Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ монопольной власти.
Задачи работы заключаются в следующем:
Понятие, возникновение монополии. Ее характерные черты и виды.
Понятие монопольной власти и ее оценка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие и виды монополий……………………………………………….5
1.1. Понятие монополии………………………………………………………...…5
1.2. Виды и функции монополии……………...……………………………….….5
1.3. Характерные черты монополии…………………….…………………………7
1.4. История возникновения монополий. Их развитие в России………….……10
1.5. Причины существования монополий……………………………….………15
Глава 2. Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы….………17
2.1. Понятие монопольной власти.
Оценка монопольной власти фирмы……………..………….………………….18
2.2. Источники монопольной власти…..….………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти ……….………………………..23
2.4. Способы поддержания монопольной власти………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 169.39 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
      "ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра МДисО 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы.» 

 

 

 

                                                          Выполнила: студентка Эб(ДО)зс-13-1

                       Р.С. Сынбулатова

 

                                      Проверил:    И.В. Лысенко  
 
 
 
 
 
 
 
 
                     

Тюмень 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..…………3 
Глава 1. Понятие и виды монополий……………………………………………….5

1.1. Понятие монополии………………………………………………………...…5

1.2. Виды и функции монополии……………...……………………………….….5

1.3. Характерные черты монополии…………………….…………………………7

1.4. История возникновения  монополий. Их развитие в России………….……10

1.5. Причины существования  монополий……………………………….………15

Глава 2. Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы….………17

2.1. Понятие монопольной  власти.

Оценка монопольной власти фирмы……………..………….………………….18 
2.2. Источники монопольной власти…..….………………………………………16 
2.3. Способы реализации монопольной власти ……….………………………..23

2.4. Способы поддержания  монопольной власти………………………………29

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………34 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение монопольной власти актуально, так как в наше время появляется все больше монопольных объединений, и государство стремится регулировать их деятельность. Предприятия монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются основой для развития отечественной промышленности, поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Цель данной работы – анализ монопольной власти.

Задачи работы заключаются в следующем:

  1. Понятие, возникновение монополии. Ее характерные черты и виды.
  2. Понятие монопольной власти и ее оценка.

Объектом исследования данной работы являются монополии и монопольная власть, а предметом – оценка монопольной власти фирмы.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе первая раскрывается понятие монополии, описывается история возникновения монополий.  
В главе второй раскрывается понятие монопольной власти.

Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.

Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Она является формой рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Главная ограничительная сила рыночной власти монополии — эластичность спроса на ее продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды монополии.

 

    1. Понятие монополии.

Термин «монополия» происходит от греческого monos - «один»  и  poleo - «продаю». Монополия зародилась еще в древние времена, первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики.

Монополия – это исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли), принадлежащее одному лицу, организации, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль. Таким образом, монополия представляет собой рыночную структуру, противоположную совершенной конкуренции. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты. Прибыль у монополистов устойчиво выше средней рыночной нормы прибыли.

 

    1. Виды и функции монополии.

Различают три вида монополии.

  1.  Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами (нормативными актами), наложенными на конкуренцию. К числу таких монополий относятся предприятия, имеющие эксклюзивные права, полученные от государства на поставку какой-либо продукции на рынок, например, спирта. В ситуации закрытой монополии могут оказаться целые отрасли (например, производители отечественных автомобилей), защищенные от импортной продукции высокими таможенными пошлинами. К другим вариантами возникновения закрытой монополии можно отнести патентную защиту, институт авторских прав.
  2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, удовлетворяя своими поставками весь предъявляемый на рынке спрос (Рис. 1). С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами. К естественным монополиям относятся сферы и хозяйствующие субъекты, способные удовлетворять общественный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это – фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно наличие только ее одной. Экономическая эффективность требует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).

 

       

         ρ

 

D

   
         
         
         

6

       
       

ATC

4

       
         
   

5

10

 
     

Q

 

 

Рис.1.  Естественная монополия

  1. Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение.

Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей с его собственной.

 

    1. Характерные черты монополии.

Чистая монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  1.  отсутствие совершенных заменителей;

  1.  отсутствие свободы входа на рынок;

  1.  одному продавцу противостоит большое число покупателей;

  1.  совершенная информированность.

 
1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала: 
 
=0.          
 
Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.

2. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них: 
наличие патентов на продукцию или на технологию, применяемую при ее изготовлении; наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов. 
Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. 
3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия.  Последний, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса.  
То есть монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать. Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию. Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и другими фирмами.

Информация о работе Монопольная власть. Оценка монопольной власти фирмы