Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.
Введение
1. Формы правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные черты монархического правления
2.2 Абсолютная монархия
2.3 Дуалистическая монархия
3. Современные монархии
4. Достоинства и недостатки монархии
Заключение
Список использованной литературы
Понятие «форма
государственного устройства» предполагает
национально-территориальную
Государственное
устройство - это процесс территориальной
организации конкретного
Существуют две
формы государственного устройства:
1) унитарная
форма;
2) федерация.
К основным признакам
унитарного государственного устройства
относят:
1) единую конституцию,
действие которой
2) единую систему
высших органов
3) территориальное
деление на административно-
4) единую систему
права. Местные органы управления
обязаны применять все необходимые нормативные
акты, которые принимаются центральными
органами государственной власти;
5) единое гражданство,
т. е. население такого
6) единую судебную
систему, являющуюся базой правосудия,
с едиными нормами материального и процессуального
права.
Федерация - это
государство, которое состоит из
государственных образований, обладающих,
в свою очередь, юридической и
политической самостоятельностью.
Субъектами федерации
являются государственные образования
- штаты, земли, провинции, кантоны, государства
Марченко М.Н. "Проблемы общей теории
государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство:
Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с.
93.
Основные признаки
федерации:
1) территория
федеративного государства в
политико-административном
2) субъекты федерации
обладают учредительной
3) субъекты федерации
обладают властью в пределах собственной
компетенции, правом издания законодательных
актов;
4) субъекты федерации
обладают собственной правовой
и судебной системой;
5) федерация
основана на двухпалатной
6) федерация
дает возможность людям,
Необходимо особо
остановиться на месте и роли главы
государства в государственном
механизме зарубежных стран, полномочия
главы государства.
Главой государства
являются высший государственный
Различают статус
главы государства:
1) единоличный
(монарх или президент);
2) коллегиальный
(постоянно действующий орган
парламента).
К полномочиям
главы государства относят:
1) созыв парламентских
сессий;
2) официальное
опубликование законов;
3) право роспуска
и право вето;
4) формирование
правительства или его формальное
утверждение;
5) право увольнять
министров и правительство в
отставку, назначать судей;
6) право предоставления
гражданства и политического
убежища;
7) право заключать
международные соглашения
8) право награждать,
помиловать осужденных и
Полный перечень
всех прав может варьироваться в
зависимости от формы государственного
строя и национальных обычаев. Практически
при любой форме правления
некоторые полномочия глава государства
обязан согласовывать или утверждать
в парламенте, правительстве в установленном
конституцией порядке.
Главой государства
могут быть монарх, король, султан. Как
правило, такие представители высшей
власти одновременно являются и главами
исполнительной власти. На практике полномочиями
главы государства и главы исполнительной
власти глава государства пользуется
в дуалистической монархии и абсолютной
монархии. В остальных вариантах обязанности
главы государства и главы исполнительной
власти лицо может совмещать по указанию
правительства. Президент государства
может выполнять обязанности главы государства
и одновременно совмещать другие обязанности
(например, главы государства и исполнительной
власти, руководителя правительства при
наличии особой должности административного
премьер-министра). Президент в отличие
от монархов, королей и султанов избирается
на определенный временной срок.
Существует несколько
способов избрания президента:
1) голосование
в парламенте;
2) голосование
выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков,
которые, не общаясь между собой, избирают
президента из числа кандидатов, выдвинутых
разными партиями;
3) избрание президента
специальной избирательной
4) избрание непосредственно
избирателями, т. е. открытым всенародным
голосованием.
В случае прекращения
Президентом РФ исполнения своих
полномочий до истечения конституционного
срока в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией РФ, Совет
Федерации Федерального Собрания РФ
не позднее чем через 14 дней со дня
такого прекращения полномочий назначает
досрочные выборы Президента РФ (ст. 5 Федерального
закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
Президента Российской Федерации» Перевалов
В.Д. "Теория государства и права. Учебник.
- М., 2009 -528 с. - с. 102.
Парламентом является
высший орган народного представительства,
основная функцией которого - выражение
воли народа государства. Члены парламента
обязаны контролировать и организовывать
все общественно значимые отношения путем
принятия законов, деятельность органов
исполнительной власти и высших должностных
лиц. Члены парламента вправе формировать
другие высшие органы государства, избирать
на должность президента, избирать членов
нового правительства. А также парламент
вправе назначать конституционный суд,
объявлять амнистию, ратифицировать международные
договоры и т. д.
Состав парламента:
1) верхняя палата;
2) нижняя палата.
Численность членов
обеих палат разная и регулируется
конституцией. С изменением численности
населения изменяется и число
депутатов. В большийстве государств
принято, чтобы верхняя палата в два раза,
а то и больше была малочисленнее нижней.
Депутатами обычно
называются представители нижней палаты
парламента. Они, как правило, избираются
на срок 4-5 лет непосредственно гражданами
данного государства или в результате
многоступенчатых выборов как народные
представители. В некоторых государствах
(Бутане, Свазиленде и др.) представители
нижней палаты парламента выбираются
косвенными выборами.
Нижняя палата
и однопалатный парламент переизбираются
в полном составе. Члены верхней палаты
используют принцип ротации, т. е. состав
нижней палаты и однопалатного парламента
обновляется по определенным частям в
определенные сроки. В мировой практике
используется правило равнопропорциональной
замены сенаторов и заседателей палат,
т. е. состав обеих палат обновляется на
равное число членов, такой порядок установлен,
например, в Польше и Италии.
Состав верхней
палаты формируется несколькими
способами: в некоторых государствах
путем выборов (прямых и косвенных),
в некоторых - по конкретному назначению
вышестоящими органами. Заседателей в
верхней палате называют сенаторами.
Установленная
законом определенная часть сенаторов
верхней палаты избирается по мажоритарной
системе, остальная часть - по пропорциональной
системе. Такая система выборов сенаторов
существует в Италии. Также возможен вариант
выборов сенаторов смешанным методом.
Прямым голосованием (например, в Бельгии)
избирается только одна третья часть сенаторов,
вторая часть назначается по конкретным
представлениям кандидатур, остальная
часть сенаторов избирается провинциальными
советами заочным путем.
Состав парламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей, делегатов от мелких территорий, владений, федеральных округов и других образований, входящих в состав государства.
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные черты монархического правления
Монархия - форма
государственного устройства, при которой
верховная государственная
Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства -- монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия -- характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия -- предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 102.
Дуалистическая монархия -- полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года -- “Конституционная монархия под самодержавным царем”) -- сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.
Монархии можно подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.
Принципов передачи
власти всего три: династический, (при
которой действует строгий
Монархия как государственная форма весьма неоднородна и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно при перечислении видов монархического устройства:
Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).
Сакральные монархии - в которых первенствующая функция монарха - жреческая. Сакральная жреческая монархия нередко связана с традицией царской жертвы - добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.