Муниципальная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:14, реферат

Краткое описание

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Содержание

1. Социальная политика в современной России
2. Роль муниципального образования в реализации социальной политики
3. Механизмы реализации социальной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальная социальная политика.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация  после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной  власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении  местного самоуправления с институтами  государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции  к вопросам совместного ведения  относится  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Такая взаимосвязь государственных  и самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень  социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство – это  сложная система, имеющая в своем  составе социально-экономические  и территориально-государственные  формирования (субъекты Федерации), в  пределах которых существуют более  мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время  организация самоуправления стала  одной из важнейших политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

Социальная сфера –  это то, где должно быть четкое и  интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт  каждому члену общества, воплотить  в жизнь основной лозунг социального  государства – о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

Заключение

Как мы видим, существуют как правовые, так и организационные  механизмы реализации социальной политики. В частности нормативные ее основы изложены в Конституции России. На муниципальном уровне отчетливо прослеживаются потребности большей части населения страны, ясно обозначены механизмы реализации социальной политики. Однако на практике мы видим, что обеспечение граждан России социальными услугами и социальной поддержкой значительно ниже принятых в мире стандартов.

Представляется, что такое  расхождение теории с практикой  является следствием, во-первых, экономической  слабости России, чрезвычайной коррупционности, в результате которой выделенные на социальные нужды средства уходят бесконтрольно. Во-вторых муниципальная власть в нашей стране де-факто не стала формой самоуправления и институтом демократии. Значительная часть населения не участвует в выборах местной власти. Следует отметить и несовершенство законодательства. Процедуры контроля за органами муниципальной власти со стороны населения весьма сложны и не дают возможности эффективно влиять на муниципалов снизу. Фактически, муниципальная власть является составной частью государственного аппарата и оказывается оторванной от рядовых граждан. Таким образом ясно, что описанные в настоящей работе механизмы социальной политики будут действенными только в том случае, если муниципальная власть, действительно, станет местным самоуправлением.

 

Литература

1.     Атаманчук В.Г. Государственное управление / Организационно-функциональные вопросы: Учебное пособие.– М.: Юридическая литература, 2000.

2.     Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ- ИНФОРМ, 1998.

3.     Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4

4.     Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.

5.     Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005

6.     Социальная политика: Учебник / Н.А Волгин (и др.). – М.: Экзамен, 2002. 

 

Система муниципального управления: Учебник  для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005 С.225.

Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005 С.221.

Социальная политика: Учебник / Н.А  Волгин (и др.). – М.: Экзамен, 2002.

Каверзин М.Ю. Государство  и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского  университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 13-19

Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.


Информация о работе Муниципальная социальная политика