ТЕМА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Муниципальная и государственная власть как формы реализации публичной власти в Российской Федерации: конституционные основы соотношения и взаимодействия.
В соответствии со статьей 12
К РФ органы МСУ в пределах своих полномочий
самостоятельны и не входят в систему
органов государственной власти. Государство
признает МСУ в качестве самостоятельного
уровня осуществления народом принадлежащей
ему власти. Это предполагает, в свою очередь,
организационную обособленность МСУ,
муниципальной власти от государственной
власти. В РФ 2 разновидности публичной
власти: государственная власть и муниципальная
власть. Органы государственной власти
решают вопросы государственного значения,
органы МСУ – вопросы местного значения.
Муниципальная власть –
особая, уникальная форма организации
публичной власти населения, проживающего
на территории МО; она составляет одну
из основ конституционного строя
России, является обязательной на всей
территории России, хотя и не относится
к государственной власти.
Будучи разновидностью публичной
власти, муниципальная власть имеет
ряд признаков, присущих государственной
власти:
- И государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть, - органы государственной власти и органы МСУ соответственно.
- Деятельность органов государственной власти и органов МСУ основана на К РФ, законах и иных нормативных актах.
- Существование в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на данной территории лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее пределом.
- Содержание муниципальной власти составляют вопросы местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых осуществляется населением и (или) органами МСУ. Вопросы МСУ часто продолжение государственных дел, но на местном уровне. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения.
- Европейский суд по правам человека – органы МСУ действуют на основе публичного права.
- Конституционный Суд о муниципальной власти как особой форме публичной власти.
КС РФ ввел термин «муниципальная
власть» в конституционно-правовой
категориальный аппарат. В своих
постановлениях КС РФ указывал, что
муниципальная власть – это власть
местного сообщества. Муниципальная власть
– публичная власть, наиболее приближенная
к населению, ориентированная, в том числе
на выполнение задач социального государства,
связанных, в частности с непосредственным
обеспечением жизнедеятельности населения
МО. В своем Постановлении от 2 апреля 2002
года №7 "По делу о проверке конституционности
отдельных положений законов Красноярского
края и Закона Корякского автономного
округа об отзыве депутата представительного
органа МСУ КС РФ отметил: местное самоуправление
– как публичная (муниципальная) власть
– осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления,
через выборные и иные органы МСУ. В Постановлении
от 30.11.2000 N 15-П по Курской области КС РФ
указывает следующее: вопросы местного
значения могут и должны решать именно
органы местного самоуправления или население
непосредственно, а не органы государственной
власти, на органы же государственной
власти возлагается обязанность создавать
необходимые правовые, организационные,
материально - финансовые и другие условия
для становления и развития местного самоуправления
и оказывать содействие населению в осуществлении
права на местное самоуправление.
3.Особенности
муниципальной власти.
- Несуверенный, подзаконный характер. МСУ должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации – предмет совместного ведения РФ и S РФ. Самостоятельность МСУ определяется пределами установленными К РФ и действующим законодательством. Деятельность органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ должна соответствовать К РФ и основанным на ней НПА.
- Специфический S – носитель власти в лице местного сообщества – населения муниципального образования. Население является S права на самостоятельное осуществление муниципальной власти – непосредственно и через органы МСУ
- Локально-территориальный характер предметов ведения и полномочий - территория муниципального образования и проживающие или находящиеся на данной территории граждане, юр. лица, органы и организации. Эти территории – пространственная сфера реализации права на осуществление МСУ и пространственный предел осуществления муниципальной власти. Муниципальные образования предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества.
- Особые формы реализации муниципальной власти – посредством институтов МСУ В конституционном механизме народовластия муниципальная власть реализуется местными сообществами напрямую и посредством органов и должностных лиц МСУ.
- Особый объект – вопросы местного значения.
- Организационная обособленность муниципальной власти от государственной власти. Органы МСУ не входят в систему органов гос. власти. Относительная автономия муниципальной власти в системе публичной власти.
4.Местное сообщество
– первичный субъект (носитель)
муниципальной власти. Местное сообщество
как муниципально-правовая категория.
Местное сообщество – это
население, проживающее на территории
муниципального образования, объединенное
общей территорией, едиными условиями
жизни и общими интересами в самостоятельном
(под свою ответственность) осуществлении
муниципальной власти и соответственно
решении хозяйственно-экономических,
социально-культурных, иных ? местного
значения и обладающее самоуправленческими
полномочиями, реализуемыми непосредственно
самим населением или его выборными органами.
Субъектом права на самостоятельное
осуществление муниципальной власти
– непосредственно и через
органы МСУ – выступает население
МО.
Местное сообщество – первичная
социально-территориальная группа,
первичный субъект МСУ в юридическом
и конституционно-правовом плане.
Местное сообщество является
носителем муниципальной власти
как формы проявления народовластия
на местном уровне и, соответственно,
первичным субъектом МСУ, равно
как и коллективных самоуправленческих
прав.
5.Условия принадлежности
к местному сообществу: теоретические
аспекты и практика закрепления.
Человек – субъект права на
осуществление муниципальной власти,
ассоциированный член местного
сообщества.
В рамках местного сообщества
каждый гражданин как его ассоциированный
член приобретает относительно самостоятельную
роль в системе самоуправленческих
отношений по месту своего жительства.
Каждый гражданин, как член местного
сообщества является субъектом МСУ.
Личность может рассматриваться
как первичный, исходный субъект
МСУ.
В МСУ двухуровневая система
первичных субъектов: с одной
стороны, это местное сообщество
как первичная социально-территориальная
группа, субъект первичных самоуправленческих
прав коллективного характера; с
другой стороны, личность как исходное
социальное системообразующее начало
самоорганизации населения и
одновременно как субъект индивидуальных
муниципальных (самоуправленческих) прав.
Правосубъектность индивида как участника
самоуправленческих отношений необходимо
увязывать не с политико-правовой принадлежностью
к государству (в частности, с государственным
институтом гражданства), а с его членством
в местном сообществе.
6.Выборные и
другие органы местного самоуправления
как вторичные субъекты муниципальной
власти.
Органы
МСУ – избираемые непосредственно
населением и (или) представительным органом
МО органы, наделенные собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения.
Органы
МСУ – носители публично властных
полномочий, форма реализации права граждан
на осуществление МСУ через своих представителей.
Органы МСУ независимо от порядка их формирования
находятся в представительной связи с
населением МО. Призваны осуществлять
эффективное и ответственное управление.
По своей природе органы
МСУ не только носители публично-властных
полномочий, но и одновременно форма
реализации права граждан на осуществление
МСУ через своих представителей.
Соответственно, в своей совокупности
они образуют публично –властное представительство
местного сообщества.
Органы МСУ – одна из
форм народовластия, форма участия
граждан в управлении делами местного
самоуправления через своих представителей.
Форма опосредованного осуществления
народом своей власти.
Орган МСУ должен формировать
волю местного сообщества, выражать его
интересы в своей деятельности.