Муниципальная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 03:20, реферат

Краткое описание

1. Муниципальная и государственная власть как формы реализации публичной власти в Российской Федерации: конституционные основы соотношения и взаимодействия.
2. Конституционный Суд о муниципальной власти как особой форме публичной власти.
3. Особенности муниципальной власти.
4. Местное сообщество – первичный субъект (носитель) муниципальной власти. Местное сообщество как муниципально-правовая категория.

Вложенные файлы: 1 файл

1_Munitsipalnaya_vlast_postmodul.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Муниципальная и государственная власть как формы реализации публичной власти в Российской Федерации: конституционные основы соотношения и взаимодействия.

В соответствии со статьей 12 К РФ органы МСУ в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Государство признает МСУ в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность МСУ, муниципальной власти от государственной власти. В РФ 2 разновидности публичной власти: государственная власть и муниципальная власть. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения, органы МСУ – вопросы местного значения.

Муниципальная власть –  особая, уникальная форма организации  публичной власти населения, проживающего на территории МО; она составляет одну из основ конституционного строя  России, является обязательной на всей территории России, хотя и не относится  к государственной власти.

Будучи разновидностью публичной  власти, муниципальная власть имеет  ряд признаков, присущих государственной  власти:

  • И государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть, - органы государственной власти и органы МСУ соответственно.
  • Деятельность органов государственной власти и органов МСУ основана на К РФ, законах и иных нормативных актах.
  • Существование в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на данной территории лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее пределом.
  • Содержание муниципальной власти составляют вопросы местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых осуществляется населением и (или) органами МСУ. Вопросы МСУ часто продолжение государственных дел, но на местном уровне. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения.
  • Европейский суд по правам человека – органы МСУ действуют на основе публичного права.
  1. Конституционный Суд о муниципальной власти как особой форме публичной власти.

КС РФ ввел термин «муниципальная власть» в конституционно-правовой категориальный аппарат. В своих  постановлениях КС РФ указывал, что  муниципальная власть – это власть местного сообщества. Муниципальная власть – публичная власть, наиболее приближенная к населению, ориентированная, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных, в частности с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения МО. В своем Постановлении от 2 апреля 2002 года №7 "По делу о проверке конституционности отдельных положений законов Красноярского края и Закона Корякского автономного округа об отзыве депутата представительного органа МСУ КС РФ отметил: местное самоуправление – как публичная (муниципальная) власть – осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы МСУ. В Постановлении от 30.11.2000 N 15-П по Курской области КС РФ указывает следующее: вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти, на органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

3.Особенности  муниципальной власти.

  1. Несуверенный, подзаконный характер. МСУ должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации – предмет совместного ведения РФ и S РФ. Самостоятельность МСУ определяется пределами установленными К РФ и действующим законодательством. Деятельность органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ должна соответствовать К РФ и основанным на ней НПА.
  2. Специфический S – носитель власти в лице местного сообщества – населения муниципального образования. Население является S права на самостоятельное осуществление муниципальной власти – непосредственно и через органы МСУ
  3. Локально-территориальный характер предметов ведения и полномочий - территория муниципального образования и проживающие или находящиеся на данной территории граждане, юр. лица, органы и организации. Эти территории – пространственная сфера реализации права на осуществление МСУ и пространственный предел осуществления муниципальной власти. Муниципальные образования предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества.
  4. Особые формы реализации муниципальной власти – посредством институтов МСУ В конституционном механизме народовластия муниципальная власть реализуется местными сообществами напрямую и посредством органов и должностных лиц МСУ.
  5. Особый объект – вопросы местного значения.
  6. Организационная обособленность муниципальной власти от государственной власти. Органы МСУ не входят в систему органов гос. власти. Относительная автономия муниципальной власти в системе публичной власти.

 

4.Местное сообщество  – первичный субъект (носитель) муниципальной власти. Местное сообщество  как муниципально-правовая категория.

Местное сообщество – это  население, проживающее на территории муниципального образования, объединенное общей территорией, едиными условиями  жизни и общими интересами в самостоятельном (под свою ответственность) осуществлении  муниципальной власти и соответственно решении хозяйственно-экономических, социально-культурных, иных ? местного значения и обладающее самоуправленческими полномочиями, реализуемыми непосредственно самим населением или его выборными органами.

Субъектом права на самостоятельное  осуществление муниципальной власти – непосредственно и через  органы МСУ – выступает население  МО.

Местное сообщество – первичная  социально-территориальная группа, первичный субъект МСУ в юридическом  и конституционно-правовом плане.

Местное сообщество является носителем муниципальной власти как формы проявления народовластия  на местном уровне и, соответственно, первичным субъектом МСУ, равно  как и коллективных самоуправленческих прав.

5.Условия принадлежности  к местному сообществу: теоретические  аспекты и практика закрепления.  Человек – субъект права на  осуществление муниципальной власти, ассоциированный член местного  сообщества.

В рамках местного сообщества каждый гражданин как его ассоциированный  член приобретает относительно самостоятельную  роль в системе самоуправленческих отношений по месту своего жительства. Каждый гражданин, как член местного сообщества является субъектом МСУ. Личность может рассматриваться  как первичный, исходный субъект  МСУ.

В МСУ двухуровневая система  первичных субъектов: с одной  стороны, это местное сообщество как первичная социально-территориальная  группа, субъект первичных самоуправленческих прав коллективного характера; с  другой стороны, личность как исходное социальное системообразующее начало самоорганизации населения и  одновременно как субъект индивидуальных муниципальных (самоуправленческих) прав. Правосубъектность индивида как участника самоуправленческих отношений необходимо увязывать не с политико-правовой принадлежностью к государству (в частности, с государственным институтом гражданства), а с его членством в местном сообществе.

6.Выборные и  другие органы местного самоуправления  как вторичные субъекты муниципальной  власти.

Органы  МСУ – избираемые непосредственно населением и (или) представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы  МСУ – носители публично властных полномочий, форма реализации права граждан на осуществление МСУ через своих представителей. Органы МСУ независимо от порядка их формирования находятся в представительной связи с населением МО. Призваны осуществлять эффективное и ответственное управление.

По своей природе органы МСУ не только носители публично-властных полномочий, но и одновременно форма  реализации права граждан на осуществление  МСУ через своих представителей. Соответственно, в своей совокупности они образуют публично –властное представительство местного сообщества.

Органы МСУ – одна из форм народовластия, форма участия  граждан в управлении делами местного самоуправления через своих представителей.

Форма опосредованного осуществления  народом своей власти.

Орган МСУ должен формировать волю местного сообщества, выражать его интересы в своей деятельности.


Информация о работе Муниципальная власть в РФ