Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение механизма действия правового регулирования и выявление путем сопоставления различных точек зрения, высказанных в литературе, места правоотношения в этом механизме.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· проанализировать понятия правового регулирования и правоотношения;
· изучить способы и механизм правового регулирования;
· рассмотреть содержание правоотношения;
· выявить структуру правоотношений;
· дать характеристику места правоотношения в механизме правового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа тгп.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно убедиться, что правоотношение – центральное звено механизма правового регулирования. Правоотношение - это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.

Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

Их юридическая специфика в том, что, во-первых, участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью; во-вторых, основная масса правоотношений, без предусматривающих их юридических норм, не возникает; в-третьих, для правоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав и юридических обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношений лежит юридический факт (фактический состав); в-пятых, правоотношения, возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняются государством.

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага); содержание (материальное - дозволенное поведение обязанного лица и юридическое – субъективные права и юридические обязанности)5.

 

2.2. Содержание правовых отношений

 

Правоотношение - одна из центральных правовых категорий, многие аспекты которой до сих пор относятся к числу дискуссионных в юридической науке. Такими аспектами являются соотношение правоотношений и юридических норм, признаки, сущность правоотношений, а также более детальные их характеристики. Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т.е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности – обязанными.

Правоотношений, которые возникают в связи с юридическими нормами и на их основе, в жизни большинство. Они служат средством перевода общих установлений юридической нормы (объективного права) в конкретные субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношений. Специфика этого вида правоотношений состоит в том, что с их возникновением для одних лиц (управомоченных) открывается предусмотренная юридическими нормами и обеспеченная государством возможность использовать в своих интересах и целях поведение других лиц (обязанных), для которых соответствующее поведение становится общественно необходимым. В строгом смысле - это законоотношения6.

По мнению ученых, содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения. Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. А юридическая обязанность – вид и мера должного поведения лица.

Субъективное право, или право отдельного лица, - необходимое понятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной личностью, т.е. индивидом, а может иметь коллективный характер, т.е. быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммерческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное право коллективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно от объективного, "книжного" права.

Сущность субъективного права состоит в гарантированной возможности совершать определенные действия. Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления. Во-первых, это возможность управомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом. Во-вторых, это возможность требовать от обязанного лица совершения активных действий или воздержание от действий. Например, право требовать возврата долга по договору займа; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества по договору купли-продажи. В-третьих, это право притязания или возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение или заявление в милицию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

Если в состав субъективного права входит не одна, а несколько возможностей, то каждая из них, как составная часть субъективного права, называется правомочием.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя.

Юридическая обязанность также имеет три варианта своего проявления. Это может быть, во-первых, обязанность лица совершать собственные активные действия; во-вторых, обязанность его пассивного поведения; в-третьих, обязанность претерпеть меры государственного принуждения, т.е. нести юридическую ответственность. Например, покупатель, как сторона договора купли-продажи, обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег; продавец, получив чек, обязан отпустить указанный и оплаченный товар, воздерживаться от нетактичного поведения в адрес покупателя (не кричать на него, не оскорблять его, не отказывать в выборе товара в соответствии с чеком и пожеланием), а если продавец допустит нарушения служебной дисциплины, то он будет обязан нести дисциплинарную ответственность7.

 

2.3. Структура правовых отношений, субъекты правовых отношений

 

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага). А обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть и события, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение. Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Чаще всего таких сторон две: продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель при производстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так, каждый гражданин по поводу своих конституционных прав находится в правоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством: все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации. Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты правоотношений могут быть подразделены наиндивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство. Среди коллективных субъектов можно выделить государственно-территориальные образования, их население, и также организации. Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента: правоспособность -способность иметь субъективные права и юридические обязанности; дееспособность - способность приобретать и реализовывать права и обязанности своим деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия и действиями. Правоспособность получает законодательное закрепление, прежде всего, в гражданском законодательстве8.

Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаны обеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственного осуществления прав, а также исполнение обязанностей, определяемых его правосубъектностью. Как указывается в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г., "каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности".

Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникает активное избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет - обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет - всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемом прав в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряд должностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чего лишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевными заболеваниями, в установленном законом порядке ограничиваются в правах и дееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своей собственностью и т.п.). В определенной степени правосубъектность зависит и от других обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливает то обстоятельство, что при равном общем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.

Правосубъектность государственно-территориальных образований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами. Так, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов определяется, Конституцией РФ, конституциями республик в составе Федерации, уставами краев, областей и иных субъектов Федерации.

Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальный субъектов, осуществляющих производственную, коммерческую и иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.

Правосубъектность коллективных субъектов зависит от установленного законом (другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий9.

 

 

2.4. Правоотношение в механизме правового регулирования

 

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени и пространстве процесс. Большинство правоведов выделяют основные элементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в силу, так как на каждой стадии данного процесса как бы "проявляется" определенная совокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функциональной системы, показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме механизма правового регулирования.

 Различают две основные стадии правового регулирования - определение правового положения субъектов права и возникновение правоотношений и одна факультативная - правоприменительная. Однако ученый считает, что акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, т. е. деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей, являются содержанием механизма правореализации, а не правовой регуляции.

А. Я. Курбатов выделяет четыре взаимосвязанных стадии процесса правового регулирования: регламентация (урегулирование) общественных отношений (деятельности их участников), то есть разработка и принятие юридических норм (правотворчество); возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений); реализация норм права, т. е. фактическая реализация лицами своих прав и исполнение обязанностей; применение права (правоприменительная деятельность). Причем четвертая стадия может отсутствовать, осуществляться между первой и второй, второй и третьей стадиями10.

В соответствии с этими стадиями выделяют основополагающие элементы механизма правового регулирования, каковыми являются нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов.

Эти элементы составляют систему правовых средств воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) и составляют специфический механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по своей природе и функциям средств, позволяющих достигать цели. Это свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию; это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему. Применение термина "механизм" неслучайно, так как юридические средства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, "выстроены" так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория "механизм правового регулирования" призвана показать, как, посредством каких средств, происходит специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

Информация о работе Механизм правового регулирования