Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:05, курсовая работа
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.
Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные
возможности формирования новых отношений между демократическим
государством и гражданским обществом, которые характеризуются
политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.
Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.
Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов
местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и
задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.
Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами.
Реформирование требует и структура
управления городом. С появлением нового
административно-
Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.
Проведенный анализ становления современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Библиографический список
1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
2. Закон СССР «Об общих
началах местного
3. Конституция Российской Федерации. М. 1993. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.)
4. Постановление Правительства
Российской Федерации «О
5. Указ Президента Российской
Федерации «О некоторых мерах
по указанию государственной
поддержки местного
6. Указ Президента Российской
Федерации «О поэтапной
7. Указ Президента Российской
Федерации «Об основных
8. Указ Президента Российской
Федерации «Об утверждении
9. Федеральный закон «О
референдуме в Российской
10. Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
11. Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
12. Федеральный закон «Об
обеспечении конституционных
13. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2009. - №2. С. 33.
14. Андреев С.С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. 2010. №1. С. 136.
15. Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. Саратов. 2011. С. 86.
16. Ашлей П.О. Местное и центральное управление. Сравнительный анализ учреждений Англии, Франции, Пруссии и США. СПб. 2010.
17. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века // Под ред. В.А. Динеса. М.2009. С. 140.
18. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 2011.
19. Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 2009. №5. С. 126.
20. Бойтон Р., Десантис В. Формы местного самоуправления в США: анализ официальных и неофициальных функций мэров, городских управляющих и глав администраций. Серия рефератов. №12. М. 2010. С. 35.
21. Васютин Ю.С. Местного самоуправления в зарубежных странах. М. 2012. С. 125.
22. Ворониг А.Г. Местного самоуправления в Японии // Губерния. 2009. №1. С. 70.
23. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 2011. №2. С. 142.
24. Демократия и государство: Хрестоматия муниципального политика вып. 2. 2012. С. 106.
25. Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика: Учебное пособие. Екатеринбург. 2009. С. 224.
26. Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.И. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации / под общ. ред. Новоселова В.И.М. 2010. С. 336.
27. Мильшин Ю.Н. Муниципальное право России: Учебное пособие. М. 2011.
28. Рудой И.В. Местное самоуправление: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2012.
29. http://www.bibliofond.ru/
30. http://knowledge.allbest.ru/