Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:36, реферат
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия. Указанные положения характеризуют современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил больше разнообразие монархий, которое трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» - власть) и означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения.
Монархия как форма правления.
Монархией можно назвать такое
государство, где верховная власть
наследуется на всю жизнь одним
лицом, пользующимся ею по собственному
усмотрению. Лицо, имеющее титул
монарха, принадлежит роду или «царствующему
дому» и является свободным от
какой-либо ответственности за свои
действия. Указанные положения
Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» - власть) и означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Например, в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в древнем Риме монархией, и наоборот, истории известны случаи, когда лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий – царский период Рима. Реальные монархии на первых порах были сильно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин. Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными выступали личные качества монарха. В период феодализма институт монархии отличался особой разработанностью, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жестокое ограничение сословно-представительными собраниями.
В современном понимании монархия – это власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляемая (монарх - помазанник божий). В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует.
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная , ограниченная уже парламентом.
Во главе государства находиться монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты когда началу той или иной монархической династии кладут выборы. Чаще приход к власти был через насилие, изредка приглашение. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.
Монарх приобретает
свою власть по принципу крови, наследуя
ее по собственному праву. Он не несет
никакой юридической
На международной арене в сношениях с другими государствами монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора) получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану личности.
Надо отметить то, что не во всех монархиях монархи имеют одинаковые права и полномочия. Это зависит от вида монархии.
В некоторых монархиях глава государства является одновременно религиозной главой.
Виды монархии в зарубежных странах.
История и современность знают разные виды монархий. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают – абсолютная, дуалистическая, парламентская.
Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Характеризуется
она тем, что в руках монарха
сосредоточивается вся полнота
государственной власти. Он сам издает
законы, непосредственно руководит
административной деятельностью или
назначает для этого
В современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость. Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман. Такие государства даже могут иметь октроированные «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха.
Монархи в
Саудовской Аравии, Омане считаются
также высшими духовными
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году.
Правительство, если такое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот может использоваться лишь раз в году, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него – с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная монархия.
Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного стоя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и другие государства).
Здесь существует развитое разделение властей при признании принципа верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»). Ст. 4 Конституции Японии предусматривает, что Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены конституцией.
Главный отличительный
признак парламентарной монархии –
политическая ответственность правительства
перед парламентом (нижней палатой)
за свою деятельность. Если парламент
выразит правительству
Изложенная
система отношений между
Напротив, в станах, где существует двухпалатная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающих
стран к числу парламентарных
монархий относится Таиланд, Непал,
однако, учитывая реальное влияние
монарха, здесь приходиться
Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет – особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию.
Республика как форма правления.
Республика (от латинского res publica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой глава государства (например президент) избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту. Большинство стран современного мира являются республиками.
В отличии от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина республика связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство – делом народа.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных прежде всего с мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождало республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и Азии распад колониальной системы в середине ХХ века привел, за единичным исключением, к образованию республик.
При прочих
равных условиях республика - наиболее
демократическая форма
Существуют
извращенные разновидности