Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. содержание введение
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской Федерации 28
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Механизм государства: понятие и структура 5
2. Теория разделения властей и иные принципы
организации и деятельности механизма
российского государства 16
3. Орган государства: понятие, признаки и классификация 21
4. Структура государственного аппарата современного
российского государства 27
4.1. Президент Российской
4.2. Органы представительной и законодательной власти 30
4.3. Органы исполнительной власти 33
4.4. Судебная власть 36
4.5. Прокуратура Российской Федерации 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в
Стремительно меняющаяся российская действительность последних лет застала врасплох закостеневшую систему государственных органов Со-ветской России. Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним госу-дарственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это вне-сло определенную неразбериху в систему организации государственной вла-сти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что от¬ношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко го¬воря, недоверчивым. В этой связи перед Россией довольно остро встал во-прос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально дей-ствующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.
Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в на-учной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотноше-ния таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изу¬чить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной те¬мы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма Рос¬сийского государства на современном этапе.
Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридиче¬ская литература. В дореволюционный период о механизме государства писа¬ли В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский и современный
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.
1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвиже¬ния известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударст¬венные организации (профсоюзы и др.) проводили свой полити¬ческий курс. Налицо попытка демократизировать партийное ру¬ководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политичес¬кой системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государствен¬ных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства рассматривается как про¬низанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимы¬ми материальными придатками система государственных орга-нов, посредством которых осуществляются задачи и функции го¬сударства.
Основным орудием
Вместе с тем государственный механизм трактовался и в дру¬гом смысле, а именно, как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государ¬ственной власти . Здесь налицо более широкий «набор элемен¬тов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соот¬ношение механизма государства и госаппарата. Более того, увле¬ченность функциональными характеристиками и доктриной раз¬деления властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов».
В современных условиях понятие «механизм государства» на¬ходит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юри¬дической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государст¬венная власть, институты государства, форма государства, формы правления . И, тем не менее, для обогащения понятийного аппа¬рата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие
Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм го¬сударства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:
? го¬сударственные органы;
? публичные службы и корпорации;
? процедуры принятия государственных решений;
? ресурсное обеспечение.
В таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государствен¬ных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весо¬мых доказательств служат конституционные характеристики го¬сударства.
В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными орга¬низациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы органи¬зации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, по¬рядок введения налогов, управления государственной собствен¬ностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных про¬грамм. В конституциях и уставах субъектов Российской Федера¬ции регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.
В конституциях иностранных государств чаще всего содержат¬ся нормативные характеристики государства, власти и видов го¬сударственных органов. Это органы законодательной, исполни¬тельной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публич¬ные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII – территориальное самоуправление, в разделе IX – статус Верхов¬ной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Ад¬министрация».
В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о го-сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас¬ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ¬циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по¬священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя¬щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 – ста¬тус вооруженных сил .
Возникновению и развитию механизма
государства присущи некоторые
общие закономерности. Изменения
в нем могут носить революционный
характер, когда приход к власти
новых полити¬ческих сил
Государственный механизм призван функционировать эффек¬тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес¬ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:
? обеспечивать стабильность власти и устой¬чивость конституцион-ных институтов;
? последовательно выпол¬нять
? пра¬вильно использовать
? поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус¬кая преувели¬ченной роли одних и недооценки других;
? способствовать де¬
В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от консти¬туционной модели меха¬низма государства. Нередко возникают не¬формальные структуры, которые дей¬ствуют параллельно с госу¬дарственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастают¬ся лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс ц уровни принятия госу¬дарственных решений.
Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных про¬блем развития общества и государства и предотвращение негатив¬ных явлений.
Государственный механизм действует и развивается не изо¬лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей¬ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко¬номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска¬ет воз¬можное наделение органов местного самоуправления от¬дельными государст¬венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи¬мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа¬цию переданных полномочий.
Взаимодействие механизма
Для гражданского общества и механизма
государства ключе¬вой пробле¬
Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по¬зволяет правильно сочетать публич¬ные и корпоративные инте¬ресы.
Неумелые действия должностных лиц и государственных ор¬ганов и уч-реждений, плохое владение ситуацией нередко порож¬дают скорее «протест-ные», чем позитивные формы политического участия граждан2. Поэтому нужно создавать подлинно демокра¬тический стиль отношений между властями и на¬селением. Глас¬ность, доступность и высокая политико-правовая культура слу¬жат средствами решения этой задачи.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не¬посредственно олицетворяет государство, представля¬ет собой его, реальное ма¬териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .