Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:40, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-правовой анализ понятия, структуры и организации деятельности органов исполнительной власти РФ, а также их взаимодействия с другими ветвями власти.
В связи с поставленной целью, определим задачи настоящего исследования:
- рассмотреть понятие и основные черты исполнительной власти;
- изучить структуру органов исполнительной власти;
- исследовать функции органов исполнительной власти;
Введение……………………………………………………………...………...3
Глава 1. Исполнительная власть как разновидность государственной
власти………………………………………………………....................6
1.1. Понятие и основные черты исполнительной власти…………….6
1.2. Структура исполнительной власти………………………………10
1.3. Функции исполнительной власти………………………………..12
Глава 2. Механизмы функционирования исполнительной власти…15
2.1. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в
РФ………………………………………………………………………..15
2.2. Взаимоотношения органов исполнительной и законодательной
власти РФ……………………………………………………………….17
2.3. Исполнительная власть и судебная власть в РФ.
Соотношение, взаимодействие………..………………………………19
Заключение……………………………………....…………………………….23
Список использованных литературы…….……..…
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исполнительная власть как разновидность государственной
власти………………………………………………………..
1.1. Понятие
и основные черты
1.2. Структура
исполнительной власти………………………
1.3. Функции
исполнительной власти………………………
Глава 2. Механизмы функционирования исполнительной власти…15
2.1. Президент
Российской Федерации и
РФ……………………………………………………………………….
2.2. Взаимоотношения органов исполнительной и законодательной
власти РФ……………………………………………………………….17
2.3. Исполнительная власть и судебная власть в РФ.
Соотношение,
взаимодействие………..……………………………
Заключение……………………………………....……
Список использованных литературы…….……..……………………………25
Введение
Конституцией Российской Федерации в статье 10 регламентировано положение о том, что установленная государственная власть в Российской Федерации реализуется на базе разделения на законодательную власть, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1. Согласно федеративного государственного устройства России в указанную систему включены органы государственной власти РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ.
Характерной особенностью любого органа государственной власти является то, что данный орган реализует задачи и функции государства и выступает от имени данного государства, наделяется государственными властными полномочиями в соответствии с Основным законом и действующим законодательством. Указанные полномочия состоят в том, что государственный орган праве принимать правовые акты от имени государства, и данные правовые акты являются обязательными для круга лиц, которому они адресованы, осуществлять меры, которые обеспечивают реализацию правовых актов, включая меры убеждения, стимулирования, а также принуждения2.
Вопрос в теории государства и права об исполнительной власти представляется одним из сложнейших вопросов правовой науки. Действительные характеристики указанной ветви власти отображают состояние государственности в современный момент в целом, дают возможность оценить потенциал и возможные перспективы государственно-правовых методов решения различных социальных проблем.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время в России особенное значение приобретает результативное функционирование исполнительной власти, образование оптимальной системы органов, которые осуществляют каждодневное государственное управление. Сама исполнительная власть выступает как объективная необходимость, она все чаще выступает в виде организующей деятельностью государства.
Именно данная ветвь власти имеет разветвленную систему многообразных государственных органов с различным кадровым составом государственных служащих как непосредственно в центре, так и на местах. Подлинные характеристики рассматриваемой ветви власти демонстрируют ее значительность для оценки состояния деятельности всех государственных механизмов.
Объект работы - общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью органов исполнительной власти РФ.
Предметом исследования являются правовые нормы, в которых регламентируется организация и деятельность органов исполнительной власти РФ.
Цель исследования – теоретико-правовой анализ понятия, структуры и организации деятельности органов исполнительной власти РФ, а также их взаимодействия с другими ветвями власти.
В связи с поставленной целью, определим задачи настоящего исследования:
- рассмотреть понятие и основные черты исполнительной власти;
- изучить структуру органов исполнительной власти;
- исследовать функции органов исполнительной власти;
- проанализировать взаимоотношения Президента Российской Федерации и исполнительной власти в РФ;
- выяснить вопросы взаимоотношения органов исполнительной и законодательной власти РФ;
- определить
вопросы соотношения и
Методика и методология исследования составляют фундаментальные положения теории познания социально-правовых явлений. Для решения поставленных задач использовались общие и частно- научные методы, среди которых следует выделить методы научного анализа и синтеза, сравнения, обобщения, а также исторический, статистический и ряд социологических методов: наблюдение, изучение документов, контент-анализ и др.
Теоретической основой проделанной работы являются труды таких авторов, как: Э.Б. Эдвиновой, Б.М. Гордона, СП. Гришаева, М.Ю. Барщевского, М.В. Тимокиной, И.С. Тарарышкиной, Н.В. Ростовцевой, М.Г. Прониной, В.И. Серебровского, P.M. Мусаева и др.
Структуру данной работы составляют введение, основная часть работы, которая состоит из двух глав, объединяющие шесть пунктов, и заключение, последовательно раскрывающие тему исследования.
Глава 1. Исполнительная власть как разновидность государственной власти
1.1. Понятие и основные черты исполнительной власти
Субъектами исполнительной власти осуществляется государственное управление в пределах установленной компетенции. Исполнительной власти невозможно находится вне области государственных органов управления, которые реализуют ее назначение и функции. Организацией и деятельностью исполнительной власти являются организация и функционирование структуры ее органов, то есть государственных органов управления, у которых имеются нормативным путем установленные задачи, цели, компетенция, структура и требуемые для деятельности государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Законодателем не устанавливается понятие - орган исполнительной власти, только указание на существование единого механизма государственных органов исполнительной власти и определение в Конституции Российской Федерации (к примеру, статьи 77, 78, 85, 110, 112, 125), законах субъектов РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, и других нормативно-правовых актах их полномочий. В статье 17 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3 говорится о структуре органов исполнительной власти субъектов РФ. Российское законодательство использует несколько выражений, которые обозначают, собственно, органы исполнительной власти: исполнительные органы государственной власти, исполнительные органы, государственные органы управления.
Например, юридическая литература использует разные термины определения государственного органа (орган государства), которые во многом отражают многогранность обсуждаемой сущности. Большинством авторов как государственный орган понимается юридически оформленная первичная структура, но в тот же момент хозяйственно и организационно относительно обособленная часть государственной системы, состоящая из государственных служащих, которые имеют соответствующую структуру и установленный законами объем властных полномочий, необходимые средства для участия в реализации в границах их компетенции функций и задач государства, действующие от имени и по поручению государства, применяющие присущие ей способы и формы деятельности. При этом в качестве государственного органа может выступать организованная группа государственных служащих и должностных лиц или одно должностное лицо. Взаимодействуя с другими элементами государственного механизма, государственными органами образуется государственный аппарат4.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ. Президентом России, таким образом, не соотносясь ни с одной из указанных ветвей власти, осуществляется государственная власть. Одновременно он - государственный орган, орган государственной власти и должностное лицо в одном субъекте, наделенный полномочиями и осуществляющий данные полномочия, как те, что относятся ко всем трем ветвям власти, также и эксклюзивные. Имеются и другие государственные органы, их невозможно соотнести ни с одной из перечисленных ветвей власти, но, тем не менее, они обладают властными полномочиями (к примеру, можно назвать Счетную палату РФ, прокуратуру РФ и т.п.)5. По этой причине кажутся интересными предложения о наделении отдельных государственных органов правовым статусом как подсистемы государственной власти, их нельзя отнести к судебной, исполнительной или законодательной власти, но они могут действовать совместно с государственными органами, осуществляя необходимое с учетом потребностей общественного развития дополнение; отметить государственные органы, которые находятся вне закрепленных в Конституции РФ трех ветвей власти, в качестве органов государственной власти с особым положением; употреблять понятие конституционного органа по отношению к государственным органам, существование которых предусматривает Основной Закон государства6.
Как полагают некоторые исследователи, критерий отличия государственных органов от органов государственной власти в том, что у первых нет государственно-властных полномочий, т.е. они лишены возможности регулировать общественные отношения через принятие правовых актов внешнего влияния7. Данный взгляд не бесспорен. Двигаясь в данном направлении, можно логически прийти к парадоксальному заключению, что федеральные агентства и федеральные службы, хоть и являются государственными органами, но не относятся к органам государственной (исполнительной) власти, хотя на самом деле являют собой таковые. Т.к. в согласии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.)8 данными видами государственных органов по общему принципу в рамках их компетенции издаются только индивидуальные правовые акты. Помимо случаев, которые устанавливаются через указы Президента РФ или постановления Правительства России, у них нет права на осуществление в установленной области деятельности нормативно-правового регулирования, под которым понимают издание во исполнение и на основании Конституции РФ, федеральных законов, федеральных конституционных законов, правил поведения, которые обязательны для исполнения органами государственной власти, местными органами самоуправления, их должностными лицами, гражданами и юридическими лицами, которые распространяются на неопределенный перечень лиц (не распространяется на полномочия руководителей федеральных агентств и служб по управлению имуществом, которые закреплены за ними по праву оперативного управления, решения кадровых вопросов и вопросов по функционированию государственных органов, а также на полномочия по контролю за деятельностью в возглавляемых ими структурах).
Исполнительные органы выступают как составная часть любого публичного управления, например, местного самоуправления. Исполнительные органы также реализовывают управленческую деятельность, разрешают задачи управления, осуществляют его функции. Кроме того, исполнительные органы государственных учреждений, различных предприятий, негосударственных образований, а также общественных объединений по собственному правовому содержанию, компетенциям, юридическим последствиям управленческой деятельности значительно отличаются от самих органов государственного управления9.
Таким образом, органом исполнительной власти является государственная организация, элемент системы органов государственной власти в РФ, учрежденная непосредственно государством для выполнения и обеспечения выполнения законов и других нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех областях жизни государства, общества при помощи использования особенных форм и методов реализации управленческих действий, которая обладает соответствующей структурой, полномочиями, государственно-властными компетенциями и многочисленным штатом государственных служащих.
1.2. Структура исполнительной
Система органов исполнительной власти - учрежденная на разграничении различных предметов ведения и компетенции общность их взаимосвязанных видов, относящихся к данным видам конкретных органов, исполняющих возложенные на данные органы задачи и различные функции управленческого характера. Системой органов исполнительной власти отражается разделение различных предметов ведения и компетенций в организации непосредственно исполнительной власти, в реализации ее функций массой субъектов. Многообразие решения разделения различных предметов ведения и компетенций в системе исполнительной власти России заключено в том, что на него оказывает прямое воздействие федеративное устройство государства.
Федеративное устройство Российского государства базируется на ее государственной целостности, общности системы государственной власти, непосредственном разграничении предметов ведения и компетенций между различными органами государственной власти РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ, установленном равноправии и самоопределении членов Российского государства.
Система органов исполнительной власти формируется согласно конституционного разграничения полномочий в данной области между Федерацией и ее субъектами. К ведению РФ отнесены определение системы различных федеральных органов исполнительной власти, установленного порядка их организации и деятельности, развитие федеральных органов исполнительной власти.
Информация о работе Механизмы функционирования исполнительной власти