Муниципальное управление ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ состояния ЖКХ……………………………………………….
1.1 Состояние ЖКХ в современный период…………………………...........
1.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы……………………………..
Глава 2. Решение вопросов реформирования ЖКХ………………………..
2.1 Анализ хода реформирования ЖКХ……………………………………..
2.2 Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве………………………………………………………………………
2.3 Функции хозяйствующего субъекта……………………………………
Глава 3. Рыночные механизмы функционирования коммунального хозяйства…………………………………………………………………………...
3.1 Создание конкурентной среды…………………………………………..
3.2 Процесс реформирования тарифной системы……………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

мун управл.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

Определение целей для  конкретных коммунальных предприятий  должно основываться на разработанных  перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения  городов и населенных пунктов. Система  тарифного регулирования должна обеспечивать выполнимость производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период регулирования. Для этого система тарифного  регулирования должна:

стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых  услуг;

способствовать привлечению  инвестиций в коммунальные предприятия;

обеспечивать коммунальным предприятиям формирование достаточного для реализации поставленных перед  ними целей объема финансовых ресурсов;

учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

иметь встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Помимо создания экономических  механизмов, которые стимулировали  бы предприятия самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры  тарифного регулирования. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований коммунальных предприятий, включая проведение независимых  экспертиз и аудитов (за счет бюджетных  средств).

Процесс формирования тарифа на коммунальные услуги должен заключаться  в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями  поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Система регулирования коммунальных предприятий должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения  тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования  тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на возврат заемных средств. В-третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг. Установление срока действия тарифа должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной программы предприятия.

Процедуры тарифного регулирования  должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия  со стороны потребителей коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность  системы должна обеспечить необходимое  методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр  тарифов, их утверждения и вступления в силу. Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа, обеспечение  его работы максимально детальными формализованными процедурами. В соответствии с законодательством регулирование  деятельности муниципальных предприятий  является компетенцией органов местного самоуправления. В региональных центрах  и крупных городах органы местного самоуправления способны сформировать профессионально работающие регулирующие органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований  целесообразно делегировать функцию  по регулированию тарифов предприятий  коммунальной инфраструктуры на региональный уровень, что должно повысить качество принимаемых решений.

Фонд реформирования ЖКХ  обеспечит участие малых предприятий  в программах капремонта домов и  расселения аварийного жилья По словам Председателя Правительства, фонд реформирования ЖКХ обеспечит более широкое участие малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. "Среди таких компаний будут распределены заказы на сумму не менее 5 млрд рублей", - сообщил В.Путин. Необходимо изменить систему бухгалтерского учета на коммунальных предприятиях энерго-, ресурсоснабжения с тем, чтобы перейти от сложившейся практики минимизации налоговых платежей к практике обеспечения прозрачности и стимулирования инвестиций в сектор энерго-, ресурсоснабжения. Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит дефицит оборотных средств предприятий теплоснабжения, повысит их финансовую устойчивость.

По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования  потребления основных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход  от оплаты по нормативам потребления  к оплате на основе показаний приборов учета.

Введение раздельного  учета производства и транспорта тепловой энергии позволит создать  предпосылки для формирования локальных  рынков тепловой энергии путем разделения монопольного транспорта тепловой энергии  и конкурентного производства, что  предполагает юридическое выделение  и передачу в управление различным  хозяйствующим субъектам муниципальных  теплосетей и источников тепла. Эта  задача имеет большое практическое значение, поскольку в большинстве  крупных муниципальных образований  есть достаточно большой избыток  мощности по тепловой энергии и в  этой ситуации существует объективная  экономическая возможность покупать тепловую энергию у более дешевого производителя.

Решение этой задачи будет  способствовать формированию в большинстве  и городах области локальных  рынков тепла, стоимость которого будет  определяться с учетом стоимости  транспорта по муниципальным теплосетям. Важно, что среди таких источников тепловой энергии должны все больше присутствовать локальные источники тепла, особенно на слабо заселенных территориях (коттеджная застройка), при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепла, то есть в тех случаях, когда стоимость транспорта тепловой энергии сопоставима со стоимостью производства тепла.

Важной задачей обеспечения  эффективного тарифного регулирования  должно стать создание правовой основы для включения платежей по погашению  основной суммы долга в себестоимость  продукции и услуг предприятий  коммунального хозяйства в период реализации проектов реконструкции  за счет заемных средств.

Можно сформулировать несколько  основополагающих принципов регулирования  тарифов на товары (работы, услуги) регулируемых хозяйствующих субъектов, на основе которых следует строить систему  регулирования тарифов ЖКХ. Регулирование  тарифов на муниципальном уровне целесообразно осуществлять в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии или независимого регулирующего  органа. В установлении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг и тарифов  для муниципальных предприятий  и учреждений должны участвовать  представители подразделений администрации, общественных организаций (например, общество защиты прав потребителей), представляющие интересы всех заинтересованных сторон. Межведомственная комиссия (либо независимый  регулирующий орган) принимает решения, которые затем предоставляются  главе местного самоуправления для  окончательного утверждения. При рассмотрении тарифов органы местного самоуправления вправе обратиться за помощью к организациям любой формы собственности, в  том числе к профессиональному  регулирующему органу, созданному на региональном уровне; тарифы должны устанавливаться  на фиксированные сроки. В течение периода регулирования тарифы должны сохраняться неизменными в реальном выражении, что подразумевает их периодическую индексацию по заранее определенному правилу и/или перечень причин для их пересмотра до окончания периода регулирования; тарифы, устанавливаемые для регулируемого предприятия, должны формировать у него такой объем финансовых ресурсов, которого было бы достаточно для реализации утвержденных производственной и инвестиционной программы.

Заключение

Организация успешной работы ЖКХ - одно из важных условий обеспечения  достойных условий существования. Система упраления ЖКХ требует реформирования. Главной цель реформы ЖКХ - это улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Завершение процесса разграничение  функций собственника, управления и  обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном  уровне.

Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.

Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.

Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.

Необходим планомерный, поэтапный  переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев  населения. Бюджетные средства, выделяемые на модернизацию ЖКХ, должны эффективно и по целевому назначению использоваться. За соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ необходимо усилить контроль.

Что касается системы сбора  и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и  задолженности потребителей коммунальных услуг, она должна четко организована. При участии частного сектора  в обслуживании жилья улучшится.

Создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов ( воды, газа и тепла ит.п.)).

 

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2. ГК РФ. Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).  

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506.

3. А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Московский общественный научный фонд, 2007. - 88 с.

4. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

5. Новиков М. "Капитальная работа". Сосновский вестник от 26.08.10. № 98.

6. Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, # 49, ст.4622.

7. Фадеев В.И., Муниципальное право России. М.: 2009 , С.28.

 


Информация о работе Муниципальное управление ЖКХ