Место и роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются :
- рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;
- раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
- определение места и роли государства в политической системе общества;
- рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность государства и закономерности его развития
2. Политическая система общества
3. Место и роль государства в политической системе общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.DOC

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Политическая система  правового государства базируется на:

во-первых, изменении  истолкования источника права, когда  им становится не государство, а личность;

во-вторых, изменении  представления о соотношении  между государством и законом. Согласно концепции правового государства  не любая возведенная в закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

в-третьих, утверждение  в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора40.

Политические системы, действующие на основе принципов правового государства имеют существенные признаки, к которым следует отнести: 

легитимность (принятием населением государственной власти, признание ее права управлять и согласия подчинятся);

легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законом;

безопасность, важнейшими аспектами которой являются:

  • военный, т.е. способность государства защитить общество;
  • правовой, т.е. наличие реальных гарантий личности;
  • экологический;
  • технологический;
  • информационный;
  • экономический41.

Исходя из этих принципов, сущностными чертами политического  режима демократии являются:

  • правление большинства;
  • свобода критики и оппозиции правительству;
  • защита меньшинства;
  • лояльность меньшинства к политическому сообществу.

Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие  сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия.

Политическая система  состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

Противоречия субъективного  плана, вызванные несовпадением  идейно-политических, психологических  и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

Таким образом, в свете  исторического опыта становится все более ясным, что демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

3.  Место и роль государства в политической системе общества

 

Характеризуя роль и место государства  в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно стремится  определить себя как сообщество всего  народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли  себя и в конституционных актах  других государств. “Народ” при  этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его  социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко  проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что  ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему  -  органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство  выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что  в некоторых  странах  общественные организации могут иметь в  своем распоряжении неприсущие им юридические  рычаги воздействия. Однако они, в отличие  юридических средств воздействия, находящихся в руках различных  государственных органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство  обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и  общественные объединения – это  самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и  общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак,  в результате  реализации поставленных целей и  решения  задач курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Демократическая  политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны. Это подтверждается следующим:

  1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и  делает это и сегодня,  можно сказать, что  в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.
  2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый  индивид  включается в политическую систему общества.
  3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы  определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия  классового общества.
  4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое  политическую систему и гражданское общество.
  5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится  в постоянном движении. И когда приходит необходимость в  изменении формы правления или политического режима, особая роль в  реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить  относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных  сферах жизни общества государство  неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства  было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества