании собранных данных он делает заключение о том, какое решение будет наиболее полно отвечать интересам ребенка. Заключение социального работника имеет первостепенное значение при вынесении судом решения по делу.

Сотрудники Отдела поддержки детей (Children's Support Team) оказывают помощь молодым родителям, обучая их правильно заботиться о малыше. Например, молодые родители не знают, как приготовить малышу еду, как искупать его и т.д.

Служба, работающая с детьми-инвалидами (Children with disabilities service), помогает родителям заботиться о них.

В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др.

Для того чтобы не допустить рецидива насилия над ребенком, социальные службы Англии обязаны на протяжении многих лет контролировать семьи, в которых были обнаружены подобные случаи или попытки совершить их.

Таким образом, социальные службы Англии выполняют колоссальную работу по защите детей. Если они не успевают справляться со своими обязанностями, то на помощь к ним приходят неправительственные организации за приличное денежное вознаграждение от государства.

Правительство Англии оказывает финансовую помощь социальным службам в размере 8000 фунтов в неделю на одного ребенка. Работать в социальной службе в этой стране очень престижно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

К признанию особого правового статуса несовершеннолетних человечество продвигалось веками.

Определенным достижением  этого поступательного движения стало декларативное признание  и установление абсолютного, приоритетного статуса ребенка по отношению к любым совершеннолетним дееспособным лицам.

Информация о работе Международные стандарты прав ребенка