Механизмы государства: понятие, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Государственный аппарат – это сложная система входящих в качестве элемента в историческую концепцию типа общества. В целях организации деятельности общества, государство реализует ряд внешних и внутренних функций, для реализации каждой из которых действует конкретная структура государственного аппарата, в совокупности она составляет механизм государства.

Содержание

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………….
3
ОСНОВНЫЕ понятия механизма государства…

5
СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА………………..

13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм государства.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

1)механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

2) механизм государства - это  совокупность не только органов  государственной власти (законодательных,  исполнительных, судебных), но и государственных  организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.)

3) механизм государства - это  функционирование, действие органов  государства, их динамика.

Нельзя не учитывать  тот факт, что в настоящее время  в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые  точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике.

Cтруктурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Таким образом, решению проблемы выработки единого подхода понимания механизма современного Российского государства способствует определение его как совокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ в целом и отдельных его составляющих.

II. Структура государственного механизма

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма  государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.13

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Первичным и  важнейшим структурным элементом  механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого Механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

          3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

          4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

           5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения

           6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

            7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

            Таким образом, структуру механизма государства можно представить схемой (Приложение 1):

           1) государственные органы;

            2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

            3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

           4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

          5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

         6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.14

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Таким образом, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

          На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Понятие механизма государства рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В узком смысле механизм государства отождествляется с понятием государственного аппарата, в узком смысле механизм государства понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

       

     

 

 

Список  использОВАННЫХ Источников

 

Нормативно-правовые акты:  

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс. 2012.

 

литературА:

  1. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. 312 с.
  2. Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права: учеб. - М., 2005. - 496 с.
  3. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2003. - №15. - С. 42 - 45.
  4. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства// Правоведение. 1996. №3. С.9.
  5. Борисов Г. А. Теория государства и права: учеб. БелГУ, 2007. - 292 с.
  6. Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права: учеб. М.: 2007. - 303 с.
  7. Комаров С. А. Государство в политической системе общества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Отв. Ред проф. М. Н. Марченко. Том 1 Теория государства. М., 1998. 450 с.
  8. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 343 с.
  9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
  10. Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. -- 640с.
  11. Морозова Л. А. Теория государства и права: учеб. М., 2002. - 414 с.
  12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001. -- 520 с.
  13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 1.Теория государства. М., 1998. 460 с.
  14. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2005. - 388 с.
  15. Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. -- 2-е изд. -- М.: Издательство НОРМА, 2002. -- 612 с.
  16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. учеб./ Под ред. В. Г. Стрекозова - М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008. - 384 с.
  17. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2007. - 142 с.

Информация о работе Механизмы государства: понятие, структура