Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:36, контрольная работа
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений,способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законныхинтересов граждан, и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социальнополезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий дляпрогрессивного развития и процветания общества
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие и структура механизма правового регулирования………….5
1.1. Правовые виды: понятие и виды…………………………………………….5
1.2. Понятие механизм правового регулирования……………………………...7
1.3. Стадии правового регулирования…………………………………………...9
Глава 2. Эффективность механизма правового регулирования………………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования………….5
1.1. Правовые виды: понятие и виды…………………………………………….5
1.2. Понятие механизм правового регулирования……………………………...7
1.3. Стадии правового
Глава 2. Эффективность механизма правового регулирования………………11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан, и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности. Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов.
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Тем не менее, следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знания официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования
1.1. Правовые виды: понятие и виды
Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства. Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права.
Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав. Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями.
Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействия на общественные отношения. Общей юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать. Правовое регулирование преследует и общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного развития общества.
1.2. Понятие механизм правового регулирования
Изучение механизма правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д. Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования. С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования. В зависимости от элементов правового регулирования, действующих в определенный момент, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования. Простое регулирование - это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же права и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен. Сложное регулирование - это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим - акт применения нормы права.
Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
1.3. Стадии правового регулирования
В процессе правового регулирования можно выделить три стадии: формулирования правила поведения (издание нормы права), возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов и их реализация. Правовое регулирование начинается с формулирования нормативного регулятора путем принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентируют поведение людей, определяют, какие права, и обязанности они могут иметь, как должны поступить в той или иной ситуации, каковы последствия несовершения данных действий.
При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновения правоотношения. Права и обязанности в правоотношении реализуются в определенном поведении субъектов права, которое называется актом реализации правоотношения. Здесь юридические нормы достигают намеченного результата. В научной литературе стадия реализации норм права часто подразделяются на два этапа. На первом этапе возникают права и обязанности и в конкретном правоотношении, на втором - права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни.
В ряде случаев для достижения результата необходимы дополнительные акты специальных государственных органов, так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства. Оно нужно, например, когда субъекты добровольно не исполняют возложенные на них обязанности, и состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел, в вынесении обязательного для субъектов решения (приказа, постановления или приговора суда). В отличие от норм права эти акты носят индивидуальный характер: они распространяются только на определенных лиц и нацелены на претворение (применение) юридических норм. Такие акты называются актами применения права. Акты применения иногда необходимы и при возникновении правоотношений.
Таким образом, применение возможно и на второй, и на третьей стадии правового регулирования.
Глава 2. Эффективность механизма правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
1. совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.
2. совершенствование правоприменения, которое «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального усмотрения превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит, эффективности права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.
Заключение
Механизм правового регулирования - сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.