Монархия и республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование различных видов формы государственного правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть форму государственного правления, как один из элементов формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и виды монархической формы правления;
3. Дать характеристику каждой разновидности монархии

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
I Глава. Форма государственного правления…………………………………..
5
II Глава. Монархическая форма правления……………………………………
8
2.1 Сословно-представительная монархия…………………………………
12
2.2 Абсолютная монархия…………………………………………………...
14
2.3 Конституционная монархия……………………………………………..
16
III Глава. Республиканская форма правления…………………………………
18
3.1 Парламентарная республика…………………………………………….
21
3.2 Президентская республика………………………………………………
24
3.3 Смешанная республика…………………………………………………..
26
Заключение……………………………………………………………………….
28
Библиографический список……………………………………………………..
30

Вложенные файлы: 1 файл

КР по ТГП тема Монархия и республика как основные формы гос. правления.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….

3

I Глава. Форма государственного правления…………………………………..

5

II Глава. Монархическая форма правления……………………………………

8

2.1 Сословно-представительная монархия…………………………………

12

2.2 Абсолютная монархия…………………………………………………...

14

2.3 Конституционная монархия……………………………………………..

16

III Глава. Республиканская форма правления…………………………………

18

3.1 Парламентарная республика…………………………………………….

21

3.2 Президентская республика………………………………………………

24

3.3 Смешанная республика…………………………………………………..

26

Заключение……………………………………………………………………….

28

Библиографический список……………………………………………………..

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешним выражением содержания государства выступает его форма.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

Одним из элементов формы государства  является форма государственного правления.

Под формой правления  подразумевают организацию верховной  государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.Форма правления является ведущим элементом в форме государства.

Форма правления имеет  основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Целью данной работы является исследование различных видов формы государственного правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть форму государственного правления, как один из элементов формы государства;

2.  Проанализировать понятие, признаки и виды монархической формы правления;

3.  Дать характеристику каждой разновидности монархии

4.  Проанализировать понятие, признаки и виды республиканской формы правления;

5. Охарактеризовать каждую  разновидность республики.

 

При написании данной работы были использованы труды таких известных ученых - юристов как: Афанасьев В.С., Байтин М.И., Корельский В.М, Лавриненко Н.И., Лазарев В.В., Толстик В.А и другие. Данными учеными подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления, форм государственного устройства и форм государственно-правового режима государств.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

В первой главе дается общая характеристика формы государственного правления как одного из элементов формы государства.

Во второй главе рассматриваются монархическая форма правления, ее признаки и разновидности, а также характеризуется каждый вид монархии.

В третьей главе рассматриваются республиканская форма правления, её признаки и разновидности, а также характеризуется каждый вид республиканской формы правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Глава. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

 

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

В различных странах  государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.2

Основными элементами формы  государства являются форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков, к числу которых можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Форма государственного правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования её органов  и их взаимоотношения с населением3.

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы  правления требует обратить внимание на следующие моменты:

- строение высших органов  государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

- характер взаимоотношений  органов высшей государственной  власти с другими органами  государства и с населением;

- порядок образования;

- степень участия населения  в формировании.4

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.Форма правления является ведущим элементом в форме государства.

В зависимости от особенностей формы правления все государства  подразделяются на монархии и республики.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе.6

Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1.  Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2.  Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент );

3.  Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;

4.  Принципы взаимоотношения органов верховной власти;

5.  Взаимоотношения государственных органов с населением

Таким образом, форма государства – это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков государства. Форма государства имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов осуществления государственной (политической) власти.

Форма правления, являясь  одним из элементов формы государства, характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.

 

 

 

 

 

 

II Глава. МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

Монархией (гр. monarchia – единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс.7

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» — власть, то есть «монархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.8

Типичные черты монархической  формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной  власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает  как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью  Божией»);

д) отсутствие юридической  ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.

Особо следует сказать  и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.

При феодализме также  существовали монархические формы  правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину которого составляла господствующая этническая Группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными регионами.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс  феодализации земель и населения. В  этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть г отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и  мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).

Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических прав и свобод, разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парламентом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.

Монархия как форма  буржуазного государства стала  в значительной степени лишь отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

Монархия как форма  правления весьма неоднородна и  показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской.

Информация о работе Монархия и республика