Муниципальные служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в необходимости осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.
Необходимо решить следующие задачи:
- анализ понятия муниципального должности и муниципальный служащий
- проанализировать порядок замещения муниципальных должностей.

Вложенные файлы: 1 файл

ккр.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                   Введение

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Предметом контрольно-курсовой работы  выступают теоретические и практические аспекты приобретения и реализации правового статуса муниципального служащего.

Актуальность темы заключается в необходимости  осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.

Необходимо решить следующие задачи:

- анализ понятия муниципального  должности  и муниципальный служащий

- проанализировать порядок замещения  муниципальных должностей.

 

 

 

 

 Правовой Статус  муниципального служащего

 Понятие правового статуса муниципального служащего

Муниципальным служащим  является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ст. 10 ФЗ № 25-ФЗ).

Статус (от лат. status – положение, состояние) – это совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, органов власти, международных организаций. Понятия «статус», «состояние», «положение» применяются тогда, когда речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения. При этом за сравнительно редким исключением не делается каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы. Ю.Н. Старилов, анализируя правовой статус государственных служащих, пришел к выводу, что этот статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

В законах субъектов РФ обычно указывается, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы. Хотя корректнее указывать, что правовой статус муниципального служащего возникает со дня вступления гражданина в муниципальную должность муниципальной службы, предусмотренную штатным расписанием органа местного самоуправления. С момента поступления на муниципальную службу на каждого муниципального служащего заводится личное дело, в котором отражается прохождение муниципальной службы.

«Поскольку целью муниципальной службы является обеспечение полномочий органов местного самоуправления как органов публичной власти, данный вид трудовой деятельности обладает определенной спецификой. Соответственно требуется особый подход в его законодательном регулировании. В этой части в законопроекте, так же как и в ФЗ № 8-ФЗ, использован принцип распространения на муниципального служащего не только непосредственно закона о муниципальной службе, но и трудового законодательства в тех случаях, когда тот или иной вопрос, связанный с муниципальной службой, не имеет особенностей. Это является существенным отличием от концепции регулирования отношений, связанных с государственной гражданской службой, что следует из ФЗ № 79-ФЗ. Кроме того, государственный гражданский служащий заключает с представителем нанимателя служебный контракт, а муниципальный служащий – трудовой договор (за исключением главы местной администрации, назначаемого по контракту)».

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 25-ФЗ) объем полномочий, предоставленных субъектам РФ по регулированию особенностей правового статуса муниципальных служащих, значительно сокращен по сравнению с тем, что предоставлялось ФЗ № 8-ФЗ.1 Поэтому в некоторых субъектах РФ начинают появляться статьи, содержащие примерно такие бланкетные нормы: основные права и основные обязанности муниципального служащего, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, устанавливаются Федеральным законом (ст. 8 закона от 18.07.2007 № 379-70 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в РФ».

И тем не менее некоторые вопросы правового статуса муниципального служащего должны регулироваться законами субъектов РФ, на что имеются прямые указания в ФЗ № 25-ФЗ. Поэтому в данной теме будут приведены некоторые примеры складывающейся судебной практики, связанной с оспариванием законов субъектов РФ о муниципальной службе. Представляется необходимым ознакомлением с позиций судов по рассматриваемому вопросу.

Права муниципальных служащих

Под субъективным правом муниципального служащего понимается мера возможного поведения. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на :

1)ознакомление с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки качества  исполнения должностных обязанностей  и условиями продвижения по  службе;

2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с трудовым  законодательством, законодательством  о муниципальной службе и трудовым  договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного  оплачиваемого отпуска;

5)получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования;

6) участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных  данных;

9) ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, с отзывами  о профессиональной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, а также  на приобщение к личному делу  его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать  профессиональные союзы, для защиты  своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров в соответствии  с трудовым законодательством, защиту  своих прав и законных интересов  на муниципальной службе, включая  обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в  соответствии с законодательством  РФ.2

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Более подробно о конфликте интересов будет говориться в следующей теме.

 Обязанности муниципального служащего

Под обязанностью муниципального служащего понимается мера должного поведения. Исполнение должностных обязанностей составляет основное содержание профессиональной деятельности муниципального служащего[8]. Следует отметить, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей рассматривается как дисциплинарный проступок и может повлечь применение мер ответственности (об этом более подробно см. тему 6.4). Поэтому очень важно определить объем должностных обязанностей с учетом особенностей работы по конкретной занимаемой должности и закрепить их в должностной инструкции, иных документах.

Определением Верховного Суда РФ от 21.02.2007 по делу № 72-Г07-1 была подтверждена незаконность отдельных положений ст. 11, 19 Закона в РФ «О муниципальной службе в РФ». Разрешая вопрос о соответствии ст. 11 и 19 Закона области об обязанностях муниципального служащего федеральному закону и проанализировав приведенные правовые нормы, суд сделал правильный вывод о том, что следует руководствоваться Федеральным законом от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», установившем в п. 2 ст. 7 необходимость обеспечения взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, в том числе посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.3 Поэтому перечень обязанностей, возлагаемых на муниципального служащего, должен соответствовать перечню, установленному в ФЗ № 79-ФЗ для государственных служащих и не может быть меньше.4

На основании ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ на муниципального служащего возлагаются определенные обязанности:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные нормативные правовые  акты РФ, конституции (уставы), законы  и иные нормативные правовые  акты субъектов РФ, устав муниципального  образования и иные муниципальные  правовые акты и обеспечивать  их исполнение;

2)  исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3)  соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4)  соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5)  поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6)  не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7)  беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8)  предоставлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

9)  сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В ст. 15 ФЗ № 25-ФЗ указывается, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ.5

Не допускается использование сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

Информация о работе Муниципальные служба