Монархия, как вид правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение монархической формы правления.
Основными задачами в ходе исследования является определение понятия «монархия», разновидностей монархии и рассмотрение особенностей монархии в современности

Вложенные файлы: 1 файл

МОНАРХИЯ.docx

— 99.12 Кб (Скачать файл)

Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Для иллюстрации этих различий сравним английскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Англии, и в Испании является пожизненной и наследственной. Причем в этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а младший брат исключает старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952 г., а королем Испании - Хуан Карлос 1 Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.8

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Англии источником власти выступает монарх, «суверен», являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием «суверен» обычно определяют статус монарха в Англии, и он не носит титула главы государства, хотя на практике является таковым, обладая широкими властными полномочиями, большинство которых он реализует «по совету и с согласия» премьер-министра. В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника.

И как глава государства, испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, то есть не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.

Согласно традиции, монарх в Англии включается в состав парламента кок один из его главных элементов, хотя термином «Корона» обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны.9 Более того, монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Англии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют «по совету и согласию» премьер-министра.

Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально король Испании и королева Англии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила на парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победив шей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Англии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству выделяют древневосточную, феодальную монархию, теократическую и выборную.

Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией.10

Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия (средневековая монархия) – форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство. Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.11

Раннефеодальная монархия развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

Вотчинная монархия – монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

Выборная монархия – монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой. Такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.12

Также в литературе такие авторы как Тихомиров Л.А., Солоневич И.Л выделяют виды монархий по качеству монархической власти: истинную монархию, монархию деспотическую и абсолютную.

Истинная монархия – это та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это может случиться только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

Монархия деспотическая – отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Поэтому в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию.

Монархия абсолютная – абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. 13

 

Глава 2. Монархия в настоящее время

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. 
          Сегодня монархия – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах. 
          Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-«карликах»: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

 Третье место –  за странами Полинезии, и четвёртое  за Африкой, где в настоящее  время сохранилось всего три  полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». 
          Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

          Стабильность политической и  экономической систем большинства  монархических стран делает их  не только не устаревшими, но  прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них  по ряду параметров. 
           Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

 

2.1. Особенность современной  монархии

Особенность современной монархии – это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенность является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства.

Информация о работе Монархия, как вид правления