Монархия, ее понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.

Задачами данной работы являются:

- анализ существующих форм правления,

- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,

- рассмотрение особенностей современных монархий.

Содержание

Введение

1. Формы правления

2. Особенности монархической формы правления

2.1 Основные черты монархического правления

2.2 Абсолютная монархия

2.3 Дуалистическая монархия

3. Современные монархии

4. Достоинства и недостатки монархии

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Монархия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «форма государственного устройства» предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного уровня. 

Государственное устройство - это процесс территориальной  организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения. 

Существуют две  формы государственного устройства: 

1) унитарная  форма; 

2) федерация. 

К основным признакам  унитарного государственного устройства относят: 

1) единую конституцию,  действие которой распространяется  на всю территорию государства  без ограничений; 

2) единую систему  высших органов государственной  власти (глава государства, правительство,  парламент); 

3) территориальное  деление на административно-территориальные  единицы без политической самостоятельности; 

4) единую систему  права. Местные органы управления обязаны применять все необходимые нормативные акты, которые принимаются центральными органами государственной власти; 

5) единое гражданство,  т. е. население такого государства  имеет право на единую политическую  принадлежность; 

6) единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права. 

Федерация - это  государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и  политической самостоятельностью. 

Субъектами федерации  являются государственные образования - штаты, земли, провинции, кантоны, государства  Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 93. 

Основные признаки федерации: 

1) территория  федеративного государства в  политико-административном отношении  представляет собой совокупность  территорий субъектов федерации,  которые не обладают суверенитетом.  Центральная власть обладает  исключительным правом использования  принудительных мер по отношению к субъекту федерации в случае нарушения союзной конституции. Субъекты федерации не могут выйти из союза в одностороннем порядке; 

2) субъекты федерации  обладают учредительной властью; 

3) субъекты федерации  обладают властью в пределах собственной компетенции, правом издания законодательных актов; 

4) субъекты федерации  обладают собственной правовой  и судебной системой; 

5) федерация  основана на двухпалатной структуре  союзного парламента; 

6) федерация  дает возможность людям, проживающим на ее территории и обладающим гражданством этого государства, получать двойное гражданство. В соответствии с тем, что федерация является союзом субъектов, человек, получивший гражданство одного субъекта, автоматически становится гражданином всей федерации и всех субъектов федерации. 

Необходимо особо  остановиться на месте и роли главы  государства в государственном  механизме зарубежных стран, полномочия главы государства. 

Главой государства  являются высший государственный конституционный  орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять государство как в мировом сообществе, так и внутри страны и отождествляться как символ государственности народа. 

Различают статус главы государства: 

1) единоличный  (монарх или президент); 

2) коллегиальный  (постоянно действующий орган  парламента). 

К полномочиям  главы государства относят: 

1) созыв парламентских  сессий; 

2) официальное  опубликование законов; 

3) право роспуска  и право вето; 

4) формирование  правительства или его формальное утверждение; 

5) право увольнять  министров и правительство в  отставку, назначать судей; 

6) право предоставления  гражданства и политического  убежища; 

7) право заключать  международные соглашения определенного  рода, назначать дипломатических  представителей; 

8) право награждать, помиловать осужденных и другие  права. 

Полный перечень всех прав может варьироваться в  зависимости от формы государственного строя и национальных обычаев. Практически  при любой форме правления  некоторые полномочия глава государства обязан согласовывать или утверждать в парламенте, правительстве в установленном конституцией порядке. 

Главой государства  могут быть монарх, король, султан. Как  правило, такие представители высшей власти одновременно являются и главами  исполнительной власти. На практике полномочиями главы государства и главы исполнительной власти глава государства пользуется в дуалистической монархии и абсолютной монархии. В остальных вариантах обязанности главы государства и главы исполнительной власти лицо может совмещать по указанию правительства. Президент государства может выполнять обязанности главы государства и одновременно совмещать другие обязанности (например, главы государства и исполнительной власти, руководителя правительства при наличии особой должности административного премьер-министра). Президент в отличие от монархов, королей и султанов избирается на определенный временной срок. 

Существует несколько  способов избрания президента: 

1) голосование  в парламенте; 

2) голосование  выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, которые, не общаясь между собой, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых разными партиями; 

3) избрание президента  специальной избирательной коллегией; 

4) избрание непосредственно  избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием. 

В случае прекращения  Президентом РФ исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет  Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня  такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ (ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Перевалов В.Д. "Теория государства и права. Учебник. - М., 2009 -528 с. - с. 102. 

Парламентом является высший орган народного представительства, основная функцией которого - выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов, деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Члены парламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать на должность президента, избирать членов нового правительства. А также парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д. 

Состав парламента: 

1) верхняя палата; 

2) нижняя палата. 

Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности  населения изменяется и число  депутатов. В большийстве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней. 

Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4-5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторых государствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламента выбираются косвенными выборами. 

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней палаты используют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатного парламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. В мировой практике используется правило равнопропорциональной замены сенаторов и заседателей палат, т. е. состав обеих палат обновляется на равное число членов, такой порядок установлен, например, в Польше и Италии. 

Состав верхней  палаты формируется несколькими  способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых - по конкретному назначению вышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами. 

Установленная законом определенная часть сенаторов  верхней палаты избирается по мажоритарной системе, остальная часть - по пропорциональной системе. Такая система выборов сенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторов смешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается только одна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретным представлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальными советами заочным путем. 

Состав парламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей, делегатов  от мелких территорий, владений, федеральных  округов и других образований, входящих в состав государства.

2. Особенности  монархической формы правления

2.1 Основные черты  монархического правления

Монархия - форма  государственного устройства, при которой  верховная государственная власть принадлежит единоличному главе  государства - монарху, осуществляющему ее по собственному праву, а не в порядке делегации и передающего ее по наследству в порядке престолонаследия.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства -- монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия -- характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия -- предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 102.

Дуалистическая  монархия -- полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года -- “Конституционная монархия под самодержавным царем”) -- сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

Монархии можно  подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.

Принципов передачи власти всего три: династический, (при  которой действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.

Монархия как  государственная форма весьма неоднородна  и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому  история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно  при перечислении видов монархического устройства:

Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ  и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет  своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).

Сакральные монархии - в которых первенствующая функция  монарха - жреческая. Сакральная жреческая  монархия нередко связана с традицией  царской жертвы - добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.

Информация о работе Монархия, ее понятие и виды