Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:35, контрольная работа
Коммерческое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения. Своим содержанием она имеет изучение - правового регулирования коммерческой, или, что одно и то же, торговой, деятельности. Именно коммерческим правом называется данная отрасль права во всех зарубежных странах.
Введение 3
1. Механизм и основные принципы государственного регулирования коммерческой деятельности 5
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляющих регулирование коммерческой деятельности, их основные задачи и функции 7
3. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом 10
4. Задача 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Борьба с монополиями имеет два основных направления5:
Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
Недопущение монополий, не являющихся естественными.
Контроль и ограничение естественных монополий. Данное направление антимонопольной политики включает в себя:
Ограничение цен и, как следствие, прибылей монополистов с помощью законодательных актов и тарифных соглашений. Данная мера очень популярна и, кроме всего прочего, стимулирует совершенствование технологий монополистом.
Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом. В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.
Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей – физических лиц.
Контроль за ценообразованием монополий. Т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.
Но не надо думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.
Администрация города приняла решение о создании в городе ассоциаций по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, возложив на них функции управления входящими в их состав торговыми организациями. Правомерны ли действия администрации города?
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения, или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:
1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
2) раздел рынка по
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4) отказ от заключения
договоров с определенными
Еще одна группа мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.
Таким образом, действия администрации являются неправомерными.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Кроме того, государство может особым образом регулировать условия хозяйствования коммерческих организаций: через установление запретов на отдельные виды деятельности (например, монополия государства на торговлю спиртными напитками, сигаретами и т.п.), лицензирование различных видов коммерческой деятельности, предоставление налоговых льгот или, напротив, введение повышенных налогов, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности.
Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности: Торгово-промышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны.
Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических открытий. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации. Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой вновь возникшей проблемы компании прибегают к различным способам ~- от создания собственных высших учебных заведений (особенно в Японии, где переход работника в другую фирму практически невозможен) до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран.
Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический прогресс. На современном этапе развития капитализма все это придает конкуренции особую остроту.
Борьба с монополиями имеет два основных направления:
Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
Недопущение монополий, не являющихся естественными.
1 Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций. / сост. Голышев В. Г.-М.: МИЭМП, 2012. С. 158.
2 Илюшина М.Н., Челышев Н.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие/Под ред. Н.А. Баринова. - М., 2011. С. 173.
3 Богуславский М.М. Коммерческое право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. С. 181.
4 Коммерческое право: Учебник. Т. 1, 2 / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 2012. С. 169.
5 Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. - М., 2010. С. 170.